Статья на тему Интеграция. Интегрированный урок


За последние десятки лет мир невероятно изменился, и дальше меняется чрезвычайно быстрым темпом. Успеваем ли мы, учителя, приспособиться к этим изменениям, ведь учащиеся сегодня имеют высокий умственный потенциал, но хорошо владея знаниями, часто не могут применить их в практической деятельности. Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать интеграция содержания образования.
Интеграция-это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Интегрированные уроки имеют ряд функций для успешной их реализации:
1)Методологическая функция-формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин;
2)Образовательная функция-формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости, осознанности познания;
3)Развивающая функция-формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширение кругозора;
4)Воспитывающая функция- отражает политехническую направленность;
5)Конструктивная функция-усовершенствование содержания учебного материала методами и формами организации обучения.
В свою очередь, чтобы провести интегрированный урок, необходимо учесть следующие условия: в первую очередь учитель должен выбрать объект изучения на уроке и внимательно проанализировать содержание урока. Далее к подготовке можно привлечь желающих учащихся.В процессе реализации урока нужно подумать о технологии самообразовательной деятельности учащихся.
Учитель должен использовать методы проблемного обучения, так как благодаря этому происходит активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока.
Продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы также является неотъемлемой частью интегрированного урока. Ну и конечно же не следует забывать про учет возрастных психологических особенностей обучающихся и их ориентацию на здоровый образ жизни. Также невозможно реализовать интегрированный урок, не зная его типов и форм. Интегрированное обучение предполагает проведение уроков с широким использованием современных педагогических технологий и даже предоставляет возможность проведение бинарных уроков(два учителя)
На уроке объединяются в единое целое блоки знаний из различных предметов, подчиненных одной теме. Но интегрированный урок уязвим. Из опыта проведения таких уроков знаю, что лучше его проводить для повторения изученного материала, а не для прохождения нового. И темы слишком сложные выбирать не желательно, так как половина темы не запоминается и материал будет полностью не изучен.
Чтобы составить грамотно и продуманно интегрированный урок, нужно немало сил, ведь педагог находит интересные задания, сортирует их по соотношению с разными предметами. Но результаты радуют учителя.
Количество интегрированных уроков не должно быть большим. В среднем оптимально 2 урока в месяц, чтобы метод не мешал усвоению нового материала.
Наиболее удачными в моей практике являются такие формы проведения интегрированных уроков: исследование, экскурсия, путешествие. А методами -урок обучения умениям и навыкам и урок-повторение.
Тема актуальна, учитывая, что через 10-15 минут урока ребенок способен усвоить только 30% информации. А так, переключая мозг в другое информационное поле, можно избежать перегрузки и добиться активной умственной деятельности.
Самая большая удача учителя - смотреть на радость детей от тех меленьких открытий, которые они совершают на наших интегрированных уроках.