Размещение и миграции населения


Технологическая карта урока
Урок в 10 классе
Тема: РАЗМЕЩЕНИЕ И МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
Цель: Сформировать знания об особенностях распределения населения; о масштабах и многообразии современной миграции населения.
Учебно-воспитательные задачи: 1. Охарактеризовать расселение как процесс распределения и перераспределения населения по территории.
2. Показать высокую миграционную подвижность населения; раскрыть различные критерии в классификации миграций.
3. Совершенствовать навыки работы со специальными картами статистическими материалами.
4. Развивать умение отстаивать свою точку зрения; систематизировать знания.
5. Формирование нравственных ценностей и отношения к процессам, происходящим в современном мире.
Оборудование: политическая карта мира, карты «Плотность населения», «Народы мира», атласы, электронная презентация.
Тип урока: урок-лекция с элементами беседы.
Структура урока:
План
Плотность населения. Природные и социально-экономические факторы, влияющие на размещение населения.
Районы с наибольшей плотностью населения: территории с благоприятными агроклиматическими условиями, промышленные районы во всех регионах мира.
Различные виды миграций. Экономическая и политическая мотивация внутренних миграций.
Крупные миграционные потоки международных миграций.
Потоки беженцев, связанные с внутриполитическими и межнациональными конфликтами.
Ход урока
I.Мотивация познавательной деятельности
Учащимся предлагается выполнить задание 13 на стр. 92. Участвуют в определении учебной задачи урока. Составляют план-конспект урока с выделением главных вопросов.
II.Актуализация необходимых знаний (беседа)
Что такое плотность населения? Как она определяется?
Какова роль природных условий в размещении населения?
Какие существуют виды миграций?
Чем отличаются мотивы внутренних и внешних миграций?
III.Организация познавательной деятельности
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихссяРазмещение и плотность населения.
Плотность населения (Слайд 2)
Население размещается крайне неравномерно: (Слайд 3)
Около 2/3 людей проживает на 8% территории суши;
Неосвоенные земли занимают 15% суши;
Из 100 жителей 80 живут на низменностях;
Горные области заселены слабее
Факторы, влияющие на размещение населения (Слайд 4)
Природные условия
Занятость населения
Тяготение к транспортным и торговым путям в 200км полосе вдоль побережий
Районы с наибольшей плотностью населения (Слайды 5,6)
Западная Европа
Южная и Восточная Азия
Северная Америка
Миграции населения
Виды миграций (Слайды 7,8)
Причины современных миграций населения (Слайды 9,10)
Экономические
Политические
Национальные
Религиозные
Экологические и др.
Крупные миграционные потоки (Слайд 11)
Центры притяжения трудовых ресурсов:
Западная Европа
США
Нефтедобывающие страны Персидского залива
Россия
Внутренние миграции (Слайд 12)
Проблемы беженцев (Слайды 13-15)
Сравнивают плотность населения
Выводы о размещении населения записывают в тетрадь
Исключения определяют на основе текста учебника стр. 88-89
Анализируют рис.12, 13 стр.82
Называют, используя карту атласа стр.14
Выполняют задание 13 стр.92
Вопросы и задания:
Выявите разницу между внешними и внутренними миграциями
Чем можно объяснить вспышку миграций в XX-XXI вв.?
Преимущественно, какие страны и континенты облюбовали переселенцы?
Расскажите о вынужденных миграциях по причине национальных конфликтов, войн.
Какие проблемы возникают в странах и регионах в результате миграций населения?
Проанализируйте карту миграционных потоков
Выполняют практическое задание 16 стр.92 (на контурной карте)
Высказывают свою точку зрения, объясняют её. (Приём Микрофон)
IV. Итоги урока. Самооценка урока.
Задание на дом: стр. 76-80. Подготовить презентации о крупнейших агломерациях мира