Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся
Салахетдинов Р.Ф.,
преподаватель-организатор ОБЖ, педагог дополнительного образования МОУ Ишеевского многопрофильного лицея им. Н.К. Джорджадзе
Технологическая карта занятия как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Создание технологической карты позволяет учителю:
• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
• определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
• соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
Преимущества технологической карты:
• использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
• освобождается время для творчества учителя;
• обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
• снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
• обеспечивается повышение качества образования.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
• учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
• используются эффективные методы работы с информацией;
• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
• обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Например:
- реализацию учителем целей урока;
- использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
- осуществление оценивания и контроля.
Образовательная программа: __Юный турист_____________
Возраст обучающихся: __10-11 лет______________________
Тема занятия: _Введение в образовательную программу________
Цель занятия: __ пробудить интерес у учащихся к пешеходному туризму._ ________
Задачи:
Обучающая: формировать у учащихся представления о пешеходном туризме; познакомить с элементами туристического снаряжения.
Развивающая: развивать логическое мышление, наблюдательность, зрительную память, творческие способности, практические навыки по укладке рюкзаков, вязке узлов.
Воспитывающая: воспитывать чувство коллективизма, самостоятельность, взаимовыручку, ловкость и дисциплинированность.
Тип занятия: __Вводный урок_______________________________
Вид: проблемная лекция – практикум с активной обратной связью.
Оборудование: снаряжение: спальники, карабины, котелок, рюкзак, костровое хозяйство, страховочные системы, палатка, таблица с видами костров, названия костров для выполнения заданий, раздаточный материал: палочки для костра. Дидактический материал: кроссворд «Туризм», мультимедийная презентация.
Этапы занятия Время
мин Деятельность педагога Деятельность обучающихсяМетоды
обучения формы обучения Прогнозируемый результат образовательной деятельности Учебно-методическое обеспечение
Организационный
Организационный 3 Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания
- Здравствуйте, ребята. Если вы сегодня здесь, значит вам интересно, чем занимаются ребята на данном кружке?
- Давайте познакомимся.
(Называет имя, несколько слов о себе.)
- Сегодня, я расскажу Вам, что такое туризм и чем занимаются туристы, также мы познакомимся с личным, групповым и специальным снаряжении Подготовка детей к работе на занятии
Приветствуют преподавателя.
Называют имена, оформляют и прикрепляют бейджи.
Словесный Фронтальная Восприятие
Готовность группы к работе,
включение в деловой ритм.
Эмоциональный контакт. -
Основной
Подготовительный (подготовка к новому содержанию) 10 Мотивация учебной деятельности детей
- Предлагаю вам решить кроссворд.
Сообщение темы, цели учебного занятия
- Итак, мы получили слово «турист». На занятиях кружка ребята становятся туристами.
- Попробуйте объяснить, какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем занятии?
Осмысление возможного начала работы
Решают кроссворд
Участвуют в совместном целеполагании. Познавательная задача
Индивидуальная
Коллективная
Фронтальная Получают итоговое слово «турист»
Понимание практической и социальной значимости материала. Обучение проектированию результатов учебной деятельности и средств их достижения. мультимедийная презентация
Усвоение новых знаний и способов действий 12 Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей.
- Все слышали эти слова «туризм», «туристы». А что такое туризм? Кто такие туристы? Как вы думаете?
- Определение «туризма».
Туризм – это спорт, отдых, здоровье, удовольствие, хобби, развлечения, работа, форма самоутверждения, общение, способ познания окружающей среды.Давайте перечислим 10 составляющих туризма.
- Туризм бывает: горный, лыжный, пешеходный, водный. Но, самый массовый и самый доступный вид туризма – это пешеходный. Основой туризма являются походы, путешествия. Значит, туристы - это путешественники. Первым путешественником-туристом был греческий ученый Геродот. Он первый описал свои путешествия в многочисленных книгах. А днем рождения туризма, принято считать 27 сентября 1919 г.
- Как по-вашему, что в первую очередь необходимо туристу?
- Конечно снаряжение. Теперь давайте вместе познакомимся с элементами туристского снаряжения. Оно делится на личное, групповое и специальное снаряжение. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения
Ответы учащихся
Составление «ромашки» - туризм.
ответы учащихся Творческое задание Фронтальная
Индивидуальная
Коллективная Освоение новых знаний мультимедийная презентация
Бумага белая, желтая, ножницы, фломастеры.
образцы туристского снаряжения
Первичная проверка понимания изученного 10 Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция
Как вы думаете, что из этих вещей относится к личному, что к групповому, а что к специальному снаряжению?-Вот видите, ребята, не так – то легко правильно обращаться и применять снаряжение! Для того чтобы стать настоящим туристом необходимо, в первую очередь, научиться правильно, обращаться со снаряжением. Давайте попробуем сделать все вместе.
- Молодцы, ребята. А теперь давайте подумаем, без чего еще не возможно представить не один поход?
- Правильно, без костра. А для чего нужен костер?
Действительно, на костре готовят пищу в походе. А для того, чтобы повесить котелок, используют специальное костровое хозяйство. Например, тренога или специальный тросик, который натягивается между деревьями.
Демонстрация кострового хозяйства.
А только ли для приготовления пищи нужен костер?
-Вы правы, для того чтобы просушить одежду, обогреться, песни попеть, подать сигнал в случае бедствия. Вообще костров около 10 видов. И наиболее используемые в туристической практике, мы сейчас сложим.
демонстрация способов укладки костров:
1.шалашик
2.колодец
3.звездный
4.таежный
5.три бревна Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием
Детям предоставляется возможность ознакомиться со снаряжением: учащиеся рассматривают, одевают, примеряют личное и групповое снаряжение, укладывают рюкзаки, пытаются поставить палатку.
ответы учащихся
ответы учащихся
ответы учащихся
Фронтальная
Осознанное усвоение нового учебного материала
мультимедийная презентация
(типы костров)
Закрепление новых знаний, способов действий и их применение 5 Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения
Инструкция педагога для работы учащихся. Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми
Учащиеся складывают те же виды костров у себя на столах. Индивидуальная
Осознанное усвоение нового материала Схемы видов костров
Обобщение и систематизация знаний 10 Формирование целостного представления знаний по теме
- Итак, для туриста необходимо снаряжение.
- В каждом походе нужен костёр. Мы не назвали еще одно «применение» костра.
Пожалуй, самое главное. Понять, какое? – поможет нам песня! Вокруг костра всегда звучат песни. Сегодня мы разучим песню «Не за огонь люблю костёр»
Использование бесед и практических заданий
разучивают и
исполняют песню Индивидуальная
Коллективная Осмысление выполненной работы текст песни
итоговый Итоговый 2 Педагог совместно с детьми подводит итог занятия
Ну, что ребята легко ли стать туристом? Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы
ответы учащихся
Фронтальная
Самоутверждение детей в успешности
Рефлексивный 5 Мобилизация детей на самооценку
- Можете ли вы, посетив только одно занятие, сказать: «Я – ТУРИСТ»?
Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы
ответы учащихся Фронтальная
Индивидуальная
Групповая
Парная
Коллективная Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях
Информационный 3 Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия
Правильно! Для того чтобы назвать себя туристом, вы должны многому научиться и, конечно же, сходить в поход. Для этого вам нужно посещать занятия кружка. Дома потренируйтесь складывать костры различного типа.
На этом занятие заканчивается.
До встречи на следующем занятии. Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий Фронтальная
Определение перспектив деятельности