Урок русского языка в 5-м классе по теме Алфавит (азбука).


Кривская средняя общеобразовательная школа
Урок русского языка
в 5-м классе
по теме "Алфавит" (азбука)

Учитель русского языка и литературы Смирных Т.Л.

Цели урока:
учить ребят различать звуки и буквы;
повторить с учащимися совокупность букв русского языка (русский алфавит или азбуку);
научить пользоваться знанием алфавита при работе со справочной литературой (словарями, энциклопедией);
учить адекватно воспринимать устную и письменную речь в соответствии с ситуацией речевого общения, внимательно читать текст и определять его основную мысль, быстро работать со справочным аппаратом учебника;
воспитывать любовь к слову, уважение и бережное отношение к родному языку.
Оборудование: тетради, учебники, карточки, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Приготовьтесь к уроку, на столах должно быть всё необходимое для работы, проверьте. Садитесь. Открыли тетради и записываем число и тему сегодняшнего урока очень внимательно, подчёркивая нужные для запоминания буквы. Поставьте знак ударения в слове “Алфавит”, как показано на доске.
Вспоминаем, какие золотые правила существуют у нас на каждом уроке.
Внимательно слушаем ответы своих товарищей.
Не перебиваем говорящего.
Чтобы исправить ошибку своего товарища, дополнить ответ, необходимо поднять сигнальную карточку красного цвета.
Прежде чем ответить, необходимо продумать план своего ответа, про себя сформулировать основную мысль, а затем громко, чётко отвечать.
2. Минутка грамотности.
Проведём её в группах: 1 группа будет самостоятельно выполнять задание, будет работать над своими слабыми в правописании местами; ученики 2 группы будут работать поочереди у доски.
По карточкам самостоятельно работает 1 группа. На ..пушке м..л..дого л..са есть пру….Из него б..ёт подземный ключ. Это в б..лотах и вя..ких тр..синах р..ждается Волга. Отсюда напр...вляется в д..лёкий путь.
2 группа работает у доски. Каждому ученику достаётся одно словосочетание, в словах которого нужно вставить пропущенные буквы и в скобках написать проверочное слово. Обязательно в словах выделите корни, подчеркните гласные, поставьте ударение.
1) Т..нуться (…) по дороге, 2) в..днеться (..) в д..лине(…); 3) др..жать (…) от хол..да (…),
4) посв..щение (…) другу; 5 ) объед... нение (…) в группы; 6) увл..каться (…) спортом; 7) уд..вительное (…) зрелище; 8) т..нистый(…) сад.
- Над какой орфограммой мы работали? Как проверить безударную гласную в корне?
- Сдайте, пожалуйста, карточки на проверку ребята 1 группы.
3.Словарная работа.
Кроме слов, которые можно проверить, имеются и такие, написание которых нужно запоминать или проверять по орфографическому словарю. Это словарные слова. Разгадаем кроссворд, составленный как раз из словарных слов, но он будет не простой, а с секретом, нужно угадать спрятавшееся слово. В кроссворд на доске вписываем слова, а в тетрадь записываем с этими словами словосочетания. Эти слова вам знакомы, мы с ними работали на предыдущих уроках.
1. Группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей. (Караван верблюдов).
2. Шейное украшение (Ожерелье из монет).
3. Сахаристое кондитерское изделие в виде батончика (конфета шоколадная).
4. Большое художественное произведение (роман исторический).
5. Официальная расписка в принятии денег или вещей (квитанция багажная).
6. Расстояние, промежуток между чем – нибудь (соблюдать дистанцию).
7. Линии, контур одежды (модный силуэт одежды).
Кроссворд (См. приложение № 1)
4.Объяснение нового материала.
Какое же слово спряталось? Это и есть тема нашего урока. Мы вспомним расположение букв в русском алфавите, назовём каждую букву по имени, будем тренироваться использовать знание алфавита в учебной жизни. Узнаем, почему в скобках нашей темы дано слово “азбука”.
Чтение стихотворения подготовленным учеником
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут страницы,
И повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят с ними
С ними подружиться!
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ -
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О -
Дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ,У, эФ ,Ха –
Оседлали петуха.
Цэ,Че,Ша,Ща,Э,Ю,Я –
Все теперь мои друзья.
Пять сестрёнок опоздали –
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Познакомьтесь с ними, дети:
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком
- Вот и давайте теснее подружимся с теми сестрицами, о которых нам поведал ваш товарищ.
- Открываем учебник и прочитаем алфавит.
- Как вы уже смогли убедиться, у каждой буквы своё название.
- Перечислите только гласные буквы.
- Чем отличаются буквы Ъ и Ь от остальных букв?
Обратите внимание на доску. Я написала ответ одного ученика. Согласны ли вы с таким ответом?
В слове лист 4 звука: Эль и эс тэ
В слове строка 7 букв: “ сэ”, “тэ”, “рэ”, “о”, “ че”, “ка”, “а”.
- Какой совет могли бы вы дать такому ученику.
- Почему же в нашей теме дано два слова? Что же они означают? Учебник стр. 121
№ 292.Читаем внимательно про себя. Кто прочел, поднимает руку, чтобы я видела, кто уже готов работать дальше.
№ 292.Прочитайте и перескажите текст. Спишите на выбор либо 1)часть текста, где говорится о происхождении названия АЛФАВИТ, либо 2)ту часть текста, в которой говорится о происхождении названия АЗБУКА.
Двумя словами – “алфавит” и “азбука” - обозначают одно и то же.
Слово “алфавит” состоит из названий первых двух букв греческого алфавита: “альфа” и “вита”. Взятые вместе (в несколько изменённом виде), они образуют слово “алфавит”.
Русское слово “азбука” состоит из названий первых двух букв русского алфавита. Первая буква русского алфавита в старину называлась “аз”, вторая (“бэ”) – “буки”. Из этих названий и образовалась слово “азбука”.
- Перескажем. Спишите на выбор любую часть.
- Как вы думаете, а зачем человеку нужно знать алфавит? Открываем в конце учебника Приложение, там, где даны разные словари: краткий орфографический, орфоэпический и толковый. Как расположены слова в них? А для чего, как вы думаете?
- Конечно, чтобы быстрее находить нужное слово, экономить время в работе.
5.Закрепление изученного.
Задание.
Кто быстрее вставит пропущенные буквы, пользуясь школьным словарём.
К..мпьютер, ап..льсин, б..лкон, г..рдероб, в..кзал, д..ван, зд..ровье, п..ркет, рю..зак, трен..р.
А ребята 1 группы расставят эти слова ещё и в алфавитном порядке.
А ещё где можно встретить алфавит? Составим список класса вместе.
Чья фамилия будет записана под номером 1? ( Так расставляем фамилии всех учеников в алфавитном порядке).
6. Подведение итогов урока.
Повторим, что мы узнали сегодня на уроке в виде такого задания. Продолжи предложения, используя слова для справок. Алфавит, азбука, по алфавиту, алфавитный.
Алфавит – это….
К слову “алфавит” можно подобрать синоним ….
В словарях слова расположены в …. порядке.
В …. порядке записываются …..