Конкурсная программа по профессиональному самоопределению у подростков

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кейзесская средняя школа»
Седельниковского муниципального района Омской области












Конкурсная программа
по профессиональной ориентации


























Цель: актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся.
Задачи:
Формирование представлений о спектре и специфике современных профессий.
Осознание учащимися необходимости профессионального самоопределения.
Аудитория: подростки 13-15 лет.
Материалы: Квадраты с цифрами от 1 до 9 (напечатанные на листах А-4), ватман с нанесенными на него символами, обозначающими задания игры, карточки на каждое задание, вырезки из газет, листы бумаги А-4, клеящий карандаш (10 шт.), газеты (большое кол-во), скотч (2 шт.), ножницы (4 шт.), 2 манекена, 2 тарелки, 2 ножа, 2 яблока, конфеты 500 гр..
Продолжительность: 1 час 30 мин.
Список литературы:
Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М., 1988г.
Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М., 1990г.
Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9-х классов общеобразовательных учреждений. //Под редакцией С.Н. Чистяковой. – М., 1996г.
Сценарный ход:
За стол, на котором стоит табличка «ЖЮРИ» приглашаются члены жюри - 3 человека. Ведущий объясняет правила игры: «Ребята, сегодня вы будете участниками конкурсной программы по профессиональной ориентации. Она будет проходить в форме игры. А правила игры следующие: я (ведущий) «проведу» команды по всем клеткам игрового поля с заданиями (см. приложение 1). Задача жюри оценивать каждый конкурс.
Во время подготовки участников команд зрители активно играют с ведущим, за правильный ответ получают конфету (игры со зрителями см. приложение 2).
По окончании конкурса происходит награждение команд (одна из них «за победу», вторая «за участие»)».
Ведущий: «Для начала попрошу участников команд (по 7 человек в каждой) встать по левую и правую руку от меня.
А сейчас, у вас есть 3 минуты, для того, чтобы сообща придумать название своей команде и представить его. Представление оцениваться жюри не будет».
Ведущий: «Уважаемые участники команд, давайте определим очередность выступления команд следующим образом: Назовите песенку об очень ленивом мальчике, который не любил трудиться, зато к обеду его не приходилось звать дважды (Антошка, Антошка).
Начинает игру та команда, которая отгадала песню первой. Она называет номер квадрата. Ведущий убирает номер, открывает символ, обозначающий конкурс.
Приложение 1

Задание №1
???

Конкурс «Угадай профессию»

Угадайте профессию по ее краткому описанию. Участникам предлагается по 2 карточки каждой команде. Команда, которая первой назовет правильный ответ, получает 1 балл. Максимальное количество баллов за конкурс – 2 балла.
Карточка №1
Считающий, ответственный.
Учитывает, осваивает, использует,
Сохраняет средства предприятия.
(Экономист-бухгалтер)

Карточка №2
Многогранный, экстравагантный.
Творит, украшает, создает.
Всегда неповторимый результат труда.
(Дизайнер-художник)


Карточка №3
Разбирающийся, предприимчивый.
Чертит, конструирует, внедряет.
Может обслуживать технику и руководить.
(Механик-инженер)

Карточка №4
Бдительный, бесстрашный.
Контактирует, организовывает, отвечает.
Награждает, получает внеочередное звание.
(Следователь-милиционер)





Задание №2

Конкурс «Знатоки профессий»
Угадайте зашифрованную профессию. Участникам предлагается по 2 карточки каждой команде. Команда, которая первая дает правильный ответ получает 1 балл. Максимальное количество баллов за конкурс – 2 балла.


Ц
Е
П
Д



З
Е
Д
Й

Р
В
А
О



Р
Н
И
А





Продавец Дизайнер



Задание №3
Конкурс «Вообрази»

Сейчас за 10 минут участникам команды необходимо сочинить рекламу, объявление, рассказ и т.д., используя вырезки из газет. В конкурсе оценивается оригинальность, доступность изложения, соответствие теме конкурса. Максимальное количество баллов за конкурс – 3 балла.


Задание №4
Конкурс –
профессиональная проба «Модельер»

Представитель каждой из команд должен за 10 минут создать для манекена наряд, используя газеты, скотч, ножницы. Провести презентацию наряда. По 1 баллу назначается за оригинальность исполнения и презентацию. Максимальное количество баллов за конкурс – 2 балла.



Задание №5
Конкурс «Песни о профессиях»

Поочередно каждая из команд исполнит строку из песни о профессиях. Победила команда, которая будет последней, получает 1 балл. Максимальное количество баллов за конкурс – 1 балл.







Задание №6
Конкурс «Разгадай кроссворд»

Каждая команда получает кроссворд. Отгадайте ключевое слово, вокруг которого «вертится» весь сегодняшний праздник.
Выигрывает команда, которая первой разгадает кроссворд и получает 1 балл. Максимальное количество баллов за конкурс – 1 балл.

1
Т
Е
М
П
Е
Р
А
М
Е
Н
Т


Р


2
З
Д
О
Р
О
В
Ь
Е



Ф


3
И
Н
Т
Е
Р
Е
С



С


4
С
П
О
С
О
Б
Н
О
С
Т
Ь


И


5
З
Н
А
Н
И
Я


Жизненная энергия, способность к внутреннему подъему.
Состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Особое внимание к чему-нибудь.
Природная одаренность, талантливость.
Совокупность сведений в какой-нибудь области.




Задание №7
Конкурс «Театральный»

Представитель каждой из команд должен показать с помощью пантомимы профессию, название которой он получил на карточке. Оценивается узнаваемость образа и оригинальность. Максимальное количество баллов за конкурс – 2 балла.

Официант (ка)
Стюард (есса)










Задание №8
Конкурс «5 причин за»

За 3 минуты написать на листе «5 причин за»:
- первой команде - за то, чтобы остаться в школе и пойти учиться в 10-й класс;
- команде - за то, чтобы продолжить образование по выбранной профессии в специальных учебных заведениях.
Оценивается убедительность аргумента. Максимальное количество баллов за конкурс – 5 баллов.




Задание №9
Конкурс – профессиональная проба «Повар»

Представитель каждой из команд должен за 5 минут сделать украшение десерт из яблока и презентовать его.
Оценивается аккуратность исполнения, презентация. Максимальное количество баллов за конкурс – 2 балла.



Приложение 2

Игры со зрителями

Продолжи пословицу:

Терпение и труд(все перетрут);
Деревья смотри в плодах, а людей смотри(в делах);
За двумя зайцами погонишься(ни одного не поймаешь);
Что посеешь(то и пожнешь);
Без труда(не выловишь и рыбку из пруда);
Дело мастера (боится);
Все скоро сказывается, да не скоро(дело делается);
Сделал дело(гуляй смело);
Под лежачий камень(и вода не течет);
Поспешишь - (людей насмешишь);
Весна красна цветами, а осень –(пирогами);
Без дела жить, только небо - (коптить);
Взялся за гуж – (не говори, что не дюж);
Волка ноги (кормят);
Делу время, а (потехе час);
Глаза бояться, а(руки делают);
Маленькое дело лучше, (большого безделья);
Какова пряха, такова и(рубаха);
Труд кормит, а лень(портит);
Любишь кататься, люби и(саночки возить);
Длинная нитка, ленивая(швея);
Где терпение, там и(умение);
Семеро с сошкой – один с (ложкой);
И швец, и жнец, и на дуде(игрец);
Как потопаешь, так и(полопаешь).

Профессия на букву

Ведущий: «Давайте, определим самого знающего зрителя, который окажется
последним в цепочке слов профессия на букву. Начнем с буквы «А» и далее
по алфавиту.
(Поощряются все участники, без исключения).

Цепочка слов

Ведущий: «Определим зрителя, который окажется последним в цепочке слов. Необходимо назвать профессию на букву которой заканчивается предыдущая профессия. Например: Артист - токарь - режиссер - и.т.д.
(Поощряются все участники, без исключения).

Назови всех

Ведущий: Перечисляем все профессии работников вашей школы.
Определим зрителя, который окажется последним в цепочке.
поощряются все участники, без исключения

Профсловарь

Ребятам, на заранее заготовленных табличках предлагаются термины. Задача ребят объяснить значение слов.

Спрос на профессию – потребность работодателей в специалистах данной профессии, выражающаяся в количестве вакансий по ней.
Востребованная профессия – потребность работодателей в специалистах данной профессии очень высока, спрос превышает предложение.
Социальный престиж профессии – значимость, привлекательность, приписываемые в общественном сознании различным сторонам деятельности людей.
Популярность профессии – привлекательность профессии в обществе, которая проявляется в количестве людей, желающих учиться и работать по данной профессии.





























Оценочный лист конкурсной программы для учащихся ______ классов

Фамилия, имя, отчество члена жюри ____________________________


Номер конкурса
1
2
3
4

Название конкурса
«Угадай профессию»
«Знатоки профессий»
«Вообрази»
конкурс – профессиональная проба «Модельер»

Критерии оценки
Команда, которая первой назовет правильный ответ,
получает 1 балл.

Команда, которая первой назовет правильный ответ,
получает 1 балл.

По 1 баллу назначается за оригинальность,
доступность изложения, соответствие теме конкурса.
По 1 баллу назначается за оригинальность исполнения
и презентацию.

Максимальное количество баллов
2 балла
2 балла
3 балла
2 балла

Название команды
«1»
«2»
«1»
«2»
«1»
«2»
«1»
«2»

Количество баллов за конкурс









Всего баллов за конкурс



















Номер конкурса
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
 

Название конкурса
«Песни о профессиях»
«Разгадай кроссворд»
 
«Театральный»
«5 причин за»
 
конкурс – профессиональная проба «Повар»

Критерии оценки
Команда, которая исполнит песню последней, получает 1 балл.
Команда, которая первой назовет правильный ответ, получает 1 балл.
По 1 баллу назначается за узнаваемость образа, оригинальность.
За убедительность аргумента назначается 1 балл.
По 1 баллу назначается за аккуратность исполнения, презентацию.

Максимальное количество баллов
1 балл
1 балл
2 балла
5 баллов
2 балла

Название команды
«1»
«2»
«1»
«2»
«1»
«2»
«1»
«2»
«1»
«2»

Количество баллов за конкурс
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Всего баллов за конкурс
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Итого: команда «1» - ____баллов, команда «2» - ____баллов.

15