Конспект урока по русскому языку на тему Самостоятельные и служебные части речи (5 класс)
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Самостоятельные и служебные части речи"
Лондарь Татьяна Григорьевна, учитель русского языка и литературы
МКОУ «Ганновская СШ» ,Одесского района ,Омской области
Цель:
-повторить основные сведения о частях речи;-сформировать умение различать и классифицировать самостоятельные и служебные части речи.Задачи:
-понимать, для чего необходимо знать части речи;-научить работать в группах, парах, индивидуально;
Оборудование: проектор, презентация , карточкиХод урока.1.Постановка цели.
-Прочитайте тему урока и попробуйте определить цели нашего урока
(Различать части речи, задавать вопросы, делить на самостоятельные и служебные)
(Прикрепить на доске напечатанные цели)
2.Разминка.Прослушайте лингвистическую сказку.
Жили-были Части Речи, каждая в своем домике . Наступило утро ,вышли они на свет белый посмотреть. Увидели друг друга и давай хвастаться. Каждая Часть Речи считала, что она самая главная.
Существительное говорит: «Кто может быть главнее меня? Ведь я предмет. Я всех по именам называю. Солнце, утро, лес, зима».
«Нет, главнее–Я.- Возмутилось Прилагательное. Я - это такие прекрасные слова: веселый ,нежный, ласковый, счастливый. Разве без меня можно узнать, каким бывает утро, солнце, лес, небо? Ведь я - признак предмета».
«Главнее всех - Я ,-закричал Глагол. Я всегда действую. Я могу светить, зеленеть, играть, петь, веселить. Без меня солнце не будет светить, без меня лес не зазеленеет, без меня не придет утро и не наступит рассвет».
Долго они спорили. И все были по - своему правы. Но тут к спорящим тихонько подошли Союз, Предлог и Частица. Они решили всех помирить.
«Друзья !»-зачем спорить? Мы ведь тоже Части Речи, пусть не такие главные, но без нас Вы обойтись никак не сможете . Вы забыли про Местоимение, Наречие, Числительное, а еще есть Междометие. Давайте позовем всех и станем жить дружно ».
Части речи согласились. Взялись они за руки и стали образовывать предложения, а из них получились загадки, сказки, рассказы.
Давно живут вместе Части Речи и радуются , что много их и всегда друг дружке помогают .
Вот и сказке конец , а кто слушал молодец.(Автор Лондарь Т.Г.)
-Кто является героями сказки? Почему части речи ссорились? Что вы узнали о частях речи из сказки? Какие части речи изучены вами? Какие признаки бывают у существительных, прилагательных ,глаголов? Что вы знаете о наречии?
ВЫВОД. Части речи: сущ, прил, глаг., наречие, союз ,предлог, частица,
Все части речи подчиняются науке Морфологии.
Морфология – наука о языке, изучающая части речи. (На доске)
3.Слайд Что записано на слайде? ому ему ие о ся о енькМожете ли вы определить часть речи по морфеме? Приведите примеры.
4. Синтаксическая разминка.
Идешь по зимнему лесу и не налюбуешься. (на доске)
(Повест.,невоскл., прост.. односост., распростр., осложн.однор.сказ)
Предложение односоставное ,а какое подлежащее можно подставить ? Какая это часть речи?
Высокие сосны неподвижно спят.
(Повест., невоскл., прост., распростр.,)
-Сделайте вывод о синтаксической роли частей речи.
(Вывод: существительное – род, число, падеж; может быть подлежащим, дополненим, обстоятельством ; прилагательное-род, число, падеж; определение ; глагол-спряжение, время, число, род, вид; сказуемое; наречие –не изменяется ; к самостоятельным частям речи можно задать вопрос, имеют лексическое значение , имеют грамматическое значение);
5. Игра «Найди свое место» (парная)
А)Собери предложение. (слова написаны на листах вразброс)
1.В тёмном небе рассыпались яркие звёзды.
2. По стволам толстых деревьев постукивает мороз.
3. Тихо в спящем зимнем лесу.
4.Хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней.
6.. Задание четвертое «Лингвистический эксперимент»
- Давайте посчитаем, сколько здесь служебных и самостоятельных частей речи. (30 и 8 ) Соотношение 3,5 : 1
Вывод.(Служебные части речи используются намного реже ,чем самостоятельные)
- Прослушайте стихотворение о служебных частях речи.
Предлоги, союзы, частицы –Все встали в один хоровод,Служебные, важные лица –На редкость серьезный народ.Без них обойтись невозможно,И знают об этом они.Всегда и во всем осторожны:Нигде не гуляют одни.Но исподволь и незаметноЗначенье свое принесут,Здесь свяжут, а рядом разделят,Укажут и силу дадут.
(Вывод: 1.Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении.2.Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте.)7.Игра «Узнай себя»
Я показываю табличку с названием части речи , а вы выходите с нужной табличкой из данных слов. Определяете грамматические признаки слова.
8. Игра «Кто же я?»(Слайд)
Определить части речи.
Снежное покрывало всю землю покрывало.
Спит село .Солнце село.
Сделать вывод.
9. Подготовленный ученик читает стихотворение.
Мне, - сказало Междометие, Интересно жить на свете,Выражаю поощренье,Похвалу, упрёк, запрет,Благодарность, восхищенье,Возмущение, привет…Те, кого охватит страх,Произносят слово Ах!У кого тяжёлый вздох,Произносят словоОх!Кто встречается с бедой,Произносит словоОй!Кто отстанет от друзей,Произносит словоЭй!У кого захватит дух,Произносит словоУх!- Назвать междометия.
Ах – страх, восторгОх – вздох, боязньОй – беда, удивлениеЭй – привлечение вниманияУх – испуг)10. Итог урока
Над какой темой мы сегодня работали?
Давайте же сделаем выводы , почему же части речи называются самостоятельными?
можно задать вопрос
имеют лексическое значение
имеют грамматические признаки
выполняют синтаксическую роль в предложении.
А) Игра. Да-нетка.Подтвердите или опровергните утверждения о самостоятельных и служебных частях речи. (Ответы пишем в тетрадь )1) Самостоятельные и служебные части речи равноправны.2) Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.3) Служебные части речи не бывают членами предложения.4) Служебные части речи имеют лексическое значение.5) К любой части речи можно задать вопрос.6)Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложении, а также предложения между собой. Взаимопроверка- ( слайд )
1.НЕТ 2.НЕТ 3.ДА 4.ДА 5.НЕТ 6.ДА
Б) Тест «Третий лишний»
Дерево, весело, хорошо
2) Он ,оно, но
Зима ,зимушка, зимний
Снега ,зима, хороша
Третий, пятый , пятиклассник
Самопроверка,оценивание-(слайд)
1.Дерево
2.Но
3.Зимний
4.Хороша
5.Пятиклассник
Оценивание
Я знаю... Я должен научиться...
Я могу.... Я хочу узнать....
Домашнее задание. Составить тест «Третий лишний»