ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по русскому языку в 4 «А» классе на тему: «Используем средства пунктуации»
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Факультет начального образования
Кафедра дошкольного образования
ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока по русскому языку
в 4 «А» классе ГБОУ СОШ №2 г. Сызрань
на тему:
«Используем средства пунктуации»
Студент-практикант:
Маринина В.Н.
Группа: 51
«УТВЕРЖДАЮ»
Методист
_________________
ст.пр. И.А. Липенская «СОГЛАСОВАНО»
Учитель
_________________ Е.В. Ефремова
Отметка за урок: «_____» баллов
Подпись:
Учитель
_________________ Е.В. Ефремова
М.П.
Самара, 2015 г.
Технологическая карта № 1
Предмет Русский язык
Класс 4 «А»
Тема Используем средства пунктуации
Тип урока Урок обобщения и систематизации знаний
Цель
Обобщить сведения о функциях знаков препинания в конце предложения.
Задачи Образовательные: научить расставлять знаки препинания при восприятии текста на слух с предварительной подготовкой; совершенствовать навык правильного чтения знаков препинания; продолжить работу над формированием языковой грамотности, активизировать поисковую деятельность.
Развивающие: способствовать развитию словарного запаса, мышления, умения давать ответы на проблемный вопрос.
Воспитательные: воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль.
Планируемый результат Предметные: ученики научатся:
выявлять смысл научного высказывания;
устанавливать взаимосвязь между средствами устной и письменной речи.
Ученики получат возможность научиться:
руководствоваться при выборе знаков препинания общим значением и мелодикой предложения;
выдвигать собственные гипотезы и обосновывать их;
расширить словарный запас учащихся
оценивать работу одноклассников;
оценивать свою работу.
УУД:
Личностные:
-осознание алгоритма учебного действия;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
-освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
-планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
-формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные:
-применять изученные правила при письме под диктовку, устанавливать причины появления ошибок и устранять их;
-формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесение к известным понятиям.
Коммуникативные:
-формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
-принимать на себя ответственность за результат своих действий;
-наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Основные понятия Пунктуация, интонация, однородные члены предложения, сказуемое, подлежащее.
Организация пространства
Межпредметные связи Русский язык - развитие речи - литературное чтение.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
– Л.Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Учебник «Русский язык» - 4 класс.
Формы работы на уроке Академический урок
Форма работы Фронтальная, самостоятельная
Этап урока и его цель. Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты УУД
Предметные УУД
I. Мотивация
к учебной деятельности
Включение в деловой режим. Устное сообщение учителя.
- Здравствуйте, ребята!
Проверка готовности к уроку. Готовятся к работе.
Личностные: самоопределение роли ученика.
Коммуникативные: умение слушать и слышать.
II.Актуализация знаний.
1.Чистописание
2. Словарно-орфографическая работа. -Записываем число.
-Читаем пословицу на с.36 учебника, упр. №83. Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
-Прочитайте пословицу вслух.
-Как вы понимаете слово «калач»? (пшеничный хлеб).
-Какое сравнение вы обнаружили в пословице? (сравнение между ржаным хлебом и калачом).
- Запомнили пословицу?
- Закройте учебники и запишите ее по памяти в тетради.
- Теперь мы с вами сделаем фонетический разбор каждого слова.
По цепочке вызывает учеников к доске.
Ржано́й [ржаной']
р [р] согласный, звонкий, сонорный, твёрдый.
ж [ж] согласный, звонкий, твёрдый.
а [а]гласный, безударный.
н [н] согласный, звонкий, сонорный, твёрдый.
о [о]гласный, ударный.
й [й'] согласный, звонкий, сонорный, мягкий.
(6б., 6зв.)
Хле́бушко [хл'эбушка]
х [х]согласный, глухой, твёрдый.
л [л']согласный, звонкий, сонорный, мягкий.
е [э]гласный, ударный.
б [б] согласный, звонкий, твёрдый.
у [у]гласный, безударный.
ш [ш] согласный, глухой, непарный твёрдый.
к [к]согласный, глухой, твёрдый.о [а]гласный, безударный.
(8б., 8зв.)
Кала́чу [калач'у]
к [к]согласный, глухой, твёрдый.а [а] гласный, безударный.
л [л]согласный, звонкий, сонорный, твёрдый.
а [а]гласный, безударный.
ч [ч']согласный, глухой, мягкий.
у [у] гласный, ударный.
(6б.,6зв.)
Де́душка [д'эдушка]
д [д'] согласный, звонкий, мягкий.
е [э] гласный, ударный.
д [д]согласный, звонкий, твёрдый.
у [у]гласный, безударный.
ш [ш] согласный, глухой, твёрдый.
к [к] согласный, глухой, твёрдый.а [а] гласный, безударный.
(7б.,7зв.) Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Регулятивные: прогнозирование.
III. Первичное усвоение новых знаний. - Посмотрите на интерактивную доску, эти два задания, мы с вами сейчас выполним.
- Прочитайте задание: Подчеркни однородные сказуемые.
Проснулась от ласкового солнца рощи, сады, поля. Горная река текла, извивалась, блестела, шумела. Туман ложился на поля, кусты и деревья. На озере ребята купались, плескались, веселились.
- Прочитайте предложения, выпишите их в тетрадь.
- В задании нужно подчеркнуть однородные сказуемые, все ли справились?
- Какие слова мы будем подчеркивать в первом предложении? (никакие, т.к. в предложении есть только однородные подлежащие).
- А во втором? (текла, извивалась, блестела, шумела).
- В третьем? (никакие, т.к. в предложении есть только однородные подлежащие).
- В четвертом? (купались, плескались, веселились). Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)
Регулятивные: планирование.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Физминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний. Выполняем следующее упражнение самостоятельно.
Читаем задание: Дополни предложения однородными членами.
Грибы прячутся в лесу под_________________________________________
Не улетают в теплые края ____________________________________________
На уроке труда дети вырезают,__________________________________ Читают задание. Дополняют предложения и записывают. Отвечают на вопросы учителя. Регулятивные:
-умение адекватно воспринимать оценки.
Познавательные:
- построение логической цепи рассуждений;
- уметь различать однокоренные слова от формы одного слова.
Личностные:
- формирование адекватной, позитивной осознанной самооценки;
Коммуникативные:
- управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий);
- владение монологической и диалогической формами речи родного языка;
- уметь оказать помощь товарищам.
V. Применение знаний и умений в новой ситуации. Выполняем упр. №84 из учебника.
Прочитайте задание.
Задание: Подготовься записать предложения под диктовку. Вслушайся в интонацию, сопоставь со знаками препинания.
Произведи разбор предложения с однородными подлежащими по членам предложения.
Диктует предложения.
1. Какое время года тебе нравится больше? 2. Мы смотрели в окно вагона на мелькающие деревья. 3. Притихли после осенних дождей поля, леса, луга. 4. Хороший это был год, урожайный! 5. В садах пахло грибами, а в лесах – яблоками. 6. Солнышко, покажись, выгляни, появись!
- Теперь проверяем.
- Какой знак препинания вы написали после первого предложения? (вопросительный знак).
- А какой после четвертого? (восклицательный знак).
- В каком предложении вы нашли однородные подлежащие? Какие? (в третьем предложении, однородные подлежащие: поля, леса, луга). Записывают предложения под диктовку. Выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя. Регулятивные:
- выделение и осознание учащимися что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог, принимать решение;
- выбор главного в групповой работе.
Личностные:
- готовность к сотрудничеству;
- оказание помощи;
- развитие творческих способностей;
- умение слушать и слышать.
VI. Рефлексия.
Подведение итогов урока. - Давайте еще раз вспомним, тему нашего урока.
- Все ли понравилось на уроке?
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Рефлексия Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: самооценка.
VII. Домашнее задание- Урок наш окончен. Открываем дневники и записываем домашнее задание.
С. 37, упр. №86.
Записывают д/з.