Урок окружающего мира В царстве грибов
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №271
Красносельского района Санкт-Петербурга им. П.И. Федулова
-10223527813000
Конспект урока окружающего мира
«Грибы»
3 класс
УМК «Школа России»
Данилова Елена Николаевна
учитель начальных классов
Санкт-Петербург
2015 г.
Урок окружающего мира
3 класс
Тема «В царстве грибов»
Цель : сформировать представление о грибах, как отдельном царстве живой природы
Задачи: 1. Обобщить признаки растений и животных, сформулировать отличительные признаки грибов как отдельного царства природы
2. Обобщить знания о значении грибов в природе и жизни человека
3. Познакомить с особенностями строения шляпочных грибов
4. Показать значение грибов в жизни растений, животных и человека
5. Сформулировать правила сбора грибов, воспитывать бережное отношение к природе
Ход урока
этап Организационный момент
2. этап Актуализация знаний
- Я знаю, что вы любите разгадывать ребусы. Попробуем узнать какое слово
зашифровано.
-
- На каких уроках мы уже встречались с этим словом? ( на уроках литературы, в сказках, на уроках окр. Мира)
_Верно, на уроках окружающего мира мы познакомились с царствами живой природы
- Какие царства живой природы вам известны?
- Каждое царство имеет свои признаки.
1. Поиграем в игру найди лишнее ИЛИ игру
13874752603500 Покажи кружок - если относится к царству растений
13874756858000 - если относиться к царству животных
Кедр, череда, тритон, купальница, морская лилия, львиный зев, креветки, подберёзовик.
- Представителем какого царства является подберёзовик?
- Правильно « к царству грибов»
3 этап Постановка темы и цели урока
- Сформулируйте тему урока («В царстве грибов» ) Звучат слова «В некотором царстве в грибном государстве жили были грибы»
- Но почему же грибы живут в отдельном царстве -государстве? Сегодня на уроке мы попробуем найти ответ на этот вопрос.
Грибы –это богатство леса. Относиться к этому богатству надо бережно, Соблюдая правила. О них нам будет напоминать «Лесовичок»
1.. Проведём исследование этого царства
_ Что нам важно узнать? ( Особенности внешнего строения, Чем питается, Производит ли питательные вещества, условия для роста и развития)
На доске план 1. Особенности внешнего строения
2. Чем питается
3. Производит ли питательные вещества
4. Условия для роста и развития
2. Послушайте загадку
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы.
-Конечно это гриб
Откройте тетрадь на стр. 66 нарисуйте гриб и подпишите его части
- Какие особенности строения гриба упоминаются в этой загадке? (ножка, шляпка)
- Верно, это части гриба, которые находятся над землёй. Наземную часть гриба называют плодовым телом.
- Рассмотрите схему и назовите ту часть , о которой не говорилось в загадке.
- Грибница подземная часть гриба.
- Какие же особенности строения гриба выяснили?
-Занесите результат работы в таблицу
3. Но какую роль играет грибница?
- Ответить на этот вопрос поможет текст учебника стр.112
- Как быстро найти нужную информацию? (выделенные слова)
- Прочитайте 2 обзац- Что узнали о значении грибницы. Прочитайте (всасывает воду и минер. соли, пит. вещества из остатков растений и животных)
-Производит ли гриб питательные вещества?
-Занесем результат в таблицу
Появление лесовичка) -Подумайте , почему грибы нужно срезать ножом? МОЛОДЦЫ
- Что произойдёт с грибницей, если она останется на солнце?
- Подумайте, почему так говорят «Растут,как грибы после дождя»
- Какие условия нужны для роста и развития? (Влага и тепло)
-Занесем результат в таблицу
4. Рассмотрим таблицу
- Назовите сходства с другими царствами
- Назовите отличия
- Вспомните , вопрос который возник вначале урока (Почему грибы-это отдельное царство)
- Ответили ли мы на этот вопрос
3 этап Первичное закрепление
1 . Посмотрите, какое разнообразие грибов. Знаете ли вы, что на нашей планете насчитывается более 100 тысяч грибов. Некоторые очень необычные (Слайд)
1 слайд Шляпочные грибы (Содержат белки, витамины и полезные для человека вешества)
слайд. Такие необычные по внешнему виду бывают грибы
слайд Хлебопекарные дрожжи, пинициллин, кефирные грибки.
ГРИБЫ ЗАНЕСЁННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ
- Почему грибы имеют такое название?
- Верно , грибы дружат с деревьями, корни деревьев и нити грибницы срастаются между собой
- Подумайте, чем дерево может поделиться с грибом, и гриб чем погает дереву
- Работая в парах, заполните схему
128587590995500128587542227500
- Кому трудно, можно найти информацию в учебнике на стр.112 (последний обзац).
Дерево делится пит. веществами , произодимыми на свету. Грибы - воду и соли.
Оцените результат работы (кружки) Что узнали, выполняя это задание?
- Как выдумаете, все ли грибы готовы поделиться с деревом? (гриб-трутовик)
- откуда такое название? (Трутень – лентяй) НЕТ «ТРУТ» Ее высушивали и использовали как зажигающуюся основу – трут – для кремневого огнив
А вот ещё гриб, название которого говорит само за себя
- Какой из этих грибов лишний?
-На какие группы можно разделить грибы? (съедобные и несъедобные)
- Очень важно уметь отличать различать съедобные и несъедобные грибы по внешним признакам.
- Почему?
2. Самостоятельная работа с самопроверкой
Работая в парах, соотнесите изображение гриба с его описанием
381022225000Выдаются карточки с описанием и картинки
Опёнок осенний. Шляпка снизу желтовато-белая,
с тёмными пятнышками, на ножке кольцо, мякоть
белая с приятным запахом. Съедобный гриб.
3810014033500 Ложноопёнок кирпично-красный. Шляпка снизу
тёмная, на ножке кольца нет, мякоть желтоватая
с неприятным запахом. Ядовитый гриб!
38105143500
Шампиньон. Шляпка снизу розовая или фиолетовая,
внизу на ножке нет мешочка. Съедобный гриб.
381019939000
Бледная поганка. Шляпка снизу белая, на ножке внизу
Разорванный мешочек. Смертельно ядовитый гриб!
- Белый гриб. Шляпка снизу белая или желтоватая, на ножке
-138430-26733500 рисунок в виде белой сеточки, мякоть на срезе остаётся
белой. Съедобный гриб.
-13843017526000
Желчный гриб (ложный белый). Шляпка снизу розовая,
на ножке рисунок в виде чёрной сеточки, мякоть на срезе
розовеет. Не ядовитый, но очень горький гриб !
О чём нас хочет предупредить лесовичок?
ПРОВЕРКА
- А нужны ли лесу несъедобные грибы?
- Лес это богатство. Его надо беречь. Если мы строго будем соблюдать правила , то в наших лесах всегда будет много грибов, здоровых деревьев и сытых животных.
3. Вспомним правила лесовичка(Показ знаков)
4. Грибов много в лесу. Как выдумаете, есть ли грибы, которые находятся на грани исчезновения и занесены в Красную книгу? Попробуйте о них узнать самостоятельно. используя различные источники информации. Это и будет вашим домашним заданием.
4 этап Рефлексия