Лекционное занятие Роль денег в экономической системе в рамках выполнения проекта по повышению квалификации по курсу Основы финансовой грамотности
Тема: Роль денег в экономической системе.
Цели занятия:
определение основные теории возникновения денег
определения основных функций выполняемых деньгами
определение основных этапов развития денег
Планируемые задачи:
Определить предпосылки появления денег.
Дать определение термину «деньги».
Определить функции которые выполняются деньгами в социально-экономической системе.
Изучение основных этапов развития денег.
Вид урока -урок ознакомления с новым материалом
Форма урока – лекция, беседа
План урока:
1.Теории возникновения денег
2.Функции денег.
3.Этапы развития денег.
1.Теории возникновения денег
Все знают, что деньги это особый вид товара, который является эквивалентом стоимости всех других товаров, услуг и трудовой деятельности. В своё время, когда человечество только создавало первые образцы общества и государства, имели место две важнейшие тенденции.
Во-первых, натуральное хозяйство сменилось к системе обмена товарами. Благодаря развитию техники и накоплению навыков люди в определённый момент смогли не только обеспечивать себя всем необходимым для жизни, но и производить излишки. Излишки различных продуктов стали товарами, которые можно было обменять на то, что было нужно.
В-вторых, наблюдалось обособление собственников товаров, то есть человек мог самостоятельно изготовить некую вещь, которая представляла интерес для других, и при этом это была его личная вещь, на которую не могли претендовать его одноплеменники, «общество». Так появился бартерный рынок, на котором одни товары обменивались на другие товары. Однако очевидно, что достаточно быстро возникла необходимость введения определённого эквивалента, по которому можно было бы сравнивать стоимость разнородных товаров и осуществлять сделки. Ведь сложно, в самом деле, напрямую сравнивать стоимость, например, ткани и собранного мёда диких пчёл. К тому же бартер означал дополнительные сложности в поиске подходящих сделок: далеко не все владельцы мёда хотели обменивать его именно на ткань.
Решить все эти проблемы и позволили деньги, которые что в эпоху своего появления, что в настоящее время должны соответствовать ряду критериев: быть легко идентифицируемыми; быть достаточно прочными для длительной сохранности; иметь защиту от лёгкой подделки; обладать свойством делимости, то есть делиться на более мелкие денежные единицы, быть портативными; при одном номинале быть однородными.Рационалистическая теория возникновения денег
Существует две основные научные теории, объясняющие механизм возникновения денег: рационалистическая (или договорная) и эволюционная. Рационалистическая теория или теория общественного договора является родственной договорной теории возникновения государства – в обоих случаях предполагается, что на определённом этапе общественного, экономического, культурного развития люди ради решения тех или иных проблем достигали соглашения о введения того или иного нового инструмента. В данном случае – о введении денег.
Это означает, что люди пришли к совместному соглашению считать тот или иной предмет носителем определённого эквивалента стоимости, распространяемого на все виды товаров и услуг. Во многом благодаря этим подтверждениям рационалистическая теория происхождения является жизнеспособной и по сей день, имея множество сторонников среди профессиональных экономистов.
Эволюционная теория происхождения денег
Другая теория происхождения денег является неотъемлемой частью марксистской экономической теории и называется эволюционной. Создателем эволюционной теории происхождения денег был Карл Маркс, который применил и к этому вопросу свой историко-материалистический подход. С его точки зрения, появление денег это не событие, то есть не имеющее точных временных координат происшествие, а явление, то есть растянутый во времени, естественный и порождённый развитием экономических отношений между людьми процесс.
Товарный обмен, развиваясь в течение долгого времени, многих поколений людей, стихийно, вне зависимости от желания участников сделал наиболее ценным тот или иной вид товаров, который постепенно и стал наиболее желаемым для всех участников бартера и приобрёл характер эквивалента. При этом Маркс в качестве основного движущего мотива в данном случае усматривал не соображения оптимизации торговли, а необходимость оценки того труда, который затрачивался на производство товаров. Стоимостный учёт общественного труда – вот, согласно эволюционной теории, истинная причина зарождения денег.
Таким образом, деньги - это вещественное выражение экономических отношений между людьми, выражение их труда. Непосредственная деятельность по производству денег, по их выпуску и пуску в оборот, которая осуществлялась и осуществляется государство, для сторонников этой теории всего лишь формальная сторона вопроса, истинная стоимость денег определяется соотношения экономических отношений. Выходит, что деньги появились сами собой, потому что не могли не появиться.
2.Функции денег
Деньги– специфический товар, ставший всеобщим эквивалентом. Деньги выполняют пять функций:
Мера стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Соизмеримыми товары делает общественно необходимый труд, затраченный на их производство. Заключенный в товаре общественно необходимый труд определяется в производстве через соизмерение товаров друг с другом до момента их реализации. Деньги выступают материализацией всеобщего рабочего времени, заключенного в товаре.
Средство обращения. В отличие от первой функции, когда товары идеально оцениваются в деньгах до начала их обращения, деньги при обращении товаров должны присутствовать реально. Товарное обращение включает продажу товара и последующую покупку. При этом деньги играют роль посредника в процессе обмена. Функционирование денег в качестве средства обращения создает условия для преодоления индивидуальных временных и пространственных границ, характерных для прямого обмена товара на товар. Деньги постоянно находятся в обмене и непрерывно его обслуживают. Мимолетность их участия в обмене приводит к тому, что функцию средства обращения могут выполнять неполноценные деньги – бумажные и кредитные.
Средство платежа. В результате нехватки средств возникает необходимость купли-продажи товара с рассрочкой платежа, т. е. в кредит. При таком обмене не происходит встречного движения денег и товара. Погашение долгового обязательства является завершающим звеном в процессе купли-продажи. Деньги обслуживают разнообразные платежные отношения, в т. ч. трудовые.
Средство накопления. Создание денежных резервов на предприятии обеспечивает сглаживание возникающих нарушений у отдельного хозяйствующего субъекта, а резервы в масштабе страны устраняют диспропорций в экономике. Величина золотого запаса свидетельствует о богатстве страны и обеспечивает доверие к национальной денежной единице. Для выполнения этой функции деньги должны обладать способностью сохранять стоимость в течение определенного периода. Кредитные деньги являются бумажными символами и не создают реального богатства для владельцев. Деньги невыгодно хранить, их пускают в оборот для получения прибыли. Возможно хранение золота в форме слитков, монет, украшений; хранение денег в кредитных учреждениях и с помощью ценных бумаг.
Мировые деньги функционируют при внешнеэкономических расчетах, предоставлении международных займов и субсидий. Функция мировых денег делает возможным перелив капитала между странами.
3.Этапы развития денег
Деньги в своем развитии прошли несколько форм материальных носителей:
1. Товарные, металлические деньги - действительные или полноценные деньги.
Действительные деньги — это деньги, у которых номинальная стоимость соответствует реальной стоимости металла, из которого они изготовлены (медные, серебряные, золотые).
Монета имела установленные отличительные признаки (внешний вид, весовое содержание).
2. Заменители действительных денег (неполноценные) — это деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т. е. выше стоимости труда, затраченного на их производство. К ним относятся:
металлические знаки стоимости — стершаяся золотая монета, мелкая монета, изготовленная из дешевого металла (медь, алюминий);
бумажные знаки стоимости — сделанные из бумаги. Это бумажные деньги.
Бумажные деньги
Право выпуска бумажных денег имеет государство.
Разность между номинальной стоимостью выпущенных денег и стоимостью их выпуска образует эмиссионный доход казны. Сущность бумажных денег заключается в том, что они выпускаются для покрытия бюджетного дефицита и наделены государством принудительным курсом. Бумажные деньги не размены на металл.
Экономическая природа бумажных денег:
они всегда неустойчивы (они не могут постоянно фиксировать свой курс);
их выпуск никогда не регулируется потребностью товарооборота в деньгах;
отсутствует объективный механизм изъятия из оборота лишних денег.
Обесценивание бумажных денег связано с избыточным выпуском, упадком доверия к правительству, неблагоприятным платежным балансом страны.
3.Кредитные деньги
Кредитные деньги — это обязательства, суммарный объем заключенных договоров, размещенных заказов или полученных услуг, которые приходятся на определенный период времени независимо от того, когда были выделены необходимые фонды и когда фактически платежи будут осуществлены.
Кредитные деньги появились на базе функции денег как средства платежа.
Выделяют следующие виды кредитных денег:
вексель;
банкнота;
чек;
электронные деньги.
Вопросы для контроля изученного материала:
Выбрать один верный вариант ответа.
1.Деньги, у которых номинальная стоимость соответствует реальной стоимости металла, из которого они изготовлены:
А. Полноценные деньги
Б. Неполноценные деньги
В. Электронные деньги
2. Деньги, номинальная стоимость которых выше реальной (монеты из дешевых металлов, бумажные, кредитные)
А. Полноценные деньги
Б. Неполноценные деньги
В. Электронные деньги
3. К функциям денег не относится
А. Мировые деньги
Б. Средство платежа
В. Средство обращения
Г. Средство обогащения
4. Особый вид товара, который является эквивалентом стоимости всех других товаров, услуг и трудовой деятельности
А. Деньги
Б. Чек
В. Вексель
Г. Облигация
5.Существует две основные научные теории, объясняющие механизм возникновения денег:
А. Революционная и эволюционная
Б. Рационалистическая и эволюционная
В. Рационалистическая и революционная
Г. Облигационная и эмиссионная
Оборудование:
посадочные места для обучающихсярабочее место преподавателя
доска, мел
мультимедионое оборудование, ПК
Ход урока:
организационный момент;
оглашение темы и задач урока;
основная часть (работа в соответствии с план – конспектом занятия);
подведение итогов занятия;
определение вопросов вызвавших затруднения у обучающихся;
оглашение домашнего задания.