Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика на уроке в соответствии с требованиями ФГОС


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя образовательная школа №7»
«Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика на уроке в соответствии с требованиями ФГОС»
Макушева Ольга Михайловна,
учитель начальных классов
г. Нижневартовск, 2015 г.
В последние годы российская школа переживает серьёзные преобразования. На смену парадигме знаниевого обучения пришёл федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежат реализация системно-деятельностного подхода, формирование универсальных учебных действий.
Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться.
Для меня, да и для многих учителей – практиков, проработавших в школе не один десяток лет, новое повлекло за собой ряд проблем: неготовность учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций; недостаточность уровня теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса.
Изучив нормативные документы, пройдя курсовую переподготовку, посетив серию открытых уроков у коллег на городском и школьном уровнях, я осознала важность и необходимость в умении планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения, достигать образовательных результатов: личностных, предметных и метапредметных, сформулированных не в виде ЗУН, а в виде формируемых способов деятельности. Урок остаётся главной составной частью образовательного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается именно на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Но рождение любого урока начинается с осознания правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Считаю, что подготовку к современному уроку легче и удобнее провести по технологической карте. В средствах массовой информации много спорят о плюсах и минусах современных технологических карт. Но пока, на мой взгляд, это единственно правильный способ самосовершенствования при подготовке к современному уроку в период внедрения ФГОС.
Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств.
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работника и т.п.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования каждый учитель должен осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов: личностных, предметных и метапредметных в виде формируемых способов деятельности. И для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование данных результатов обучения.
Я считаю, что это возможно сделать только при помощи технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты. Возможно, в дальнейшем, у каждого учителя данный навык дойдёт до автоматизма, и появятся новые формы конспектов уроков.
Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными. Каждый творчески работающий учитель создаёт свою технологическую карту урока, апробирует её, вносит изменения. Данная работа позволяет ещё увереннее себя чувствовать при внедрении ФГОС.
На первых порах сложно было создавать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывала декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. Но я встретила на одном из сайтов возможные формулировки деятельности учителя и обучающихся. Думаю, что они могут пригодиться многим, кто решит свою деятельность на уроке оформлять в виде технологической карты.
Формулировки деятельности учителя и обучающихсядеятельность учителя деятельность обучающихся
- проверяет готовность обучающихся к уроку;
- уточняет понимание учащимися поставленных целей урока;
- выдвигает проблему;
- создает эмоциональный настрой на…
- формулирует задание…
- напоминает обучающимся, как…
- предлагает индивидуальные задания;
- проводит параллель с ранее изученным материалом;
- обеспечивает мотивацию выполнения…
- контролирует выполнение работы;
- осуществляет индивидуальный и выборочный контроль;
- побуждает к высказыванию своего мнения;
- отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке;
- диктует;
- даёт комментарий к домашнему заданию;
- даёт на поиск в тексте особенностей…
- организует:
взаимопроверку;
коллективную проверку;
проверку выполнения упражнения;
беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
оценочные высказывания обучающихся;
обсуждение способов решения;
поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
самостоятельную работу с учебником;
беседу, связывая результаты урока с его целями;
- подводит обучающихся к выводу о…
- наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…
- обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников;
- акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. - записывают слова, предложения;
- делят (звуки, слова и т.д.) на группы;
- выполняют упражнение в тетради;
- по очереди комментируют…
- обосновывают выбор написания…
- приводят примеры;
- пишут под диктовку;
- проговаривают по цепочке;
- выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы;
- на слух определяют слова с изучаемой орфограммой;
- составляют схемы слов (предложений);
- проводят морфемный анализ слов;
- отвечают на вопросы учителя;
- выполняют задания по карточкам;
- называют правило, на которое опирались при выполнении задания;
- читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух;
- озвучивают понятие…
- выявляют закономерность…
- анализируют…
- определяют причины…
- формулируют выводы наблюдений;
- объясняют свой выбор;
- высказывают свои предположения в паре;
- сравнивают…
- читают текст;
- читают план описания…
- подчеркивают характеристики…
- находят в тексте понятие, информацию;
- слушают стихотворение и определяют…
- слушают текст, делятся впечатлениями о…
- высказывают свое мнение;
- осуществляют:
самооценку;
самопроверку;
взаимопроверку;
предварительную оценку;
- формулируют конечный результат своей работы на уроке;
- называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-практиками, я пришла к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Карты варьируются, в основном, по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока.
Но любая технологическая карта позволяет учителю увидеть учебный материал целостно и  системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности. Для себя я составила и апробировала технологическую карту урока, по которой удобно работать мне. Используя её, можно сконструировать все преподаваемые мною предметы и типы уроков.
Конечно, тем, кто захочет реализовывать уроки по технологической карте, сначала надо соотнести типы уроков (а их по новым ФГОСам семь: урок усвоения новых знаний; урок комплексного применения знаний и умений  (урок закрепления); урок  актуализации знаний и умений  ( урок повторения); урок систематизации и обобщения  знаний и умений; урок контроля знаний и умений; урок коррекции знаний, умений и навыков; урок комбинированный) и деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке.
Я ещё не работаю по федеральным образовательным стандартам, но уже два года пробую свои силы по созданию технологической карты урока. Своими наработками я поделилась с коллегами на параллели. Сейчас у меня 11 класс, я представлю технологическую карту урока географии.

Технологическая карта урока географии по теме «Япония»
УМК Экономическая и социальная география мира. 10 класс В.П. Максаковский, Москва, «Просвещение», 2012
Класс 11 класс
Тема урока Китай
Тип урока Открытие нового знания
Цель урока Создать условия для расширения и углубления знаний о Китае
Задачи:
Предметные - усвоить знания об основных чертах ЭГП, ПГП, населении, традициях, отраслевой и территориальной структуре, модели экономического развития;
- объяснить суть проблем использования территории, природных и сырьевых ресурсов;
- оценить природно-ресурсный потенциал для развития промышленности и сельского хозяйства, перспектив развития экономики Китая в АТР;
- составлять ЭГХ страны, используя разные источники информации;
- объяснять причины и следствия динамичного развития Китая;
- прогнозировать развитие экономики Китая.
Метапредметныеорганизовать свою деятельность, определять ее цели и задачи;
вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
передача и презентация информации с помощью информационных технологий.
Личностные формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа
Оборудование  Мультимедийный проектор.
 Экономическая карта Китая.
 Национальная одежда (женское платье).
 Предметы китайского быта (палочки для еды, набор для чаепития).
 Монеты и бумажные денежные знаки.
 Записи китайской музыки.
Ключевые понятия демографический взрыв, демографическая политика, воспроизводство населения;
урбанизация, плотность населения;
мировые религии, национальные религии;
ВВП, колония.
Этап урока, время Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Предметные результаты Ресурсы урока
Мотивация к
учебной
деятельности
5 минут Подводит к теме
урока, зачитывает
текст характеристики страны
Слушают, анализируют,
предлагают тему урока
Личностные:
Нравственно-этическая
ориентация.
Регулятивные.
Познавательные.
Учебник
Осмысление
учебных задач
10 минут Предлагает
определить
значимые понятия
по теме урока:
учитель показывает
проблемную
ситуацию:
«Страна с высокими темпами развития-одна из ведущих
центров мировой
экономики с самым высоким показателем численности населения. В
чем ее секрет?»
Выдвигают варианты
интересующих их
вопросов. Предлагают
цели и задачи урока.
Организуют работу в
парах.
Регулятивные.
Коммуникативные
Формируются знания об основных
чертах ЭГП, ПГП,
населении,
традициях,
отраслевой и
территориальной
структуре, модели
экономического
развития
Учебник,
дополнительные тексты
Открытие
нового знания
23 минуты Организует работу с текстами (выступает в роли консультанта).
Предлагает мини - задачи каждой малой группе.
Выдает задания
теста с ответами
«Да», «Нет»
Работают с текстом.
Определяют
противоречие,
формулируют проблему.
Предлагают решения данных проблем.
Проговаривают решение
проблем и основные
особенности страны.
Выполняют работу,
взаимопроверка в пар
Регулятивные.
Познавательные.
Коммуникативные
Формируются знания о природно-ресурсном потенциале для
развития
промышленности
и сельского
хозяйства,
перспективахразвития
экономики Китая в АТР, причины и
следствия
«китайского феномена»
Тексты.
Ответы каждой
группы
сопровождаются
презентацией.
Раздаточный материал
Рефлексия
2 минуты Предлагает дополнить
предложение:
Я знаю, что такое ...Я могу ...
Я научился ..
Определяют уровень достижения своих результатов Регулятивные.
Коммуникативные
Домашнее задание: творческое задание на выбор:
Составить синквейнСоставить кластер
Составить презентацию по теме «Китайское чудо света»
Подготовить мини – проект «Зачем я хочу в Китай
Урок русского языка в 4 классе по теме «Местоимение как часть речи»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применяя ее в знакомой и новой учебной ситуациях, регулировать деятельность обучающихся.
Цели по содержанию: способствовать осознанию общих особенностей местоимений.Развивающая: продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу в виде мини - проекта, публично защищать результаты творческой деятельности.Воспитательная: формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности.Методы: частично — поисковый, исследовательский.Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Технологическая карта урока
этапы организации учебной деятельности
задачи этапа деятельность учителя деятельность обучающихся
(формируемые УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные, личностные
1. Постановка учебных задач Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.
Учитель читает текст без первого предложения. Определяет проблему: можно ли сказать о ком идёт речь? Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.
Новая часть речи, указывает, а не называет предмет. Отвечает на вопросы. Маленькие слова. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
2. Совместное исследование проблемы Поиск решения учебной задачи. Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
Чем личное местоимение отличается от имени существительного? Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Работа с учебником стр. 49.
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий.
Сверка ответов с выводами учебника. Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.
3. Моделирование Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. Формулирует задания для проектной работы обучающихся в 3 группах.
1).Значение местоимения как части речи.
2). Местоимение - изменяемая часть речи
3). Синтаксическая роль местоимения в предложении. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Слушают учителя. Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
4. Работа в группах. Построение ориентированной основы способа действия. Наблюдает над способом действия обучающихся, Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Участвуют в обсуждении содержания материала Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль.
5. Проверка и оценка результатов (экспертиза). Контроль. Коррекция.
Оценивает выполнение заданий, корректирует результаты Формулируют результат своей работы в группах.
Первая группа раскрывают общее значение местоимения как части речи. Выступление и плакат.
Вторая группа конструируют ответ — доказательство; подготавливают таблицу и выступление.
Третья группа готовит ответ на вопрос и делает плакат — опору для выступления. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату.
6.Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности.
Обобщить знания по теме урока. Оценить достижения учеников.
Формирует адекватную оценку по выполнению поставленных задач урока.
Анализируют свою деятельность, показывает своё отношение к уроку.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).
7. Задание на дом. Закрепить умение выполнять домашнее задание, использовав вновь полученные знания Даёт комментарий к домашнему заданию. Вникают в суть домашнего задания, осмысливают его.
В тексте заменить выделенные существительные местоимениями. № 375 Слушают учителя, задают вопросы. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Заключение
Итак, проведение уроков по технологической карте урока позволило мне:
- подготовиться к работе по ФГОСам;
- прежде всего, анализировать свою деятельность;
- оптимально сочетать и соотносить методы обучения;
- контролировать роль деятельности учителя как помощника в процессе обучения;
- умело и вовремя чередовать формы деятельности обучающихся.
Мой небольшой опыт может пригодиться тем учителям, которые только готовятся работать по новым федеральным государственным образовательным стандартам.
Список использованных источников
1.Климанова Л.Ф.   Универсальные учебные действия обучающихся: примеры формирования / Л. Ф. Климанова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 20-25.
2. Кузнецова О. В.   Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева // Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.
3. Лаврентьев В.В. Типы, формы и структурные элементы современного урока в адаптивной школе (в условиях внешней дифференциации учебно-воспитательного процесса) / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С. 96 – 109.
4. Песняева Н.А.   Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н. А. Песняева// Управление начальной школой. - 2010. - №7.-С.15-22.
5. Принципы и положения для работы с технологическими картами http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=200776. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983г.
7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158. - ISBN 978-5-09-020588-7.