«Размещение и миграции населения»
Тема «Размещение и миграции населения»
Цели урока:
1. Сформировать знания об особенностях распределения населения.
2. Дать представление о масштабах миграции
3. Обучить приемам самостоятельного добывания информации.
Тип урока: изучение нового материала
Средства обучения: учебник, атлас для 10-го класса, настенная политическая карта мира.
Ход урока
I Организационный момент – 1-2 мин.
II Актуализация знаний – 2-3 мин.
Ребята, в прошлом году вы уже знакомились с понятиями размещение населения, плотность, миграции. Как вы думаете, а каковы причины неравномерного размещения населения? Возможные варианты ответа: разные природные условия, влияло на развитие сельского хозяйства; наличие минеральных ресурсов, обуславливало развитие промышленности и рост городов; желание торговать приводило к концентрации населения вблизи транспортных путей.
- Равномерно ли размещено население России? (нет, выделяют «треугольник расселения»)
III Изучение нового материала – 28-30 минут
В мире в целом в размещении населения тоже наблюдаются большие контрасты:
- около 70% населения проживают на 7 % суши;
- на половине суши плотность населения менее 5 чел на км2;
- необитаемо 15 % суши;
- 80% населения размещается на равнинах (28% от площади).
Ученику показать на карте исключительно плотно заселенные горы (Анды на территории Перу, Боливии)
Средняя плотность населения 49 человек на кв. км. – См. карту плотности населения в атласе
Велики различия между показателями плотности в странах мира. Максимальная плотность – в карликовых государствах (Монако – 15300 чел/ км2., Сингапур – 4800 чел/ км2), лидер в мире – Бангладеш – 1084 чел/ км2. Минимальная плотность в Суринаме - 3 чел/км2, Австралии – 2,8 чел/ км2, Намибии – 2,6 чел/ км2, Монголии – 2 чел/ км2.
Учитель показывает страны на карте.
- Ребята, давайте в папках с раздаточным (статистическим) материалом на анаморфированной карте найдем Бангладеш, Монголию и Австралию.
- По какому принципу построена данная карта?
Различия между значениями плотности есть и внутри отдельных крупных стран.
- Найдите в атласе примеры стран с неравномерным размещением населения.
(ученики находят Канаду, Австралию, Египет, Бразилию, говорят где размещена основная часть населения в этих странах)
Неравномерность размещения населения часто приводит к миграциям
Класс вспоминает из курса 9 класса понятие миграции.
миграция - перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, иммиграция – лица, переселившиеся в страну, эмиграция - лица, переселившиеся за пределы страны, репатриация – возвращение на Родину, депортация – принудительная высылка лиц в другое государство или место) и т.д.
Миграция – переселение людей из одного места в другое на некоторое время или навсегда.
Затем вместе с учителем уточняет его.
Существует множество форм/видов пространственной мобильности населения, но не все считаются миграцией. Механическое движение населения можно подразделить на 4 основные вида (под запись):
Возвратное Безвозвратное
ВнутрипоселенноеЭпизодические перемещения Смена места жительства внутри населенного пункта
МежпоселенноеСтуденты, рабочие городов-спутников и пригородов МИГРАЦИЯ
Миграции подразделяют на международные или внешние (понятия «эмиграция» и «иммиграция») и внутригосударственные или внутренние.
Причины миграции могут быть подразделены на факторы «выталкивания» и «притяжения»
(выводятся совместно с классом)
Факторы выталкивания: Факторы притяжения:
- низкая заработная плата
- безработица
- дефицит жилья
- социальные перевороты
- неблагоприятные климатические условия
- нетерпимость
- природные катаклизмы - высокая заработная плата
- возможность трудоустроиться
-улучшение жилищных условия
- стабильная социальная обстановка
- благоприятные климатические условия
- толерантность
- высокий уровень культуры
Ребята, обратите внимание: на первых местах стоят причины, связанные с материальным благополучием (наличие работы, жилья). Это не случайно. Подавляющая часть современных мигрантов в мире – это трудовые мигранты.
В зарубежном мире существует три центра притяжения трудовых ресурсов (под запись):
- Западная Европа;
- США;
- страны Персидского залива.
Ребята, дома вы должны были выполнить небольшое исследование, результаты которого оформляли в виде эссе объемом не более одной печатной страницы (допускалось рукописное выполнение работы).
Тема приглашения к исследованию № 1
«Страны Персидского залива постепенно перестают быть арабскими»
Тема приглашения к исследованию № 2
«Поощрение трудовой эмиграции становится государственной программой для некоторых стран»
Тема приглашения к исследованию № 3
«Трудовая миграция в страны Западной Европы: решение социально-экономических проблем в регионе или их обострение?»
Пожалуйста, сдайте свои эссе.
IV Закрепление материала – 3 минуты
- Покажите на карте наиболее плотно заселенные страны (наименее плотно, неравномерно заселенные)
- Назовите три центра притяжения трудовых мигрантов в зарубежном мире.
V Рефлексия – 1-2 минуты
- Что на сегодняшнем уроке заинтересовало вас больше всего?
VI Домашнее задание – 1 минута
Тема 3, § 3 учебника Максаковского В.П.