Конспект урока по русскому языку на тему Самостоятельные и служебные части речи (3 класс)
Самостоятельные и служебные части речи.
Цель: умение находить служебные и самостоятельные части речи; развивать умение изменять слова по образцу; узнать для чего нужны служебные части речи.
Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Основная часть.
Записывают число, классная работа. Минутка чистописания.
Ребята, а кто–нибудь знает чем мы будем сейчас заниматься?
У каждого из вас лежит на столе конверт, в нем потерялись слова давайте их поставим на свои места. Соедините их в нужном порядке. Что у вас получилось?(Самостоятельные и служебные части речи.)
Посмотрите на доску(записаны слова)
Деньпод
Подаритьна
Маленькийже
Вно
Коврикрядок
Игратьне
Веселои
Яон
Посмотрите, Витя записал слова в два столбика. В первый столбик- самостоятельные части речи, во второй –служебные. Проверьте, как он справился с заданием. Что надо сделать, чтобы определить, к какой части речи относится слово?
Можно ли к служебной части речи задать вопрос?
Откройте учебник на с. 127,упр.№1. Прочитайте предложение.
Дождь кончился, но дети не пошли играть во двор.
Найдите служебные части речи. Если из предложения убрать служебные части речи сохранится ли смысл предложения?
Какой вывод можно сделать?
Посмотрите на с.127 в рубрике тайны языка прочитаем о том, как «работают» служебные части речи.
Сформулируйте правило.
Служебные части речи помогают словам в предложении принять нужную форму, связывают слова в предложении и части предложения, вносят в предложение дополнительный смысл.
Упр. №2с.127.
К какой части речи относятся слова в каждой паре ? (Объясняют по цепочке )
Учить-учитель
Воспитывать-воспитатель
Утюжить-утюг
Лес-лесной
Школа-школьный
Почему слова в парах относятся к разным частям речи?
Слова в парах бежать-бег
Ходить-ход, полетать-полет называют действия. Можно ли сказать, что это слова одной части речи. Почему?
Физкультминутка
для улучшения мозгового кровообращения:
Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
На доске записаны слова
Улица- улицы-улице.
Что вы можете сказать об этих словах? Денис считает, что у всех самостоятельных частей речи форма меняется одинаково. Прав ли он? Убедиться в правильном ответе тебе поможет следующее упражнение. (Упр.№3с.128). Выполните первые 3 слова по образцу (Земля, большой, кричать).
Слова какой части речи относятся к первой группе (ко второй, к третьей?). Почему все слова нельзя изменить по одному образцу. Какой можно сделать вывод? Запомните, что наречия и служебные части речи не изменяются.
На сегодняшнем уроке нам надо еще выяснить, могут ли имена существительные, имена прилагательные, глаголы быть любыми членами предложения. Правильно ответить на этот вопрос тебе поможет следующее упражнение.
Упр.№4 с.129. Коллективный разбор предложений по образцу.
Итог урока.
Ребята, скажите, а какую «работу» выполняют служебные части речи?
Рефлексия. Покажите с помощью смайликов какое у вас настроение?
Оценки.
Дом. задание. Учебник с. 128 правило, упр. №3 с.128 (3последние слова разобрать по образцу.
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.