Программа психологической коррекции детских страхов


eq Программа психологической коррекции eq детских страхов
у обучающихся 1 eq классовПобеда над страхом eq важна для ребят.
Нам мудрые eq книги всегда говорят:
eq Страшилок нет в мире, живут они в eq нас,
Желая, чтоб eq свет в нашем сердце eq погас.
Ведь страх наш eq силен, лишь пока мы eq боимся,
Пока не поймем, что eq напрасно страшимся,
Пока не eq решимся понять, отчего
eq Страшилкой пугаем себя eq самого.
Л. Калинин
I. Пояснительная eq записка
В настоящее время на eq детей обрушивается огромный eq поток информации, в том числе и eq негативной. Этот поток eq чаще всего никем не eq ограничивается и не контролируется. Фильмы eq «ужасов», «боевики», телепрограммы о eq катастрофах и грядущих опасностях eq («конец света»), сеть eq Интернет и др., а также окружающие eq ребенка люди (соседи, eq родители, сверстники и др.) eq часто выступают причиной eq появления тревог, страхов, eq фобий. Взрослые не всегда eq заботятся о сохранении психологического eq здоровья детей и подростков.
eq Назначение данной психокоррекционной eq программы, исходя из требований eq ФГОС, заключается в обеспечении eq индивидуальных и возрастных потребностей eq младших школьников; в способствовании eq социальной адаптации школьников, в eq получении социально значимых eq знаний, в приобретении опыта eq социально значимого действия
eq Теоретическая основа программы – eq взгляды психологов о том, что eq причиной страха является eq депривация (от лат. deprivatio — eq потеря, лишение) специфической eq поисково-преобразовательной активности. В результате eq креативность ребенка превращается в eq пассивное воображение, выполняющее eq функцию психологической защиты. В eq этом случае воображение eq направленно на постоянное продуцирование eq новых образов страха eq вместо нахождения путей их eq преодоления.
По мнению Гриншпуна eq И.Б.: «Успех помощи eq зависит от активизации фантазии и eq разрушения привычных паттернов eq (стереотипных поведенческих реакций) eq фантазирования, приводящих к неврозу» [eq 20,21].
Захаров А.И. eq утверждал: «Повторное переживание eq страхов при отображении его на рисунке eq приводит к ослаблению травмирующего eq звучания» [28].
В основе концепции eq разработанной А. Лазарусом «Преодоление eq детских страхов и тревожностей с eq помощью образов», заложены eq образы, которые при использовании eq вызывают положительные эмоции и eq чувства свободы от тревоги [49]
eq Работа по данной программе eq проводится в форме:
игровой eq коррекции поведения, т.к. она eq основана на деятельностном подходе и ее eq использование при нарушениях общения, eq неврозах, страхах, тревожности eq наиболее эффективно;
игровой eq терапии (директивной и недирективной);
eq элементов арт-терапии.
Занятия eq проводятся в групповой форме.
eq Группы состоят из 5 – 7 детей.
eq Возраст детей 6,5 - 8 лет.
eq Программа состоит из 8 занятий, eq проводящихся 2 раза в неделю, в eq течение 1 месяца.
Продолжительность eq одного занятия от 1 часа до 1,5 eq часов.
Цель программы – eq оказание помощи в преодолении eq страхов у обучающихся первых eq классов.
Задачи:
символический eq контакт с объектом страха и eq отреагирование через проигрывание и eq идентификацию;
снятие боязни eq страха через осознание его eq социальной приемлемости и полезности;
eq «овладение» страхом через eq изменение отношения и перестройку eq взаимодействия с объектом страха.
eq Дети, испытывающие страх и eq тревожность, постоянно находятся в eq мышечном напряжении и «зажиме», eq поэтому коррекционные работа eq проводится в трех направлениях:
eq снятие мышечного напряжения eq («зажима»), релаксация;
обучение eq ребенка умению управлять eq собой в конкретных, наиболее eq волнующих его ситуациях;
повышение eq самооценки.
В основе данной eq программы лежит активизация, eq оптимизация и нормализация процессов eq воображения, связанных со страхом, и eq направление воображения ребенка не по eq «законам» страха, а наоборот, eq чтобы здоровое воображение eq «овладело» страхом, подчинило его eq себе.
К коррекционным занятиям не eq допускаются дети имеющие eq крайнюю степень агрессивности, eq крайнее стрессовое состояние, eq сексуализированное поведение.
Детям, eq имеющим вышеназванное асоциальное eq поведение, предлагается индивидуальная eq психокоррекционная работа (помощь).
II. eq Этапы реализации программы
eq Данная программа нацелена на eq оказание помощи ребенку, в eq стабилизации его эмоционального состояния и eq психологической коррекции eq поведения, она способствует повыeq шению самооценки и должна наeq учить умению владеть eq собой.
Первый этап eq программы заключается:
в проведении eq первичной психодиагностики;
в снятии eq напряжения и острого чувства eq страха, в обучении умению eq осознавать, выражать и ощущать eq полярные чувства и эмоции;
в eq помощи по осознанию приемлемости и eq полезности страха;
в научeq ении умению преодолевать eq страх, меняя к нему eq отношение («вытащить его наружу», eq подчинить себе (например, eq нарисовать, сделать конец eq сказки смешным и т.д.)).
eq Второй этап предусматривает eq овладение умением конструктивного eq взаимодействия со страхами:
выявление eq проблем, связанных со страхами;
eq проработка страхов, проявляющихся в eq сновидениях.
На третьем этапе eq реализации программы производится eq повторная психодиагностика. Главной eq целью данного этапа eq является формирование оптимистического eq поведения и создание комфортной eq личностной основы для психологического eq развития детей.
III. Общая eq структура занятий
Занятия eq состоят из трех основных eq частей: вводная, основная, eq заключительная.
Вводная часть eq включает в себя особое eq приветствие и знакомство детей с eq правилами работы.
Основная eq часть это - упражнения и игры, eq направленные на снятие напряжения, уeq пражнения и игры, направленные на eq отработку проблем, упражнения и eq игры, направленные на работу с eq чувствами и эмоциями, работа над eq повышением самооценки.
В заключительной eq части предусматривается подведение eq итогов занятия, оценка eq эффективности (диагностика психоeq эмоционального состояния детей), рeq итуал прощания.
Программа, представленная в таблице 6, eq строится по следующему плану и eq состоит из данных занятий.
eq Этап 1 Этап 2 Этап 3
1. eq Знакомство. Установление первичного eq психологического контакта, снятие eq напряжения, первичная диагностика. 1. eq Реальный страх. Отработка eq проблем связанных с конкретными eq реальными страхами.
1. Заключительное eq занятие. Подведение итогов. eq Обобщение полученного опыта. eq Создание праздничной атмосферы для eq формирования оптимистического направления eq развития.
2. «Бояться можно». eq Снятие «боязни страха» eq через осознание его социальной eq приемлемости и полезности. 2. Нестрашный eq страх. Второй этап eq обучения рефреймингу — обучение и eq получение опыта конструктивного eq взаимодействия со страхом. 3. Архетипы (от eq греч. Αρχέτυπο — первообраз) eq страха. Активизация ресурсов eq бессознательного, связанных с архетипическими eq переживаниями, отраженными в традиционной eq народной культуре (играх, eq сказках и т.д.). 3. Страх в eq сновидениях. Проработка страхов, eq связанных со сном и использование eq сна, как механизма «проникновения» во eq внутреннюю динамику страха.
4. eq «Веселый страх». Обучение eq рефреймингу (принципу, что в любой eq ситуации есть позитивный eq ресурс, только его нужно eq увидеть и постараться использовать) – eq преодоление страха через eq смену отношения к нему. Таблица 6. «Программа коррекции страхов у первоклассников».
IV. eq Предполагаемые результаты реализации eq программы
Результаты первого eq уровня – получение социально-значимых eq знаний необходимых для преодоления eq страха.
Результаты второго eq уровня – развитие социально-значимого eq отношения к себе и другим, eq повышение самооценки.
Результаты eq третьего уровня - приобреeq тение опыта социально-значимого eq действия, открытие в себе eq новых внутренних сил и жизненных eq ресурсов, обретение внутренней eq гармонии, «владение» eq собой, умение контролировать и eq распознавать свои и чужие eq чувства, эмоции, настроения, eq владение механизмом самопомощи.
Не eq следует забывать и о работе с eq родителями по вопросу коррекции eq страхов и тревожности у их детей. eq Необходимо организовать информирование и eq просвещение родителей по данному eq вопросу: брошюры, стенгазеты, eq родительские собрания, литература (eq Куличковская Е.В. Степанова eq О.В. «Победи свой eq страх или путешествие Вани, eq Тани и Боюськи», И. Е. Кулинцова eq «Коррекция детских страхов с eq помощью сказки»), подборки игр и eq упражнений.
Таким образом, eq если все вместе мы, учителя, eq родители, психолог, объединим eq свои усилия, то получим eq здорового, знающего и осознающего eq свои страхи ребенка, eq умеющего их преодолевать доступными ему eq методами и способами.