Конспект урока литературы Рассказ Л. Толстого Кавказский пленник


ТЕМА : Л.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник»
Цель урока: определить алгоритм сравнительной характеристики и использовать как приём выражения авторской позиции при анализе художественного текста; подвести учащихся к осмыслению нравственной проблематики рассказа, его идеи.
Задачи: формировать умения и навыки сравнительной характеристики персонажей для более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла; познакомить учащихся с новым литературоведческим понятием – антитезой; развивать навыки анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся; воспитывать духовно-нравственную личность.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, сопровождающая ход урока, художественный текст Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», карточки.
ХОД УРОКА :Организационный момент
Подготовка к восприятию нового материала
А) Слово учителя
-Что вы можете сказать о человеке , который взял в руки книгу ?
Кем он становится ? (читателем)
- Чтобы написать книгу , нужен талант . А чтобы прочитать книгу –нужен талант читателю ?
- Мы будем учиться таланту читателя. Поэтому разделимся на три группы .- Есть особый специфический вид общения между людьми - с помощью письменных текстов. В нём участвуют автор и читатель. А текст является между ними посредником.
-Дайте определение слова текст (лингвисты и литературоведы)
СЛАЙД 2
- Исходя из вашего определения , мы попытаемся понять и осмыслить ,
что нам хотел сказать автор рассказа «Кавказский пленник»
-Лев Толстой . Написать книгу –это творчество , а прочитать книгу – это …(сотворчество). Значит , читатель должен обладать талантом .
Чтобы состоялось общение, мы читатели должны воспринимать реальность, выраженную в тексте, во всей полноте и в то же время не приписывать тексту смыслов, которых в нём нет. Кажется, что способность понимать тексты не содержит ничего исключительного. Однако, понимание текста не менее сложно, чем его создание.
Читатель воспринимает текст через сигналы, его составляющие. Такими сигналами являются слова, словосочетания, предложения, а также взаимосвязь между ними. Все эти сигналы воздействуют на нас в процессе чтения. Поэтому понимание текста зависит, во-первых, от умения читателя воспринимать эти обращенные к нему сигналы, во-вторых, от умения на них реагировать.
Сегодня на уроке мы превратимся в читателей-исследователей, в читателей-лингвистов (т.е. языковедов) и в читателей-литературоведов. Мы будем учиться устанавливать правильные взаимоотношения с сигналами текста.
Для анализа мы возьмём известный нам текст, литературно-художественный текст, - произведение Л.Н. Толстого "Кавказский пленник".
II.Разминка . Литературная викторина
- Для начала проверим , насколько хорошо вы знаете текст рассказа «Кавказский пленник» , для этого проведём разминку «УЗНАЙ ГЕРОЯ» :
1.Глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю…
На ногах штаны и башмачки… на шее монисто,
всё из русских полтинников. (ДИНА) СЛАЙД 3
2.Какому герою принадлежат слова :Ничего они не заплатят,
только беды наделают. И грех русских кормить.
(СТАРИК) СЛАЙД 4
3. Чей это портрет ?…С красной бородой, в бешмете шёлковом. На ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая. Баранья, чёрная, назад заломлена. (КАЗИ-МУГАМЕД) СЛАЙД 5
4. Кто из героев рассказа….достал сундучок, вынул перо, бумаги лоскут и чернила, сунул Жилину? (АБДУЛА) СЛАЙД 6
5. Кто из окружающих так относился к Жилину :…не любил Жилина. Как увидит, нахмурится и прочь отвернётся, либо обругает. (красный татарин)СЛАЙД 7
6. Кто из героев рассказа …по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт или спит? (КОСТЫЛИН) СЛАЙД 8
-Мы вспомнили героев рассказа Толстого . С понятием текст тесно связан ещё один термин .
Назовите термин по данному определению : «Цепь событий, происходящих в произведении» СЛАЙД 9
К уроку вы нарисовали иллюстрации , литературоведы расположили ваши рисунки на доске , послушаем их комментарий (дети расположили рисунки в соответствии с элементами композиции рассказа)
Литературоведы располагают рисунки в соответствии с композиционными элементами :Экспозиция - (мы знакомимся с временем и местом действия ,главными героями:
Кавказ , война , Жилин и Костылин)
Завязка–(Жилин получает письмо , отправляется в путь вместе с Костылиным и
они попадают в плен)
Развитие действия –(Жилин и Костылин в плену , жители аула , Дина , подготовка
Жилина к побегу , первый побег, возвращение в аул)
Кульминация –(второй побег Жилина)
Развязка –(Жилин добрался к своим)
Эпилог (Жилин остался на Кавказе , а Костылина привезли еле живого)
III. Работа с текстом.
1. Главное условие верного восприятия текста - понимание каждого его слова. Каждое слово в произведении не бывает случайным. С. Маршак писал: "На всех словах - события печать. Они дались недаром человеку".
- Какой раздел русского языка изучает лексическое значение слов? (Лексика)
Итак, обратимся к лексикологии.
Мы начнем с вами с разбора названия произведения.
1.ЛИНГВИСТЫ :"Кавказский пленник" . Как образованы слова КАВКАЗСКИЙ И ПЛЕННИК ? (от Кавказ и плен)
2.Кавказский – Кавказ
Сообщение ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ :КАВКАЗ, территория между Черным, Азовским и Каспийским морями, в пределах Альпийской складчатой области св. 500 тыс. км2. Делится на Северный Кавказ, Предкавказье и Закавказье.
3.У величайших русских поэтов А. Пушкина и М. Лермонтова мы находим замечательные стихи о неповторимой природе Кавказа.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ:
Отрывки из стихотворений А.Пушкина, М. Лермонтова.
Чтение стихотворений УЧЕНИКАМИ
Что связывало Толстого с Кавказом ?ИССЛЕДОВАТЕЛИ – служба Толстого на Кавказе
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ – произведения Толстого о Кавказе
-Что такое рассказ ?СЛАЙД 10
Но произведение Толстого обозначено как рассказ –быль (читаем определение на слайде) . Почему ?
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ -История создания рассказа и реальные факты биографии Толстого в рассказе
- Главные герои оказались в плену у кавказцев , но автор называет их татары ,почему?
-В рассказе Толстого речь идет о пленниках ( жил. И Кост. ) , а в названии слово пленник в ед. числе , почему ? Давайте разберёмся.
- Объясните значение фамилий персонажей
- Как и почему русские офицеры попали в плен ?- Чем занимались Жил. И Кост. в плену ? (перечислите глаголы)
- Сколько раз пытался убежать Жилин ?СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА (РАБОТА В ГРУППАХ)
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ (выписать из текста характеристику Ж. и К. по плану )-текст
ЛИНГВИСТЫ (составить дерево понятий к слову «пленник» - словариИССЛЕДОВАТЕЛИ (взаимоотношения Ж. и К. с другими героями рассказа)-текст
-Л. Толстой очень любил музыку , самым любимым его композитором был
Фредерик Франсуа Шопен – польский композитор , пианист-виртуоз, педагог.
Его музыка вдохновляла Толстого , возможно , «Весенний вальс» Шопена поможет и вам в работе прийти к важным выводам .
(дети работают над созданием кластера)
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ – АНТИТЕЗА
ИССЛЕДОВАТЕЛИ - ДЕЙСТВИЕ И БЕЗДЕЙСТВИЕ
ЛИНГВИСТЫ – плен-это неволя , плен – это то , что манит , привлекает
ВЫВОД
Жилин и Костылин – пленники КАВКАЗЦЕВ , но !
каждый из них попадает ещё в какой-то плен , не настолько очевидный
Костылин в плену своей трусости ,слабости , эгоизма ,а
Жилин в плену красоты и свободы , величия Кавказа , кавказских гор.
Слайд 11
Смысл названия рассказа СЛАЙД 12
ЛИНГВИСТЫ (анализ цитаты Толстого) СЛАЙД 13
ВЫВОД : Кавказ – это свобода , война- это плен
-Свой рассказ Толстой написал для детей , чему учит этот рассказ ?
-Чему он научил вас ?- Каждое произведение заставляет нас о чём-то задуматься ? Дома ответьте на вопрос : «О чёмя задумался , прочитав рассказ Толстого «Кавказский пленник».
Выставление оценок координаторами групп
А теперь давайте узнаем, какие чувства вызывал Кавказ у Льва Толстого.
В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки"(1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912).
Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода".
Именно эта тема и звучит в названии
"Кавказский пленник" = свобода (простор, красота Кавказа) и война (плен)
И еще одно значение слова "кавказский"? - Главные герои попадают в плен на Кавказе.
Кто взял их в плен? - Жители Кавказа, кавказцы. Кто это такие?
КАВКАЗЦЫ - это горские народы, в большинстве своём исповедующие мусульманскую религию (чеченцы, дагестанцы, осетины, ногайцы, аварцы и татары).
Почему кавказцы взяли русских офицеров в плен?
"На Кавказе тогда война была".
Какая война была тогда на Кавказе?
КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА 1817-1864, война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа.
Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата ("войны мусульман с иноверцами"). Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.
Кавказская война оказалась самой продолжительной из войн Российской империи: победа была достигнута за счет многократного численного перевеса русской армии и ее подавляющего технического превосходства.
Лев Толстой не сообщает читателю никаких исторических сведений. Но, зная историю Российского государство и географическое местоположение Кавказа, мы, читатели можем представить место, где развиваются действия. Толстой строит свой рассказ на событиях, на самом сюжете, на интересе читателя к судьбе героя.
Словарная работа.
Но с помощью отдельных слов (лексических единиц) Толстой погружает нас в мир одного из горских народов - татар. Какие это слова?
Это слова, взятые из татарского языка, который относится к тюркским языкам.
И вот здесь для нас важно знать лексическое значение этих слов-"незнакомцев".
(Учащиеся предварительно получили задание выписать незнакомые слова из текста произведения.Списоксловсоставленучащимисядоурока)
 Аул - татарскаядеревня;
Ногаец - представитель народности тюркской языковой группы, живущей на Северном Кавказе;
Сакля - жилищекавказскихгорцев;
Бешмет - стёганый полукафтан у татар, кавказских народов;
Черкеска - узкий длинный кафтан, затянутый в талии, без ворота и с клинообразным воротом на груди (у кавказских горцев и казаков);
"Айда!" - "Идём!"
Войлок - плотный толстый материал из валяной шерсти;
Галунчиком обшит, галун - нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы на одежде;
Буза - татарскоепиво;
Сафьянные башмачки - из мягкой козьей или овечьей кожи специальной выделки, окрашенные в яркий цвет;
Чалма - головной убор у мусльман;
"Урус" - русскийДжигит - молодой человек; молодец, удалец;
Мечеть - молитвенный до у мусульман, "церковь ихняя";
Шептала - сушеные абрикосы и персики с косточками;
Мекка - священное место паломничества мусульман;
Хаджи - тот, кто побывал в Мекке, почётный человек;
Алла! - обращение к Богу;
Мулла - служитель культа у мусульман.
Имена: Кази-Мугамед, Абдул-Мурат