ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.
Сегодня нам, педагогам, необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия у учащихся на уроках, поэтому мы поставили перед собой задачи:
1)  изучить теоретический материал по универсальным учебным действиям;
2)  коллективно смоделировать открытые уроки и провести их с учащимися в начальной школе
3)  выявить плюсы и минусы составленных и проведенных уроков.
Выбрав тип урока русского языка «сообщение новых знаний» для 2 класса, мы решили при составлении его не отходить от этапов урока соответствующим требованиям ФГОС второго поколения:
1)  мотивирование к учебной деятельности (1 – 2 мин);
2)  актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действиимин);
3)  выявление места и причины затруднениямин);
4)  построение проекта выхода из затруднения (4 – 6 мин);
5)  реализация построенного проектамин);
6)  первичное закрепление с проговариванием во внешней речимин);
7)  самостоятельная работа с самопроверкой по эталонумин);
8)  включение в систему знаний и повторение (5 – 8 мин);
9)  рефлексия учебной деятельности на уроке мин).
А также держали перед глазами классификацию УУД (универсальных учебных действий): личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.
В ходе работы все участники методического объединения учителей начальных классов пришли к единому мнению о необходимости применения технологической карты урока для записи конспекта урока.
Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Исходя из данного определения, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
1)  необходимость описания всего процесса деятельности;
2)  указание операций, их составных частей.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть следующие возможности:
1)  тщательного планирования каждого этапа деятельности;
2)  максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
3)  координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.
Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями–практиками, мы пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Наш выбор остановился на такой технологической карте урока:
1 этап. «Самоопределение к деятельности. Организационный момент». Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.
2 этап. «Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности». Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
3 этап. «Постановка учебной задачи». Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
4 этап. «Построение проекта выхода из затруднения». Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т. д.).
5 этап. «Первичное закрепление». Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
6 этап. «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону». Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
7 этап. «Рефлексия деятельности (итог урока)». Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
После составления технологической карты урока (конспекта урока) составляется карта наблюдения урока. Вот какая карта наблюдения урока у нас получилась:
Дата______________
Учитель_____________________________________________________________________
Предмет, класс, тип урока_____________________________________________________
Тема урока_________________________________________________________________
Цель урока_________________________________________________________________
Цель посещения урока_______________________________________________________

Текущее время урока
Деятельность учителя по мотивации деятельности учащихся
Деятельность учащихся
Формирование УУД

Самооценивание как один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.