Технологическая карта урока русского языка «Закрепление и обобщение знаний по теме «Второстепенные члены предложения»

Пиратова Наталия Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «СОШ №552» г.Пушкина (СПб)

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Второстепенные члены предложения»
Метапредметная тема: рефлексия
Цели урока:
Деятельностная: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы
( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)
Содержательная: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний.
УМК под редакцией Разумовской М.М.

На данном уроке дети должны:
закрепить знания по теме «Второстепенные члены предложения»;
совершенствовать умения находить в тексте второстепенные члены предложения, понимать их роль;
формировать навык работы с тестом

Оборудование: презентация учителя, карточки с текстом (каждому ученику), карточки с группами предложений (каждому ученику) + обратная связь (с обратной стороны)

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД

Мотивация (самоопределение к деятельности)
Цель:
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
определить содержательные рамки урока
Организует работу учащихся с группами предложений, направленную на определение темы урока.
Организует проверку работы учащихся (презентация) сконструированных текстов, с последующим определением лейтмотива урока.

Анализируют предложения, в ходе беседы подходят к самостоятельному формулированию основной темы урока.
Конструирование текста из предложенных предложений, с последующим определением его тематики , которая будет очень тесно связана с уроком.
Личностные УУД:
самоопределение
Регулятивные УУД:
целеполагание
контроль
коррекция
оценка
Коммуникативные УУД:
определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
(проблемная ситуация)
Цель:
актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия
Организует фронтальный опрос, помогающий учащимся провести самодиагностику знаний и сформировать социальную смелость
Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.
Чтение текста вслух, с последующим выявлением его первичного восприятия.
Организует начальную работу с текстом (проблематика, позиция автора, лексические средства выразительности и др.) + поставить перед уч. проблемную ситуацию
Подводит к выводу о возможности выявления авторской позиции в языковом, лексическом, синтаксическом и др. материале.
Устно отвечают на вопросы, проверяющие теоретическую базу знаний по теме «Второстепенные члены предложения».
Осуществляют взаимопроверку, находят и исправляют ошибки, формулируют правильные утверждения (при необходимости).
Устно отвечают на вопросы учителя, размышляют на заданную тему.
Работают с текстом (выявляют авторский призыв, авторское видение проблематики, позицию автора), составляют схему, дают тексту название ( сверяют с авторским)




Личностные УУД:
смыслообразование
морально- нравственная направленность
Регулятивные УУД:
выполнение пробного учебного действия,
фиксирование затруднений при выполнении уч.действия
проблемная ситуация
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка ситуации затруднения
Познавательные УУД:
логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков

Использование полученных знаний на практике
(работа с текстом)
Цель:
тренировать навыки работы с текстом;
тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
проверить свое умение применять изученный материал на практике;
развивать умение самостоятельной проверки по эталону
Учитель мотивирует и координирует деятельность учащихся, устанавливает осознанность восприятия темы.
Организует работу с текстом (поиск заданного материала, последующий анализ, проверка)
Подводит к формулировке авторской идеи текста.

Выполняют задания учителя, с последующей фиксацией в тетради и анализом языкового материала.
Поиск определений, характеризующих героев текста
Поиск обстоятельств, характеризующих действия героев (в заданных предложениях)
Объединение героев в одну группу, поиск определений, характеризующих её.
Формулировка идеи произведения.
Подбор обстоятельств из заданного фрагмента, анализ (с целью увидеть в этом авторский замысел).








Личностные УУД:
смыслообразование
самоопределение
морально-нравственная ориентация
Регулятивные УУД:
контроль
коррекция
оценка
Познавательные УУД:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
умение структурировать знания, выбор эффективных способов решения задач
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка,
выражение чувств сопереживания

Рефлексия деятельности
(+ итоги урока, обратная связь)
Цель:
оценить результаты собственной деятельности
подчеркнуть морально-нравственную ориентацию урока
подвести итоги урока
Организовывает работу учащихся по составлению синквейна на тему «Милосердие» (по заданным правилам)- презентация
Организует фронтальную беседу:
- Чему был посвящен наш урок?
- Какие затруднения вы испытали?
- Что помогло вам их преодолеть?
Объясняет домашнее задание
Организует обратную связь ( на карточках с обратной стороны)
.
Составляют синквейн (индивидуально).
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
Узнают домашнее задание.
Осуществляют обратную связь.
Личностные УУД:
смыслообразование,
морально- нравственно ориентация,
оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор
Регулятивные УУД:
контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном
коррекция
оценка
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные УУД:
доказательство






Приложение 1
(запись на доске)

1.Ночь.
2. Люди спят.
3.Злость, обиды, суета – всё исчезает.
1. По небу летит печальный ангел и поёт тихую песню.
2.И от звуков этих души людей пробуждаются.
3.И души наполняются светом, добром, любовью.



Приложение 2
(сконструированный текст - слайд-2)
Ночь. Люди спят. По небу летит печальный ангел и поёт тихую песню. И от звуков этих души людей пробуждаются. Злость, обиды, суета - всё исчезает. И души наполняются светом, добром, любовью.

Приложение 3
И милосердия

Девочка в красном пальтишке, в меховых башмачках, в пуховой шапочке кормила голубей из кулька.
И они кружились вокруг девочки хороводом, раздув зобы, хлопаясь, долбя друг дружку, оттирая боком. Девочка смеялась, сыпала крупу с крошками и все повторяла: «У, какие! У, какие!..»
А на скамейке сидел ее отец, курил, жмурился от несильного, но уже пригревающего солнца и поощрял девочку, хвалил ее за усердие, а ночью он сгребал лопатою мертвых голубей в кузов машины и, когда нагреб их полный кузов, отвез на свалку и сжег там.
Вернулся он домой наутре, осторожно прошел мимо кровати дочки, которая спала глубоко, руки ее были хорошо, с мылом омыты, и девочка сладко причмокивала губами, даже чему-то улыбалась.
И когда я услышал от этого спокойного отца, спокойно рассказывающего о том, как «несмышленая» девочка кормила голубей отравленной пищей, полученной им в санэпидстанции, потому что голуби стали болеть, могли заразить людей и животных и нужно было их истребить, то вспомнил, как в другом месте другие «борцы» за здоровье людей обсыпали предвесенний лес дустом, чтобы убить энцефалитного клеща. Но клеща в эту пору не убить он, оцепенев, спит в гнилых пеньях, колодинах и под корой, а вот птицу в той местности истребили всю подчистую.
А птицы там было, птицы! Уже отравленная, но все еще живая, способная двигаться, птица глухари, тетерева, рябчики вылетали на солнцевосход, грелись и падали замертво на узкую, «обогревную» тропинку и так их много упало, что, когда я шел весной по этой тропе, под ногами у меня хрустели птичьи скелеты, и сапоги по щиколотку уходили в перо, и было идти тяжело и вязко, будто по мягкому проседающему мху.
Но я шел, шел, ослепленный слезами, и не мог проклинать, а молил каким-то полузабытым отрывком из старой молитвы, себя, детей своих, всех людей, таких беззаботных и жестоких: «Боже, милосердия ми воздаждь и милосердия ми воздаждь и милосердия» (В.П.Астафьев)


15