Урок по химии«Классификация химических реакций»,11 класс
Тема урока. Классификация химических реакций.
Цель:
Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме классификация химических реакций;
создавать на уроке условия для самоопределения каждого учащегося для проявления им своей индивидуальности и эмоционального восприятия материала урока;
содействовать развитию у учащихся умений классифицировать химические реакции, а так же на основе анализа учебного материала делать выводы;
содействовать воспитанию интереса к предмету.
Задачи.
Образовательные
Способствовать формированию учебно-познавательных, образовательных компетенций, формированию умений проводить химические эксперименты с соблюдением правил техники безопасности, наблюдать за реакциями.
Воспитательные.
Способствовать формированию коммуникативной, общекультурной компетентности.
Развивающие.
Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, речи.
Способствовать формированию материалистической картины мира.
Оборудование: дидактические карточки для опроса учащихся; карточки с химическими реакциями, таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», компьютер, мультимедийный проектор, реактивы, пробирки, спиртовки, спички, штативы для пробирок.
Реактивы: КМnO4, СuSO4, Fe.
Литература:
Учебник О.С.Габриелян, «Химия», Базовый уровень, 11 класс 2012г
Электронное приложение к учебнику О.С.Габриелян, «Химия», Базовый уровень, 11 класс 2012г
Химия. 8–11 классы. Методические рекомендации и рабочая программа к линии УМК О. С. Габриеляна
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Межпредметные связи ( биология: химические реакции в организме человека), связь с профессией.
Планируемые результаты урока.
Студенты должны знать типы химических реакций.
Определять тип химической реакции по уравнению.
Составлять уравнения химических реакций.
Тип урока: комбинированный
Педагогическая технология.
Образовательные, воспитательные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные
Методы и приёмы.
1.Словесный (фронтальный опрос, рассказ, беседа, объяснение)
2.Наглядный (проектор, презентация, демонстрационный опыт, таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», дидактические карточки, раздаточный материал)
3.Практический (работа с учебником, таблицей ПС, выполнение проверочной работы, составление опорного конспекта в рабочих тетрадях, опережающее задание - выполнение опыта)
Форма работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Ход урока
Организационный момент.
Разминка
III. Проверка знаний учащихся. (Уплотнённый опрос)
IV. Актуализация знаний
V. Изучение новой темы.
VI. Рефлексия.
VII. Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент.
(На уроке студенты осуществляют самоконтроль своей работы, взаимоконтроль, заполняя листы самоконтроля)
Разминка.
Проверка домашнего задания.
- Работа по карточкам
- Экспресс - опрос
- Выполнение проверочной работы
- Взаимопроверка в парах
Изучение нового материала.
Постановка темы урока совместно со студентами
В окружающем нас мире протекает огромное число реакций. Ежесекундно в организме человека происходят сотни и тысячи всевозможных реакций. В печени человека протекает 20 000 000
химических реакций.Как же удержать в памяти многообразие химических процессов, как практически ориентироваться в них?
Предполагаемый ответ. Классифицировать, объединить, группировать.
Запись темы урока. «Классификация химических реакций»
Студенты знакомятся с планом урока.
План.
1. Признаки классификации химических реакций
2. Классификация химических реакций
Целеполагание.
Познакомьтесь с планом урока и назовите цель урока.
Ответы студентов
У.- Как же учёным – химикам удается ориентироваться в огромном количестве химических реакций? (создание проблемной ситуации)
Актуализация знаний.
-У- Что такое реакция?
Термин «реакция» с латыни означает «противодействие», «отпор», «ответное действие»
-У- Что такое «химическая реакция»?
У. -В любой науке применяется прием классификации, позволяющий по общим признакам разделить все множество объектов на группы.
При изучении курсов неорганической и органической химии мы изучили множество химических реакций. Какие признаки могут быть выделены при классификации химических реакций?
Ответ учащихся:
1) количество и состав исходных веществ и продуктов реакции;
2) изменение степени окисления;
3) тепловой эффект;
4) участие катализаторов;
5) обратимость реакции;
6) исходное состояние реагирующей системы;
7) механизм химической реакции (для органических веществ).
Учитель. Рассмотрим 1 классификацию. Количество и состав исходных и конечных веществ
Работа с учебником. § 14
Задание студентам. Назвать какие реакции называются реакциями соединения?
Студент: Реакция разложения АВ=А+В+
Реакции, при которых из одного вещества, образуется несколько называются реакциями разложения.
Демонстрация опыта учителем: 2КМnO4=K2MnO4+MnO4+O2
- Закрепление. Из раздаточного материала выбрать примеры реакций разложения.
Задание студентам. Назвать какие реакции называются реакциями разложения?
2 студент: Реакции, при которых из нескольких веществ , образуется одно, называются реакциями соединения.
Реакция соединения А+В=АВ (Запись в тетрадь)
Просмотр видео
- Закрепление. Из раздаточного материала выбрать примеры реакций соединения.
5.Физкульт минутка. Давайте дадим глазам отдохнуть и сделаем небольшую зарядку для глаз: посмотрите наверх, вниз, направо, налево, закройте глаза. Продолжим
Задание студентам. Назвать какие реакции называются реакциями замещения?
3 студент: Реакция замещения АВ +С=А+СВ
Реакции, при которых простое вещество замещает один из элементов в сложном называются реакциями замещения.
Демонстрация подготовленного опыта студентами.
- Закрепление. Из раздаточного материала выбрать примеры реакций замещения.
Задание студентам. Назвать какие реакции называются реакциями обмена?
4 ученик: Реакция обмена АВ +СD=АD+СВ
Реакции, при которых вещества обмениваются своими составными частями , называются реакциями обмена.
СuSO4+2NaOH=Cu(OH)2+Na2SO4
- Закрепление. Из раздаточного материала выбрать примеры реакций обмена.
6.Рефлексия. Заполнение схемы
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Вывод.
Таким образом классификация химических реакций помогает учёным в изучении науки химия.
Домашнее задание. § 14
Приложение к конспекту урока.
Задание. Определите тип реакций.
1). P + Cl2 = PCl5
2). CH4 = C + H2
3). Na + S = Na2S
4). HCl + Mg = MgCl2 + H2
5). ZnSO4 + KOH = K2SO4 + Zn(OH)2
6). BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 + NaCl
7). AlCl3 + NaOH = NaCl + Al(OH)3
8). Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O
9). H2SO4 + Al = Al2(SO4)3 + H2
10). P2O5 + Na2O = Na3PO4
11). 2HgO=2Hg+O2
12). 2Аl+6HCl=3H2+2AlCl3
Проверочная работа
Вариант№1
Задание 1. Распределить формулы веществ по классам неорганических веществ : BaCl2 , Na2O, KOH, HCl, HgO, Na2SO4, Al(OH)3, H3РO4
Кислоты:
Основания:
Соли:
Оксиды:
Задание 2. Расставить коэффициенты в уравнении реакции
1. AlCl3 + NaOH = NaCl + Al(OH)3
Проверочная работа
Вариант№2
Задание 1. Распределить формулы веществ по классам неорганических веществ : Zn(OH)2, Fe2O3, H2СO3, MgCl2, СuO, Na2SO4, NaOH, H2SiO3
Кислоты:
Основания:
Соли:
Оксиды:
Задание 2. Расставить коэффициенты в уравнении реакции
1. ZnSO4 + KOH = K2SO4 + Zn(OH)2
Проверочная работа
Ответы.
Вариант №1
1. Кислоты: HCl, H3РO4 1 балл
2. Основания: KOH, Al(OH)3 1 балл
3. Соли: BaCl2, Na2SO4 1 балл
4. Оксиды: Na2O, HgO 1 балл
AlCl3 + 3NaOH = 3NaCl + Al(OH)3 1 балл
Вариант №2
1. Кислоты: H2СO3, H2SiO3 1 балл
2. Основания: Zn(OH)2, NaOH 1 балл
3. Соли: MgCl2, Na2SO4 1 балл
4. Оксиды: Fe2O3, СuO 1 балл
ZnSO4 + 2KOH = K2SO4 + Zn(OH)2 1 балл
Проверочная работа
Ответы.
Вариант №1
1. Кислоты: HCl, H3РO4 1 балл
2. Основания: KOH, Al(OH)3 1 балл
3. Соли: BaCl2, Na2SO4 1 балл
4. Оксиды: Na2O, HgO 1 балл
AlCl3 + 3NaOH = 3NaCl + Al(OH)3 1 балл
Вариант №2
1. Кислоты: H2СO3, H2SiO3 1 балл
2. Основания: Zn(OH)2, NaOH 1 балл
3. Соли: MgCl2, Na2SO4 1 балл
4. Оксиды: Fe2O3, СuO 1 балл
ZnSO4 + 2KOH = K2SO4 + Zn(OH)2 1 балл
Лист самоконтроля
Ф.И.
№
Этап урока
Количество баллов
1
Проверка домашнего задания
2
Изучение новой темы
3
Итог
Лист самоконтроля
Ф.И.
№
Этап урока
Количество баллов
1
Проверка домашнего задания
2
Изучение новой темы
3
Итог
Лист самоконтроля
Ф.И.
№
Этап урока
Количество баллов
1
Проверка домашнего задания
2
Изучение новой темы
3
Итог
Карточка№1
Задание. Закончить уравнение реакций и расставить коэффициенты
BaO + HCl =
MqO + H2O =
Карточка№2
Задание. Закончить уравнение реакций и расставить коэффициенты
Fe(OH)3 + HCl =
SO3 +H2O =
Карточка№3
Задание. Закончить уравнение реакций и расставить коэффициенты
CuO + H2SO4 =
CaO + CO2 =
Карточка№1
Задание. Закончить уравнение реакций и расставить коэффициенты
BaO + HCl =
MqO + H2O =
Карточка№2
Задание. Закончить уравнение реакций и расставить коэффициенты
Fe(OH)3 + HCl =
SO3 +H2O =
Карточка№1
BaO + 2HCl = BaCl2 + H2O
MqO + H2O = Mq(OH)2
Карточка№2
Fe(OH)3 + HCl = FeCl3 + 3H2O
SO3 +H2O = H2SO4
Карточка№3
CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O
CaO + CO2 = CaCO3
Реакции соединения
А + В = АВ
Реакции замещения
А + ВС = АС + В
Реакции обмена
АС + ВD = АВ+CD
Реакции разложения
АВ = А + В
количество и состав исходных веществ и продуктов реакции
Классификация химических реакций
15