Русский язык Приставка — значимая часть слова 3 еласс
ГАОУ СПО НСО
«Черепановский педагогический техникум»
База практики: МАОУ СОШ № 3(филиал)
Класс: 3 «А»
Учитель: Потехина З.А. _________
Методист: Горобец Т.Г. _________
Студент: Мерш Ю.С.
Урок русского языка.
Тема урока: Приставка - значимая часть слова.
Тип урока: формирование практических умений.
Цель урока: закрепление знаний о роли приставок в словах; развитие умения разбирать слова по составу, образовывать новые слова с помощью приставки.
Планируемый результат: научатся находить в слове приставку, образовывать новые слова при помощи приставок, анализировать, сравнивать, сопоставлять структуру слов.
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность учебных действий на уроке; оценивать правильность выполнения учебных действий.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать собеседника; взаимодействовать на уроке.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия: состав слова, корень, однокоренные слова, приставка, словообразование
Ресурсы: учебник 3 класс Рамзаева Т.Г., ИКТ
Ход урока
Орг. момент.
Организация класса
А теперь проверь дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5»!
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Юлия Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.
Разминка для глаз. (видео)
Разминка для рук. (видео)
Оформление тетради.
Открываем тетрадь, положите ее наклонно, под уголком, читаем хором на доске число 21 октября. Классная работа. Запишите в тетрадь. Держим спинку прямо. Пишем красиво и аккуратно.
Каллиграфическая минутка
Графический анализ буквы.
Сегодня мы будем повторять написание буквы «с» заглавной и строчной.
- сколько в ней элементов? (один)
- как он называется?
Сс сс Сс ссАнализ типичных ошибок.
Эти буквы по форме совершенно одинаковые, поэтому и ошибки в их письме однотипны. Буква «с» составляет часть овала и поэтому должна быть округлой.
- недостаточное начальное закругление ___________
___________
- недостаточная округлость «спинки буквы» _______
Письмо учащихся.
Самоанализ, самооценка.
- Ребята, подчеркните лучшую букву с.
На второй строке запишите словарные слова на букву «с» из словарика. Поставьте в них ударение и подчеркните орфограмму.
Целеполагания и мотивация учащихся.
-Ребята, чтобы узнать, о чем мы с вами сегодня будем говорить отгадайте загадку:
Перед корнем я стою
Слово новое создаю.
Если только захочу –
Значение слова изменю.
(приставка)
Что такое приставка, для чего она служит? (1 ученик)
Давайте проведем практическую работу с листом бумаги и понаблюдаем как приставка меняет значение слова. У доски будут работать два ученика:
1 – будет выполнять действия, а 2 - записывать на доске названия тех действий, которые выполняет первый. Остальные - работаем в тетради.
(А теперь к доске выходит 2 ученика. Одному ученику дается задание взять ножницы и лист бумаги, и делать указания учителя.)
Будем резать лист бумаги. (слайд: РЕЗАТЬ) запишите этот глагол в тетрадь с большой буквы и приготовьтесь наблюдать над этим словом.
Разрезать лист бумаги пополам;
Надрежь одну часть;
Из другой вырежи треугольник;
Срезать угол у треугольника.
Разрезать, надрезать, вырезать, срезать.
Что общего у этих слов? (слова относятся к одной части речи. Это глагол. Все они имеют одинаковый корень -рез-. Это однокоренные слова)
Выделите в них корень. Чем отличаются эти слова? Что их отличает? (в них разные приставки. Эти слова отличаются по смыслу.)
Разрезать – на части
Надрезать – чуть-чуть, не до конца.
Выделите и назовите приставки. Значит, для чего служит приставка? (для образования новых слов)
Предположите, какой работой мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? (речь пойдет о приставке, образовании новых слов)
Актуализация знаний учащихся.
Перечислите знакомые приставки. (в-, во-, вы-, о-, об-, обо-, на-, над-, надо-, по-, под-, подо-, пере-, про-, пред-, при-, от-, ото-, до-, за-, с-, со-, рас-, раз-, через-, без-, из-.) На доску вывешиваются приставки на карточках.
Работа над определением.
На доску вывешивается карточка-помощница: (слайд)
…. – это …. слова, которая стоит ….. и служит для … .
Определение задач работы на уроке.
Итак, что вы уже знаете о приставках? (приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
Что бы вы хотели узнать о приставке? Сформулируйте задачу урока, выберите.
Закрепить знания о приставках.
Будем учиться образовывать новые слова с помощью приставок.
Будем учиться писать приставку слитно со словом.
Узнать, зачем нужна приставка в русском языке.
Формирование практических умений учащихся.
№ 165. Прочитай текст.
Мальчики решили построить парусный кораблик. Учитель помог ребятам сделать чертеж. Дима принес инструменты. Работа закипела. Спуск на воду назначили на воскресенье.
- О чем говорится в тексте? Озаглавь его.
- Какими словами можно заменить выражение работа закипела?
- Спишите текст. Выделяя приставки.
Сравните по смыслу и по составу слова корабль – кораблик.
Физминутка
№ 166. С.65. Образуйте от данных слов однокоренные слова, обозначающие начало действия.
Петь, кричать, говорить, цвести, кипеть, дрожать.
Напиши слова. Выдели приставку.
Образец. Петь- за-петь.
Проверка. Чему учились выполняя это задание? (изменять слова по смыслу)
№ 167 страница 75.Прочитайте словосочетания.
Читал книгу, смотрел фильм, строил дом, писал письмо, шил платье.
С какими приставками нужно употреблять данные слова, если бы действие еже завершилось? Напиши. Образец: Читал книгу – прочитал книгу.
Итог урока.
Что сегодня изучали на уроке? (приставку как значимую часть слова)
Для чего приставка нам нужна? (чтоб образовывать новые слова)
Рефлексия.
Ребята, перед вам лежат смайлики, но у них нет настроения, давайте нарисуем нашим смайликам настроение. Если вам было все понятно на уроке, у вас будет смайлик веселый, а если что-то не поняли, то грустный.
Домашнее задание.
с. №