Урок русского языка на тему Самостоятельные и служебные части речи в русском языке (3 класс)
Открытый урок русского языка в 3 классе
по теме «Части речи в русском языке» по ОС «Школа 2100».
Цели: научить учащихся различать самостоятельные и служебные части речи; показать, как работают служебные части речи;
Задачи урока:
• Предметные: ознакомление учащихся с самостоятельными и служебными частями речи.
Метапредметные: развитие познавательных процессов учащихся (памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия), формирование способов действий (обобщения, классификации, простейшего моделирования). Развитие интеллекта и творческого начала детей, расширение кругозора.
Личностные: формировать познавательные потребности, стремление к глубокому усвоению знаний. Воспитывать у детей интерес к здоровому образу жизни, преодолевать трудности, воспитывать желание учиться.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс Бунеев Р.Н; проектор, презентация ; раздаточный материал.
Ход урока
Орг.момент.
- Ребята, сегодня на наш урок русского языка пришли гости, учителя нашей школы. Давайте порадуем гостей хорошей работой .
2. Мотивация учебной деятельности.
- Скажите, что пригодиться нам для успешной работы на уроке? (внимание, наши знания, умение слушать учителя и товарищей)
3. Актуализация знаний.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. На доске записаны слова. Прочитайте эти слова и попробуйте разделить их на группы
(под, в, за, береза, Россия, ребята, красная, добрый, смешной, идёт, лечить, прыгал) - на какие группы у вас получилось разбить слова? (сущ, прил, гл., предлог)
- выделите 1 гр. Сущ. По какому признаку вы будете ее выделять (слова отвечают на вопрос кто, что)
- 2 группа прилаг.
- 3 группа глагол и предлог.
- Что вы можете сказать про существительные, какие это слова? (словарные)
- назовите орфограммы в каждом слове
-давайте запишем их к себе в тетрадь с обозначением орфограмм.
- поменяйтесь тетрадями и сверьте работу товарища с образцом.
Слайд 1.
4. Сообщение темы урока.
- Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке (о частях речи). Да, тема сегодняшнего урока «Части речи в русском языке».
Слайд 2.
- Я предлагаю вам объединиться в группы и заполнить таблицу, что бы вспомнить все что мы знаем о частях речи .Знаем Хотим узнать Узнали
Слайд 3.
- Заслушиваем результат работы групп.
5. Работа по теме урока.
- ребята, мы разделили слова на части речи, а теперь я предлагаю разделить эти слова (с, у, за, по, к, в, под, про, на, капли, выпал, роса, снег, сверкают, прозрачные, первый) на две группы.- почему вы разделили именно так (слова первой группы обозначают что то, а слова второй группы нет)
- а можем ли мы дать название первой группе, а второй?
- так что же делать ? (значит нам предстоит сегодня узнать на какие еще группы делятся части речи).
- вернемся к таблице и заполним вторую графу.
- какова же цель нашей работы? (дать название группам)
- попробуйте составить предложения со словами первой группы
- со словами второй группы (ничего не получается, так как они ничего не обозначают).
- а для чего же они тогда нам нужны, если они ничего не обозначают?(предлоги - служат для связи слов в предложении)
- ну мы же только что составили предложения без них (не всегда так получается, они нужны что бы придать смысл предложению)
- ребята, вы говорите, что они служат для связи слов в предложении, а если они служат, то как можно их назвать одним словом, какие это части речи? (служебные)
- а эти части речи не всегда нуждаются в служебных частях, они и сами могут составить предложение (это самостоятельные)
- итак, какой вывод можно сделать? (слова можно разделить на самостоятельные и служебные части речи)
- а какие части речи будут относиться к самостоятельным? (те, что имеют лексическое значение) , а к служебным? (которые не имеют лексического значения)
6. Физ.минутка.
7. Первичное закрепление.
- Работа с предложениями.
Школа обучает клоунов разным умениям
Пришёл Шакир и привязал Полкана (во) дворе (к) колышку.
- во втором предложении не хватает предлогов и их надо добавить. А что мы должны помнить про написание предлогов ? (предлоги со словами пишутся раздельно - это орфограмма)
- из какого произведения эти предложения, кто автор? (Школа клоунов, Э.Успенский)
- составить предложения, записать их в тетрадь, обозначить части речи, задать вопрос к словам.
- Какие самостоятельные части речи нам встретились в первом предложении.
- а во втором предложении какие самостоятельные, а какие служебные?
- а маленькое слово «и» встречалось нам с вами в предлогах? (нет)
- а как вы думаете к каким частям речи оно будет относиться к служебным или самостоятельным? (почему?)
- а задали ли мы вопрос хоть к одному предлогу? (нет, значит к самостоятельным частям мы не можем задать вопрос).
- итак, какой же вывод мы можем сделать? На какие группы мы можем разделить части речи? (на самостоятельные и служебные)- давайте сравним свой вывод с выводом учебника, откройте стр.6
Слайд 4.
- перечислите еще раз самостоятельные части речи, служебные части речи.
- все ли нам известны части речи? (нет, значит нам предстоит их еще выучить.)
- итак давайте заполним последнюю графу нашей таблицы. Запишите, что вы узнали на сегодняшнем уроке.
- проверка со слайдом
Слайд 5.
Ребята, вы сегодня молодцы, все работали очень, хорошо, старались, а ребятам работавшем у доски мы поставим хорошие оценки. Д.з упр 208.