Конспект урока по русскому языку Тема: Самостоятельные и служебные части речи
Тема : . Связь между числами при сложении и вычитании многозначных чисел
Цель. повторить и закрепить сложение и вычитание многозначных чисел, установить зависимость между компонентами при сложении и вычитании;
Развивать математически грамотную речь, память, внимание, вычислительные навыки.
Воспитывать аккуратность.
Ход урока.
Мотивационный этап.Организация урока
Математический диктант.
· Сумму чисел a и b увеличили на 120; (a + b) + 120
· Число 73 увеличили на сумму чисел а и k; 73 + ( а + k)
· Число 100 уменьшили на сумму чисел а и b; 100 – (а + b)
· Разность чисел а и b увеличили на 217; (а + b) + 217
· Сумму чисел а и b уменьшили на разность чисел d и с. (а + b)- (d - с)
Найдите значение второго выражения, если а = 115 , а б = 164.(РРТ)
73 + (115 + 164) = 73 + 279= 352-В числе 35840 сколько единиц каждого класса? ( 840 единиц 1-го класса, 35 единиц 2-го класса. Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.
Операционный этап.
Какие арифметические действия вы знаете?
- Какие математические знаки вам известны?
- Назовите компоненты при сложении.
- Назовите компоненты при вычитании.
- Как найти неизвестное слагаемое? Уменьшаемое?
-Если мне число необходимо увеличить на несколько единиц, какое действие необходимо выполнить?
- Если необходимо уменьшить число на несколько единиц, какое действие необходимо выполнить?-Давайте вспомним правила сложения и вычитания 3-хзначных чисел. Кто хочет работать у доски? Алгоритм вычисления.: к 546 нужно прибавить 283. - Что можете сказать о других суммах? - Давайте попробуем выполнить сложение по такому же плану. - -Как вы думаете, сможем ли мы вычислить сумму трёх 4-хзначных чисел по такому же плану? 4556 +7349 5478 +173831 уровень 72174 – 30094 + 13271 = 40280 + 13271 = 55351
2 уровень 97894 – ( 15175 + 12743) = 97894 – 27918 = 69976
3 уровень Число 21347 увеличить на разность чисел 39415 и 21104.
21347 + (39415 - 21104) = 21347 + 18341 = 39658
Физкультминутка.
Решение задачи.
На первом корабле отдыхало 957 пассажиров, на втором - на 184 пассажира больше, чем на первом, а на третьем – на 688 пассажиров меньше, чем на втором. Сколько всего пассажиров отдыхало на трех кораблях?
Рефлексия.
Итог урока.
Домашнее задание.
Оценивание.
Тема: Самостоятельные и служебные части речи"
Цели:
научить учащихся различать самостоятельные и служебные части речи; показать, как работают служебные части речи;
развивать воображение и словарный запас учащихся;
воспитывать аккуратность, любовь к предмету, творчество.
Ход урока
Мотивационный этап.
Организационный момент.
Постановка целей и задач урока.
Операционный этап.
Знакомство с новым материалом.
Дидактическая сказка.
В одном волшебном королевстве жилибыли необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи.
Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным:
помогали словам в предложении принять нужную форму; связывали слова в предложении и части предложения; вносили в предложение дополнительный смысл. А Самостоятельные части речи были им за это благодарны. Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но очень боялись, правильно ли они встали в колонны?
2. Создание проблемной ситуации.
Давайте, ребята, поможем нашим частям речи.
На доске запись: день подарить маленький в коврик играть весело я под рядом не и на же он
Скажите, правильно ли стали части речи?
Парад прошел великолепно и очень понравился королю. Он хвалил Части речи и желал им жить в дружбе и согласии.
IV. Физминутка.
Запишите. Укажите, какими частями речи являются следующие слова.
1) Белый, побелеть, белизна; бежать, бегство, беговой, бегом; три, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], третий, тройной, утроить, втрое; сотня, сто, сотый, столетний, трёхсотый; ох, охать, оханье; снизить, снижение, нижний, внизу; ты, кто, некто, никто, ничто, ничей, ничейный; уничтожить, уничтожение; нигде, некогда; жалость, жаль, жалостливый.
2) Бы, несмотря на, если, зато, так как, ни, из-за, неужели, ли, ввиду.
Тест
1. Что обозначает имя существительное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
2. Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
3. Что обозначает глагол?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
4. Из данных слов выберите имена существительные:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
5. Из данных слов выберите имена прилагательные:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
6. Из данных слов выберите глаголы:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:
а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера
8. Из данных слов выберите служебные части речи:
а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать
- Взаимопроверка по ключу:
1 – а 2 – б 3 – в 4 – в 5 – а 6 – б 7 – а 8 - б
- Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»VI. Итог урока.Тема: Гавриил Николаевич Троепольский «Белый Бим Черное Ухо». Цель: познакомить учащихся с писателем Г.Н. Троепольским и с его произведением «Белый Бим Черное Ухо»; развивать познавательный интерес, связную речь, мышление, умение правильно говорить; воспитывать отзывчивость, сострадание, бережное отношение к животным, прививать чувство ответственности за своих питомцев. Ход урока:
Мотивационный этап.Организационный момент. Прозвенел звонок на урок. Добрый день, дети. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. Объявление целей и задач. Операционный этап.- Какие ассоциации вызвало у вас это слово "СО БА КА" (дети называют названия пород). Вы уже догадались о чем и о ком пойдет речь на уроке? А теперь подумайте, какой собакой вы хотели бы стать и почему? (Дети называют породу собаки и ее качество). Объявление темы урока. Г.Н.Троепольский "Белый Бим Черное Ухо", одним из главных героев этой повести является сеттер по кличке Бим. Запись в тетрадь инициалов автора, годы жизни. Беседа об авторе. Сообщение делают учащиеся. Русский писатель. Троепольский родился 29 ноября (по старому стилю - 16 ноября) 1905 в селе Новоспасовка Тамбовской губернии (в советское время - Грибановский район Воронежской области) в семье священника. Начальное образование было домашним. В 1924 окончил сельскохозяйственное училище. Работал сельским учителем, а с 1931 - агрономом. В 1937 в периодической печати появились его первые произведения. В 1976 работал в редколлегии журнала "Наш современник" - являлся одним из лучших авторов публицистической прозы на сельскохозяйственные темы. Умер Троепольский 30 июня 1995 в Воронеже.Работа с текстом. В учебник включена лишь часть повести - глава 6 "Прощание с другом". Одинокий человек, у которого умерла жена, взял себе месячного щенка, выкормил его. Бим, по стандартам охотничьих собак сеттер-гордон должен быть обязательно черным с блестящим отливом, а получился совсем не похожим на свою породу шотландских сеттеров: "туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим окрасом, только одно ухо и одна нога черные, действительно - как вороново крыло, второе ухо мягкого желтовато-рыжего цвета». С таким окрасом Бим не мог называться породистой собакой, но для хозяина это уже не было столь важным: Бим был уже его другом, а друзей всегда надо выручать. Почему так привязался Иван Иванович к своему другу? В своих записках он пишет: «В последние месяцы Бим незаметно вошел в мою жизнь и занял в ней прочное место. Чем же он взял? Добротой, безграничным доверием и лаской - чувствами всегда неотразимыми, если между ними не втерлось подхалимство. Теперь Иван Иванович был не одинок. Он не заметил, как в одиночестве постепенно привык говорить вслух ей, или даже самому себе, а теперь и Биму». Иван Иванович, участник войны, носил под сердцем осколок, который время от времени давал о себе знать. И вот однажды Бим заметил, что его хозяину стало плохо. Первичное чтение текста. Работа по вопросам. О ком рассказал нам писатель? Что необычного заметил Бим в поведении своего хозяина? Как встретил Бим приехавших врачей? Что произошло с Бимом, когда увезли хозяина? Какие слова говорят о чувстве любви и тревоги Бима за хозяина? (бросился на него зверем, дрожал всем телом, готов был скорее отдать жизнь, чем подпустить незнакомых людей к другу в такую трудную для него минуту; прижался к другу лопаткой и лизал ему шею, лицо, руки). Найдите и прочитайте отрывок, в котором выражена вся тоска и отчаяние Бима по поводу случившегося. ("В полночь, когда взошла луна, стало невыносимо...) Почему Степановна выпустила Бима? Понимает ли она собаку так, как понимал ее хозяин? Какой была реакция девушки в белом халате на собаку? Почему? Как отреагировал на слова девушки человек в черном халате? Нашлись ли люди, которые поняли Бима? Как относится к этим людям автор? Ребята, хотели бы вы узнать, что произошло с Бимом после того, как его хозяина увезли в Москву на операцию? Работа по вопросам. Что больше всего взволновало тебя в этой истории? Или ты остался равнодушным? Попытайся разобраться в себе самом, дать оценку своим чувствам, своему отношению к происходящему. Чему учит нас повесть Г.Троепольского? 9. Составление письма Ивану Ивановичу. Ребята, а что вы написали в письме Ивану Ивановичу? Составление писем и чтение. 10. Подведение итогов. 11. Выставление оценок. 12. Домашнее задание.