Урок русского языка «Самостоятельные и служебные части речи» 5 кл

Урок русского языка в 5 классе.
Тема: «Самостоятельные и служебные части речи»
Цели:
Заложить основы классификации частей речи, показать учащимся принципы системного подхода к слову, закрепить умение распознавать самостоятельные и служебные части речи.
Формировать обобщённые морфологические понятия: часть речи, морфологический признак, синтаксическая роль, категориальное значение, морфология, грамматика.
Развивать умение строить высказывание на лингвистическую тему.
Воспитывать познавательную самостоятельность учащихся.
Оборудование:
Проектор мультимедиа, компьютер
Раздаточный материал для практической работы – таблицы «Классификация частей речи» (заполняется на уроке)
Ход урока.
ПОВТОРЯЕМ.
Слайд 2. Беседа по вопросам:
Какой раздел науки о языке мы изучили? (морфемика)
Что изучает этот раздел? (состав слова)
Помогает ли нам знание состава слова определить часть речи?
Слайд 3. Что вы можете сказать о слове с окончанием –ишь?
(глагол, 2 лица, ед. числа, IIспряжения)
Слайд 4. Определите, какими частями речи являются слова в предложении, составленном Львом Владимировичем Щербой:
«Глокая куздра будланула бокра и кудрячит бокрёнка».
Можно ли определить смысл этого предложения?
(Некое существо женского рода что-то делает с детёныщем мужского рода)
Какие морфемы помогли нам это понять? (окончания, суффиксы)
Для чего нужно знать состав слова?

Главная наша цель – научиться правильно писать, а для этого нужно знать и состав слова, и какой частью речи оно является. Части речи изучает особый раздел – морфология.
ЗАПОМНИ СЛОВО.
Слайд 5. Слово «морфология» пришло к нам из греческого языка. Состоит оно из двух слов: morphе – форма, logos – слово. Буквально – учение о форме слова. Запишите в «Словарик терминов» это понятие.
НАБЛЮДАЙ, РАЗМЫШЛЯЙ, ЗАПИСЫВАЙ.
Слайд 6. Ребята, представьте себе, что все слова русского языка принесли в громадную комнату, скинули в бесформенную груду и ушли. Прошло время, пришли другие люди, увидели эту груду и сказали: «Надо разобрать слова, навести порядок, расставить всё по полочкам. Но как это сделать? Как расставить слова, чтобы каждое оказалось на своём месте?» Нужны умные люди, знающие грамматику. И мы можем стать такими людьми. Мы с вами не такие уж беспомощные. Кое-что о частях речи нам уже известно. На какие две большие группы мы можем разделить части речи?
(Самостоятельные и служебные)
Слайд 7. Можем ли мы теперь записать тему урока?
(Самостоятельные и служебные части речи)
Что же нам нужно знать, чтобы каждое слово было на своём месте? (Части речи)
Какие части речи вам известны?
(существительное, прилагательное, глагол, наречие, союз, предлог, частица)
Сегодня мы вспомним морфологические признаки известных вам частей речи, закрепим умение различать служебные и самостоятельные части речи, заполним таблицу
.«Классификация частей речи»

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ОСОБАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ

ЧАСТЬ РЕЧИ














ОБЩЕЕ КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ














примеры














МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПОСТОЯННЫЕ/НЕПОСТОЯННЫЕ














СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ















У каждого из вас таблица на столе. Чтобы разложить слова по полочкам, нужно заполнить таблицу. Мы не сможем, конечно, сделать всё сразу. Некоторые части речи мы пока не знаем. Но давайте постараемся. Нам поможет текст. Хотя в нём пропущены названия частей речи, я думаю, вы сможете их вспомнить. Давайте попробуем.
Слайд 8. Текст. Нас окружает много предметов. Их называют____. У предметов могут быть разные признаки: размер, цвет, форма и другие. Эти признаки называют___. Назвать количество предметов или их порядок при счёте помогут имена числительные. А сколько разных действий называет___! Когда мы не хотим называть предмет, то можем просто указать на него с помощью____. Назвать признаки действия поможет_____. Это самостоятельные части речи. Есть и служебные части речи:_________, _____, _____. Особой частью речи является междометие. Оно выражает эмоции. Восхищаетесь, говорите: «Ах!» Грустите, вздыхаете: «Ох». Междометие не является членом предложеия.
Что мы можем записать в таблицу?
Читаем ещё раз текст и по ходу чтения записываем части речи, их категориальные признаки и примеры в таблицу.
Сколько колонок осталось? (3)
Где мы можем поставить прочерки сразу? Почему? ( строка – синтаксическая роль, колонки – служебные части речи и междометия, так как они не являются членами предложения).
А чем ещё отличаются служебные части речи от самостоятельных? (не имеют предметного значения)
Слайд 9. Определите тему и основную мысль текста. Подготовьтесь к его пересказу.
ПРОЧИТАЙ И РАССКАЖИ.
Упражнение 459.
Вопрос о частях речи – один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделеы в Индии в V веке до н. э. , в Греции в IV веке до н. э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные ещё до сихпор не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять.
(Тема – история изучения частей речи. Основная мысль – изучение частей речи – самый древний и сложный вопрос в языкознании.)
Слайд 10. Портрет М. В. Ломоносова и Л. В. Щербы.
Основы классификации частей речи заложены М. В. Ломоносовым в 17 веке. Академик Л. В. Щерба тоже занимался изучением морфологии, но уже в 20 веке. Он предложил выделить ещё одну самостоятельную часть речи, которой ещё нет в нашей таблице. Хотите узнать какую?
СДЕЛАЙ ОТКРЫТИЕ!
Тогда слушайте внимательно. Учитель читает текст (упр. 460, 1-я часть).
В школьной морфологии слова холодно, весело и др., употреблённые в предложениях Здесь холодно. Мне весело, считаются наречиями. Академик Л. В. Щерба предложил выделять эти слова в самостоятельную часть речи, которую предложил назвать категорией состояния. Какие особенности подобных слов дают основания для их выделения в самостоятельную часть речи?

Итак, академик Щерба дал ученику задание. Как же мальчик ответил? (читает учащийся упр. 460, 2-я часть).

По-моему, эти слова можно выделить в самостоятельную часть речи на основании следующих признаков. Во-первых, эти слова называют сотояние, а наречие – признак действия. Во-вторых, эти слова связаныс определённым временем (было холодно, будет холодно). В-третьих, в предложениях они всегда выступают сказуемыми. По этим признакам эти слова можно считать самостоятельной частью речи.
Согласны ли вы с таким выводом? Докажите своё мнение. (Ученик назвал общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль слова. Всё это помогает определить часть речи.)

Слайд 11. Портрет М. Ю. Лермонтова. Умело использовал слова разных частей речи известный поэт-классик. Посмотрите на его портрет. Кто это? А фрагмент стихотворения «Родина» поможет нам сделать ещё одно открытие.
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на полях средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз.
Докажите, что слово белеющих не является прилагательным.
Слайд 12. Для доказательства используйте две формы этого слова: белеющих – белевших. (У данных слов есть форма времени, у прилагательных нет такой формы).
Запишите эту часть речи в таблицу.
Слайд 13. Осталась всего одна часть речи – деепричастие. О ней мы узнаем в 7 классе.
Вот и все части речи в таблице. Что же мы можем рассказать о них, используя свои записи, людям, не знающим морфологии?
(Все слова русского языка являются частями речи. Каждая часть речи обладает морфологическими признаками. Части речи делятся на самостоятельные, служебные, есть особая часть речи – междометие. К самостоятельным частям речи относятся: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, наречие, категория состояния, причастие, деепричастие. К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы.)
Слайд 14. ПРЕДПОЛАГАЙ, ДОКАЗЫВАЙ
Какой частью речи является слово «больной»?
(Существительное, прилагательное)
Кто прав?
Слайд 15.Прочитайте предложения, сравните их. Какой вывод можно сделать на основе этого наблюдения?
Больной вскоре выздоровел.
Больной ребёнок нуждается в длительном лечении.
(Одно и то же слово может быть разными частями речи разными членами предложения)
Такое явление называется переходом одной части речи в другую. Такой переход могут осуществлять не все слова. Но, чтобы не ошибиться в определении части речи нам нужно об этом помнить.
Слайд 16. СДЕЛАЙ САМ.
Мы сегодня вспомнили части речи, узнали новые. А теперь впишите в таблицу по одному примеру слов всех частей речи. Постарайтесь выполнить работу быстро и правильно.
Слайд 17. Домашнее задание.
Вспомните, что нам нужно знать, чтобы определить написание мягкого знака на конце слова? (части речи). В домашнем упражнении 463 вам нужно будет выписать только те слова, для определения написания которых нужно знать, какой частью речи является слово. Для тех, кто хочет поработать творчески предлагаю написать сказку «Что было бы, если бы не было частей речи».
Слайд 18. ПОДВЕДЁМ ИТОГИ.
Что нового вы сегодня узнали?
Что такое морфология?
Какие учёные занимались изучением частей речи?
Слайд 19. РЕФЛЕКИЯ
А теперь те, кому было интересно на уроке, похлопайте в ладоши.










15