«Морфема — наименьшая значимая часть слова». 5 класс


«Морфема – наименьшая значимая часть слова». 5 класс.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи:
- знать понятия: морфемика, морфема, изменение слов, однокоренные слова, формы одного и того же слова;
- определять состав слова, выделять морфемы соответствующими значками, различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;
- выстраивать композицию рассуждения;
- выполнять морфемный разбор;
- определять лексическое значение слова, пополнить словарный запас.
Методы, применяемые на уроке:
Методы подобраны в соответствии с содержанием и направлены на решение задач коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции.
Ход урока.
1.Оргмомент.
- Ребята, подготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Проверьте, все ли лежит на парте: дневник, пенал, учебник, тетрадь, грамматическая тетрадь, словарик. Записываем число, классная работа.
2. Словарный диктант «Наоборот»
- Запишите к словам антонимы, обозначьте орфограммы:
1) активный (пассивный)
2) горизонтальный (вертикальный)
3) диалог (монолог)
4) исчезать (появляться)
5) оптимизм (пессимизм)
6) приятный (неприятный)
7) прекрасный (безобразный)
8) рассвет (закат)
9) расставаться (встречаться)
3. Повторение изученного:
-Вспомните все, что вы знаете о частях слова. Отвечая, приведите примеры.
- А теперь один ученик у доски, остальные в тетради записываем слова группами и выполняем разбор слов по составу: птицелов, птиц, ловить; на сосне, сосновый; посвистом, свисти.
4. Обозначьте графически, из каких частей состоят слова рассвет, закат.
- Какая часть слова не присутствует в этих словах? (суффикс)
- Назовите все значимые части слова (приставка-префикс, корень, суффикс, окончание-флексия, соединительные гласные-интерфиксы, постфикс-аффиксальная морфема, стоящая после окончания и служащая для образования грамм.форм)
- Какие это части слова? (Значимые.)
Аффиксы делятся на словообразующие и формообразующие. (Объяснение учителя).
5. Изучение нового
- Итак, что значит разбор слова по составу? (выделение приставки, корня, суффикса, окончания, основы слова).
- Как называется такой разбор? (морфемный)
- Что же такое морфема?
- Какай раздел языкознания изучает морфему?
- А теперь давайте запишем определения в тетради:
Морфемика – учение о значимых частях слова (морфемах) и морфемной структуре слова.
Морфема – (от греч. мorphe – форма) – наименьшая, далее неделимая, значимая часть слова.
Словообразование – раздел языкознания, изучающий словообразовательную структуру слов и законы образования слов.
Вывод: определения имеют отличия от тех, которые вводились в начальной школе:
1) вводится термин «Морфема»;
2) к определению основы добавляется, что это значимая часть слова без окончания и формообразующих суффиксов;
3) в определение окончания добавляется – грамматическое значение слова и окончание образует форму слова;
4) в корне – заключено общее лексическое значение однокоренных слов)
- Ответьте на вопрос: Что отличает морфему от звука?
-Морфема – это значимая единица слова.
6. Закрепление нового материала. Развитие умений
- А теперь выполняем упражнение из учебника №368.
7. Подведение итогов.
- Ребята, давайте теперь подведем итоги: что мы повторили? Что нового вы узнали? Для чего нужно уметь разбирать слово по составу, легко находить в слове его части?
8. Домашнее задание: § 70. Упр. 369.