Разработка классного часа Жестокость. сочувствие. равнодушие
Методическая разработка классного часа «Жестокость. Сочувствие. Равнодушие»
Комбу Чаяна Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с. Нарын Эрзинского кожуунаЦели: воспитать в учащихся чувство сострадания, любви к ближнему, умения противостоять жестокости, коррекция недостатков характера (жестокости, злости, безразличия); развития навыков анализа и самоанализа; воспитание элементов нравственного сознания.
Методы: решение ситуативных задач, дискуссия.
Ход мероприятия.
Организационный момент. Введение в тему. Беседа.
Здравствуйте, ребята! Сегодняшний классный час я хотела бы начать с просмотра нескольких фотографий. (слайд 1)
- Подумайте, о чем сегодня пойдет речь? (слайд 2)
- Правильно о жестокости (на экране появляется слово ЖЕСТОКОСТЬ).
- Я попрошу вас подобрать слово, противоположное этому (СОЧУВСТВИЕ) (слайд3).
- А если не проявлять ни одного из этих качеств, как называть состояние человека? (РАВНОДУШИЕ) (слайд 4).
- Правильно, тема нашего урока «Жестокость. Сочувствие. Равнодушие.». ребята, давайте обсудим эти три качества (обсуждение).
2. Работа с классом.
- Чтобы понять значение этих слов, выполним задание. Надо определить к какому качеству относится эти поступки и разместить в нужном столбике. (слайд 5)
СОЧУВСТВИЕ ЖЕСТОКОСТЬ РАВНОДУШИЕ
Накормить бездомного Обижать животных Пройти мимо упавшего человека
Разделить чью-то неприятность Ударить слабогоНе заступиться за слабого
Проведать больного Дразнить кого-то Помочь в беде Радоваться чужому горю Молодцы, ребята, правильно выполнили задание!
3.Работа в группах.
- А теперь попробуйте дать определение этим качествам.
Дать определение вам поможет следующее задание.
(Учитель предлагает каждой группе сформулировать определение: сочувствие, равнодушие, жестокость. Затем каждой группе раздается набор карточек с отдельными словами, из которых нужно составить определения.)Сочувствие – стремление проявить к кому-либо сострадание, оказать помощь, сопереживать.
Жестокость – проявление к кому-либо насильственных грубых действий.
Равнодушие – проявление безразличного отношения к окружающему.
4.Физминука.
Зайцы скачут: Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок
Приседают, слушают
Не идёт ли волк
Раз - согнутся, разогнуться
Два - нагнуться, потянуться.
Три - в ладоши три хлопка
Головою три кивка.
5. Анализ ситуативных задач (работа в парах).
- Рассмотрим разные ситуации.
Ситуация 1.
Собака, которая живет в интернате, покусала одного из воспитанников. Директор распорядился прогнать собаку. Кому вы будете сочувствовать?
Ситуация 2.
Сережа отобрал у Вовы новогодний подарок . затем подошел к Саше, которого обидели старшие ребята, и отдал подарок ему. Сережа проявил сочувствие или жестокость?
Ситуация 3.
На улице человека сбила машина. Находившийся рядом врач начал вправлять выбитое плечо пострадавшему. Человек кричал от боли. Врач жестокий?
6. Самостоятельная работа с опросными листами.
Сейчас подумайте и ответьте на вопросы. Самостоятельно, как бы вы поступили в данной ситуации? то есть, даны ситуации и варианты ответов. Выберите тот ответ, который вам больше нравится.
Учащимся предлагается отметить то, что считают нужным.
Как ты поступишь в данной ситуации?
Ситуация Варианты ответов
Оного из друзей момент компании обидели. Ребята решили избить обидчика. Я… а) Откажусь. Пусть ребята без меня разбираются. Меня никто не обижал. б) Вместе с друзьями буду участвовать в драке. Надо отомстить за товарищ. в) Попытаюсь убедить своих друзей. Что так делать нельзя. Пусть разбираются двое между собой.
Я попросил
своего друга добавить мне денег на покупку робота. Он мне не дал, сказав, что сам собирает деньги на машину. На следующий день мой друг потерял все свои деньги. Я … а) Обрадуюсь. Не нужно было жадничать , когда я к нему обратился б) Отдать ему все свои деньги. Мне жаль друга. в) После того как он отказался мне помочь, меня не интересуют его проблемы.
Мы с другом нашли на улице щенка. Друг не может взять его домой, у мамы аллергия. Я… а) Я возьму его, но другу не дам общаться, ведь это только мой щенок. б) Я заберу его к себе домой. И друг может навешать его. в) Мы с другом пройдем мимо, как будто не заметили его.
- Давайте проверим, как вы поступили бы в первой ситуации? А во второй? А в третьей? Читаю ситуации, поднимите номер ответа, который вы выбрали.
- Молодцы, ребята! Оказывается, в нашем классе все учащиеся умеют сочувствовать и сопереживать. А там, где царит милосердие, любовь и сострадание, нет места жестокости и насилия.
7. Итог урока. (Эликсир против жестокости).
Сейчас я предлагаю вам придумать эликсир против жестокости. Но прежде подумайте и скажите мне, какими качествами должен обладать человек, чтобы не быть жестоким и равнодушным? (ученики отвечают). Значит, чтобы приготовить эликсир против жестокости нужно взять каплю доброты, сдержанности, бережливости. Скромности, мудрости, общительности. Искренности, уважения к другим и бескорыстия. И принимать этот эликсир каждый день, ну а мы начнем принимать этот эликсир доброты прямо сейчас (учащимся нужно предложить мок «Добрый»).
8. Итоги урока.
В завершении, я хочу пожелать вам быть уважительными друг к другу, сочувствовать в беде и никогда не совершать жестоких поступков. Я очень надеюсь. Что вы в будущем станете добрыми, милосердными и хорошими людьми.
Спасибо за урок!