Конспект урока по теме «Численность населения и её динамика» ( 7 класс) с использованием технологии педмастерских
Урок географии в 7 классе
Тема: «Численность населения и её динамика»
Образовательная цель урока: предполагается, что к концу урока учащиеся будут иметь представление о численности населения земного шара, её динамике, об основных расах, о структуре населения, о трудовых ресурсах, смогут объяснять изменения количества населения.
Задачи личностного развития и воспитания:
- содействовать развитию познавательной активности учащихся, внимания, логического мышления, креативности;
- способствовать воспитанию положительного отношения к процессу учения, целеустремлённости и самостоятельности;
- организовать ситуацию для развития рефлексивных способностей, оценочной самостоятельности учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием информационных технологий
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Форма проведения урока: урок в технологии педагогические мастерские
Оборудование: политическая карта мира, портреты людей различных рас, карточки с инструктивными заданиями, географические атласы, презентация к уроку.
Ход урока
Организационный .
Приветствие классу, объяснение особенностей посадки на этом уроке.
Ребята, что вы знаете о планете Земля?
Земля единственная планета солнечной системы где сосредоточена жизнь. И человек является неотъемлемой частью биосферы.
2. Изучение новых знаний
1. Индуктор:
Эпиграфом к сегодняшнему уроку могут быть слова:
Встарь богатейшими странами были те,
Природа которых была наиболее обильна,
Ныне богатейшие страны – те, в которых … Человек наиболее деятелен
Генри БокльО ком идёт речь? Какие ассоциации вызвали у вас эти строки.
(Ответы возможные : человечество, люди, население, природа и человек, человек центр всего и т.п.)
Согласны ли вы с этим высказыванием, аргументируйте свой ответ.
Каждый человек – это неотъемлемая частица общества. И сегодня на уроке мы будем изучать население, численность и её динамику.
2 этап – самоконструкция . Запишите в тетрадках, что вы знаете о населении, в другой колонке, что хотите узнать.
Знаю Хочу знать (составляют вопросы)
3 этап -- социоконструкцияОрганизация работы в парах: "Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием.
(Помогают цели на парте определиться)
Знать: количество населения,
расы,
понятие структура населения,
понятие трудовые ресурсы
Уметь: объяснять изменение количества населения,
описывать расовые признаки
характеризовать структуру населения
этап -- социализация.
Работа в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами".
-Предлагает учащимся дополнительные задания.
Физкультминутка
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 1 ГРУППЫ
Земной шар населяет около 7 миллиардов человек. В далёком прошлом численность нашей планеты росла очень медленно, на современном этапе отмечается увеличение численности населения.
- Работая с учебным пособием с.72-73 , рис.51, 52 . Запишите причины медленного и быстрого роста населения, страны в которых население особенно быстро росло в 20 в.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 2 ГРУППЫ
Идя сегодня на урок в почтовом ящике я обнаружила письмо: Здравствуйте юные географы!.Пишет Вам Петя из 2 «Б» класса. У меня очень много друзей. И все они разные, у всех свои увлечения, свой характер. Но я заметил, что все они внешне не похожи, у Васи светлая кожа, а у Питера курчавые волосы и широкий нос, а Инь – Янь вообще имеет узкие карие глаза. Объясните, пожалуйста, почему они так не похожи между собой.
С уважением мальчик Петя.
Ребята, надеюсь, мы с Вами поможем разобраться мальчику Пете.
Заполните таблицу
Человеческие расы Расовые признаки Крупнейшие народы Основные районы расселения
ЕвропиоиднаяМонголоидная Негроидная Что такое смешанные расы?
Все люди на Земле различные между собой по внешнему виду – цвету кожи, волос, глаз, форме лица. А как называются устойчивые внешние признаки, по которым одна группа людей отличается от других (работа со словарём географических понятий - расовые признаки).
Большие группы людей со схожими расовыми признаками получили название человеческие расы.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 3 ГРУППЫ
Всё население планеты можно разделить по различным признакам. Всех сидящих в классе можно разделить по возрастному и половому признаку. Сравните структуру класса с мировой.
На сколько групп делится по возрасту? Какие возраста входят в эти группы?
Сравните половой состав.
Запишите данные о структуре класса на листе.
Что такое старение и омоложение населения?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 4 ГРУППЫ
Дайте определение трудовым ресурсам. Что является главным фактором при определении трудоспособности населения.
Выберите тех, кто не относится к трудовым ресурсам из предложенного списка, нарисуйте . Студент, инвалид, бабушка 67 лет, ученик 7-го класса, домохозяйка, военнослужащий, младенец, ваш папа если ему 61 год.
5 этап – афиширование.
Учащиеся представляют результаты работы групп.
Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий.
Презентация. Сравнивают полученные результаты с содержанием
Слайдов
этап – разрыв.
Поблагодарив учащихся за проделанную работу, спрашиваю у них: «Могут ли они быть уверенными в том, что ничего не упустили и не забыли? Если нет, то как это можно проверить? И где можно почерпнуть новые знания?»Предлагаю спрогнозировать будущее. Что произойдет с населением через 20, 100 лет? Можно нарисовать.
этап -- рефлексия. Игра SMS, учащиеся адресуют любому учащемуся вопрос с однотипным ответом «Верю», «Не верю»
Д/з - §13, на контурную карту нанести места распространения человеческих рас.
Если хватает времени.
1.К этой расе относят китайцев, монголов, индийцев.
2.Большинство представителей этой расы проживает к югу от Сахары.
3.Имеют узкий выступающий нос, тонкие губы.
4.Белорусы относятся к …………….. расе
5.Папуасы относятся к …………… расе