Конкурсная программа по профессиональному самоопределению у подростков
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кейзесская средняя школа»
Седельниковского муниципального района Омской области
Конкурсная программа
по профессиональной ориентации
Цель: актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся.
Задачи:
Формирование представлений о спектре и специфике современных профессий.
Осознание учащимися необходимости профессионального самоопределения.
Аудитория: подростки 13-15 лет.
Материалы: Квадраты с цифрами от 1 до 9 (напечатанные на листах А-4), ватман с нанесенными на него символами, обозначающими задания игры, карточки на каждое задание, вырезки из газет, листы бумаги А-4, клеящий карандаш (10 шт.), газеты (большое кол-во), скотч (2 шт.), ножницы (4 шт.), 2 манекена, 2 тарелки, 2 ножа, 2 яблока, конфеты 500 гр..
Продолжительность: 1 час 30 мин.
Список литературы:
Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М., 1988г.
Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М., 1990г.
Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9-х классов общеобразовательных учреждений. //Под редакцией С.Н. Чистяковой. – М., 1996г.
Сценарный ход:
За стол, на котором стоит табличка «ЖЮРИ» приглашаются члены жюри - 3 человека. Ведущий объясняет правила игры: «Ребята, сегодня вы будете участниками конкурсной программы по профессиональной ориентации. Она будет проходить в форме игры. А правила игры следующие: я (ведущий) «проведу» команды по всем клеткам игрового поля с заданиями (см. приложение 1). Задача жюри оценивать каждый конкурс.
Во время подготовки участников команд зрители активно играют с ведущим, за правильный ответ получают конфету (игры со зрителями см. приложение 2).
По окончании конкурса происходит награждение команд (одна из них «за победу», вторая «за участие»)».
Ведущий: «Для начала попрошу участников команд (по 7 человек в каждой) встать по левую и правую руку от меня.
А сейчас, у вас есть 3 минуты, для того, чтобы сообща придумать название своей команде и представить его. Представление оцениваться жюри не будет».
Ведущий: «Уважаемые участники команд, давайте определим очередность выступления команд следующим образом: Назовите песенку об очень ленивом мальчике, который не любил трудиться, зато к обеду его не приходилось звать дважды (Антошка, Антошка).
Начинает игру та команда, которая отгадала песню первой. Она называет номер квадрата. Ведущий убирает номер, открывает символ, обозначающий конкурс.
Приложение 1
Задание №1
???
Конкурс «Угадай профессию»
Угадайте профессию по ее краткому описанию. Участникам предлагается по 2 карточки каждой команде. Команда, которая первой назовет правильный ответ, получает 1 балл. Максимальное количество баллов за конкурс – 2 балла.
Карточка №1
Считающий, ответственный.
Учитывает, осваивает, использует,
Сохраняет средства предприятия.
(Экономист-бухгалтер)
Карточка №2
Многогранный, экстравагантный.
Творит, украшает, создает.
Всегда неповторимый результат труда.
(Дизайнер-художник)
Карточка №3
Разбирающийся, предприимчивый.
Чертит, конструирует, внедряет.
Может обслуживать технику и руководить.
(Механик-инженер)
Карточка №4
Бдительный, бесстрашный.
Контактирует, организовывает, отвечает.
Награждает, получает внеочередное звание.
(Следователь-милиционер)
Задание №2
Конкурс «Знатоки профессий»
Угадайте зашифрованную профессию. Участникам предлагается по 2 карточки каждой команде. Команда, которая первая дает правильный ответ получает 1 балл. Максимальное количество баллов за конкурс – 2 балла.
Ц
Е
П
Д
З
Е
Д
Й
Р
В
А
О
Р
Н
И
А
Продавец Дизайнер
Задание №3
Конкурс «Вообрази»
Сейчас за 10 минут участникам команды необходимо сочинить рекламу, объявление, рассказ и т.д., используя вырезки из газет. В конкурсе оценивается оригинальность, доступность изложения, соответствие теме конкурса. Максимальное количество баллов за конкурс – 3 балла.
Задание №4
Конкурс –
профессиональная проба «Модельер»
Представитель каждой из команд должен за 10 минут создать для манекена наряд, используя газеты, скотч, ножницы. Провести презентацию наряда. По 1 баллу назначается за оригинальность исполнения и презентацию. Максимальное количество баллов за конкурс – 2 балла.
Задание №5
Конкурс «Песни о профессиях»
Поочередно каждая из команд исполнит строку из песни о профессиях. Победила команда, которая будет последней, получает 1 балл. Максимальное количество баллов за конкурс – 1 балл.
Задание №6
Конкурс «Разгадай кроссворд»
Каждая команда получает кроссворд. Отгадайте ключевое слово, вокруг которого «вертится» весь сегодняшний праздник.
Выигрывает команда, которая первой разгадает кроссворд и получает 1 балл. Максимальное количество баллов за конкурс – 1 балл.
1
Т
Е
М
П
Е
Р
А
М
Е
Н
Т
Р
2
З
Д
О
Р
О
В
Ь
Е
Ф
3
И
Н
Т
Е
Р
Е
С
С
4
С
П
О
С
О
Б
Н
О
С
Т
Ь
И
5
З
Н
А
Н
И
Я
Жизненная энергия, способность к внутреннему подъему.
Состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Особое внимание к чему-нибудь.
Природная одаренность, талантливость.
Совокупность сведений в какой-нибудь области.
Задание №7
Конкурс «Театральный»
Представитель каждой из команд должен показать с помощью пантомимы профессию, название которой он получил на карточке. Оценивается узнаваемость образа и оригинальность. Максимальное количество баллов за конкурс – 2 балла.
Официант (ка)
Стюард (есса)
Задание №8
Конкурс «5 причин за»
За 3 минуты написать на листе «5 причин за»:
- первой команде - за то, чтобы остаться в школе и пойти учиться в 10-й класс;
- команде - за то, чтобы продолжить образование по выбранной профессии в специальных учебных заведениях.
Оценивается убедительность аргумента. Максимальное количество баллов за конкурс – 5 баллов.
Задание №9
Конкурс – профессиональная проба «Повар»
Представитель каждой из команд должен за 5 минут сделать украшение десерт из яблока и презентовать его.
Оценивается аккуратность исполнения, презентация. Максимальное количество баллов за конкурс – 2 балла.
Приложение 2
Игры со зрителями
Продолжи пословицу:
Терпение и труд(все перетрут);
Деревья смотри в плодах, а людей смотри(в делах);
За двумя зайцами погонишься(ни одного не поймаешь);
Что посеешь(то и пожнешь);
Без труда(не выловишь и рыбку из пруда);
Дело мастера (боится);
Все скоро сказывается, да не скоро(дело делается);
Сделал дело(гуляй смело);
Под лежачий камень(и вода не течет);
Поспешишь - (людей насмешишь);
Весна красна цветами, а осень –(пирогами);
Без дела жить, только небо - (коптить);
Взялся за гуж – (не говори, что не дюж);
Волка ноги (кормят);
Делу время, а (потехе час);
Глаза бояться, а(руки делают);
Маленькое дело лучше, (большого безделья);
Какова пряха, такова и(рубаха);
Труд кормит, а лень(портит);
Любишь кататься, люби и(саночки возить);
Длинная нитка, ленивая(швея);
Где терпение, там и(умение);
Семеро с сошкой – один с (ложкой);
И швец, и жнец, и на дуде(игрец);
Как потопаешь, так и(полопаешь).
Профессия на букву
Ведущий: «Давайте, определим самого знающего зрителя, который окажется
последним в цепочке слов профессия на букву. Начнем с буквы «А» и далее
по алфавиту.
(Поощряются все участники, без исключения).
Цепочка слов
Ведущий: «Определим зрителя, который окажется последним в цепочке слов. Необходимо назвать профессию на букву которой заканчивается предыдущая профессия. Например: Артист - токарь - режиссер - и.т.д.
(Поощряются все участники, без исключения).
Назови всех
Ведущий: Перечисляем все профессии работников вашей школы.
Определим зрителя, который окажется последним в цепочке.
поощряются все участники, без исключения
Профсловарь
Ребятам, на заранее заготовленных табличках предлагаются термины. Задача ребят объяснить значение слов.
Спрос на профессию – потребность работодателей в специалистах данной профессии, выражающаяся в количестве вакансий по ней.
Востребованная профессия – потребность работодателей в специалистах данной профессии очень высока, спрос превышает предложение.
Социальный престиж профессии – значимость, привлекательность, приписываемые в общественном сознании различным сторонам деятельности людей.
Популярность профессии – привлекательность профессии в обществе, которая проявляется в количестве людей, желающих учиться и работать по данной профессии.
Оценочный лист конкурсной программы для учащихся ______ классов
Фамилия, имя, отчество члена жюри ____________________________
Номер конкурса
1
2
3
4
Название конкурса
«Угадай профессию»
«Знатоки профессий»
«Вообрази»
конкурс – профессиональная проба «Модельер»
Критерии оценки
Команда, которая первой назовет правильный ответ,
получает 1 балл.
Команда, которая первой назовет правильный ответ,
получает 1 балл.
По 1 баллу назначается за оригинальность,
доступность изложения, соответствие теме конкурса.
По 1 баллу назначается за оригинальность исполнения
и презентацию.
Максимальное количество баллов
2 балла
2 балла
3 балла
2 балла
Название команды
«1»
«2»
«1»
«2»
«1»
«2»
«1»
«2»
Количество баллов за конкурс
Всего баллов за конкурс
Номер конкурса
5
6
7
8
9
Название конкурса
«Песни о профессиях»
«Разгадай кроссворд»
«Театральный»
«5 причин за»
конкурс – профессиональная проба «Повар»
Критерии оценки
Команда, которая исполнит песню последней, получает 1 балл.
Команда, которая первой назовет правильный ответ, получает 1 балл.
По 1 баллу назначается за узнаваемость образа, оригинальность.
За убедительность аргумента назначается 1 балл.
По 1 баллу назначается за аккуратность исполнения, презентацию.
Максимальное количество баллов
1 балл
1 балл
2 балла
5 баллов
2 балла
Название команды
«1»
«2»
«1»
«2»
«1»
«2»
«1»
«2»
«1»
«2»
Количество баллов за конкурс
Всего баллов за конкурс
Итого: команда «1» - ____баллов, команда «2» - ____баллов.
15