Плюсы и минусы в использовании информационных технологий в учебной и вне учебной деятельности


Выступление
Преподавателя музыкально-теоретических дисциплин
Таран Марии Михайловны
МБОУ ДО «ДШИ» Муниципального образования «Холмский городской округ»
на межмуниципальной конференции
«Плюсы и минусы в использовании информационных технологий в учебной и вне учебной деятельности».
27 апреля 2016 года
Остаётся только поражаться, какими темпами развивается прогресс! Я родилась в 60-е двадцатого века. Отлично помню, как появлялись в квартирах холодильники и телевизоры, проигрыватели и телефоны, колготки и шариковые ручки. В 80-е можно было только мечтать о беспроводном телефоне. А я, в это время скупала виниловые диски и радовалась новомодными экземплярами: «Abba», «Rolling stones», Святославом Рихтером, Еленой Образцовой. Представляла, как буду их демонстрировать своим ученикам и меня распирала гордость, что у меня есть «такие» виниловые диски. В классе у меня стоял переносной проигрыватель «Аккорд» с пластмассовой иглой. И, лишь в 90-е появилась аппаратура с алмазной иглой и стереоэффектом.
И, вот прошло ещё каких-нибудь 30 лет и изменилось всё кардинальным образом: у каждого ребёнка мобильный телефон, дома у каждого компьютер, любой хвастается выходом в Интернет, обладанием какой-либо «Забубённой» программой, которая сама аранжирует, подбирает подходящие аккорды, варьирует вступления и заключения, а тебе надо лишь нажать нужные кнопки. Поражаясь таким темпом развития прогресса, и приживаемости новых технологий даже у малышей, нельзя вообразить, а что же будет ещё через 10 лет…
Я заметила огромное притяжение внимания, «трату» времени у учащихся с мобильниками: игры, музыка, SMS. Для детей - это очень занятно и они с удовольствием этим занимаются. Время использовать компьютер, синтезатор, миди-клавиатуру, систему караоке в обучении детей в ДШИ пришло! Ведь дети с раннего возраста знакомы с такими технологиями: по увлекательным и развивающим играм, по просмотру мультфильмов с прекрасной музыкой разных национальных культур, по культивированию пения под караоке. Сейчас по TV показывают множество таких программ. Остаётся совсем немного - научиться играть на инструменте и петь. И мало кто из учащихся хочет вникать в процесс обучения, в долгий кропотливый труд. Ведь сейчас видио-индустрия направлена на быстрый эффект: неделя – и ты можешь делать пируэты на коньках, ещё неделя - и ты танцор диско, латино, встал около «звезды эстрады» и сам «зазвездел». А как мало на TV передач о талантливых людях, о процессе их становления в жизни. Правда, есть удивительный канал «Культура», его можно совсем не выключать, а только наслаждаться. Что же касается остальных каналов, то…, а особенно по субботам и воскресеньям. Поэтому сознание современных детей направлено на быстрый эффект обученности. Ничего не поделаешь, время диктует свои условия, а уж мы – преподаватели сольфеджио и музыкальной литературы должны как – то совместить «веяния» современности и свои консервативные предметы. Попробую некоторые свои находки изложить.
Изучаем оперу В.А.Моцарта «Свадьба Фигаро». Указываю, что ария Фигаро «Мальчик резвый» является самым известным и популярным номером оперы. Прошу учащихся выучить мелодию и спеть её на уроке музыкальной литературы под караоке. Здесь можно поговорить и о фактуре изложения, и о форме. А на уроке сольфеджио собрать «Музыкальные пазлы» этой мелодии. Говорим о тональности, о ритме, по каким аккордам двигается мелодия, о способах развития, делаем слуховой гармонический анализ. А ещё через некоторое время предлагаю учащимся «исправить ошибки» в написанной мелодии. А через год – уже написать её по – памяти. На уроке музицирование: игра аккомпанемента по гармониям из гармонического анализа, выбор стиля аранжировки, сброс в компьютер, запись в формате МР3 и забрасываем в мобильник. Такой процесс вызывает у учащихся гордость за проделанную работу, а нам преподавателям – знание классической музыки и влюблённость в неё. А это возможно только при многократном «прокручивании» произведения в разных вариантах. Тут же приведу примеры, с которыми поступаю так же: Шуберт «Серенада», Бизе «Песня Тореадора», Верди «Песенка Герцога», Моцарт «Турецкое рондо», Григ «Танец Анитры». Так, через музыку выходим на сложные ритмы, интервалы, аккорды, закономерности следования гармоний, то есть идём от изучаемых произведений к теории, а не наоборот. Вообще, я приобрела три DVD - караоке: «Народные песни», «Классическое караоке», «Для малышей» и использую их в такой форме работы. Мечтаю ещё о караоке «Зарубежные хиты». Вот как на сегодняшний день можно использовать новые технологии в обучении. Конечно, от преподавателя требуется большая подготовка, необходима определённая аппаратура, набор нотных текстов. Но это можно делать каждую четверть по – немного. Я же практикую давать такие задания учащимся. Для них – это тоже упражнение в наборе нотного текста, его оформление, пропускание через себя.
В последние годы практикую ещё такую форму домашнего задания: сыграть пьесу, рассказать о ней всё по плану, отразить это в презентации. В итоге получается: музыка на уроке, которую исполняют учащиеся, презентация, по которой сразу видно, что ребёнок «выудил» из текста, а самое главное развитие речи .( Показ работ учащихся).
Ещё одна форма может заинтересует вас. Это создание презентаций по теме «Форма произведений» на основе русских сказок. (Показ работ учащихся).
Естественно, что всё более актуальным становится вопрос о готовности преподавателя самому создавать компьютерные методические пособия для освоения сольфеджио и музыкальной литературы. Я очень много работаю в этом направлении: создала пособие для преподавателей сольфеджио по проведению контрольных уроков во всех классах, создала материалы для проведения итоговой аттестации учащихся по сольфеджио и музыкальной литературе, создала сборники тестов по музыкальной литературе по всему курсу обучения, создала папки с хрестоматийными музыкальными произведениями по всем классам, накопила большой материал по презентациям по разным темам, создала много опорных таблиц для учащихся…
Между тем разработка таких методических ресурсов требует определённой компьютерной компетенции. А это означает не только пользовательский уровень знакомства, но и понимания того, какой должна быть музыкальная методика, опирающаяся на возможности компьютера, какие новые идеи и приёмы компьютер в состоянии помочь осуществить.
Компьютерные программы для проверки и тренировки слуха сегодня существуют. И в не малом количестве. Но их у нас почти нет. Нет и курсов, которые бы держали нас на «плову» в этой сфере. Так что, в нашем информационном веке, мы пока ещё не вооружены новейшими технологиями в полной мере. А ведь, сколько есть компьютерных программ, которые хочется освоить. А, может быть вся проблема во времени самоподготовки преподавателя, которого у преподавателя нашего времени просто нет, так как надо «вкалывать», а то просто не выживешь.
Для преподавателя компьютер на уроке, подключенный интернет, кабель, соединяющий монитор с большим экраном телевизора или интерактивной доской – это, просто чудо, о котором даже не возможно было вообразить. А теперь есть всё! Но, хорошо это или плохо? Наблюдаю, что набор учащихся на музыкальное отделение всё меньше и меньше. Да, и поступив, учиться-то трудно, долго, к выпуску остаются «крохи». Всё меньше и меньше способных детей: с хорошей памятью, реакцией на определённую информацию, поющих и знающих песни, способных сыграть хорошую музыку, разобраться в ней. Как то трудно приживаются наши теоретические понятия: речитатив, кантилена, рондо, диссонанс, полифония, фактура…
Всё ищу и ищу причину, почему? То ли в век информации мозг учащихся просто «зашоривается» и отказывается это воспринимать, то ли нет понимания и мотивации это запоминать. И прихожу к выводу, что учащиеся стали мало читать и понимать что читают. Плохо вчитываются в текст, не видят в нём информации для себя, не могут сделать выводы по прочитанному, или даже по увиденному сюжету опер не могут дать характеристику герою. Как то давно не встречала развитых детей, могущих выделить главное. Вот хотя бы по презентациям. Казалось бы, найди картинки, текст в википедии, обработай его, выдели главное, ну нет, не могут: родился композитор и сразу умер. Даю задание: подготовить творческий портрет композитора. И, просто удивляюсь, как это трудно в наш информационный век для учащегося. А когда преподавателю учить этому детей? Образовательная программа ставит нас в жёсткий график прохождения материала. Чуть затронул что-то «больное», и уже вышел из графика календарно-тематических планов. И, думаешь, как раньше обходились без информационных технологий, а знания какие были прочные!
В общем, чем больше возможностей, тем меньше умеют наши дети и меньше знают. Так бы хотелось остановиться, растолковать, объяснить, но, на это времени просто нет. Может меньше давать, да лучше, качественнее?