конспект урока Размещение и миграции населения (10 класс)


Тема: Размещение и миграции населения
Цели:
Образовательная: сформировать представления об особенностях размещения населения по планете; познакомить с основными миграционными явлениями в мире
Развивающая: продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности, оформление выводов; развитие логического мышления; формирование потребности в приобретении знаний, способствовать развитию умений и навыков исследовательской деятельности
Воспитательная: формировать устойчивый познавательный интерес
Задачи:
- изучить особенности размещения населения
- выявить причины неравномерного размещения населения и миграций
- познакомится с показателями, изучающими процессы размещения населения.
Методы: практический, частично – поисковый, синтеза и анализа.
Оборудование: проектор, программа «География 10», политическая карта мира, карта плотности населения, карта климатических поясов, таблицы и статистический материал (в приложениях), атласы
Деятельность учителя: организация работы учащихся в течение урока, координация работы учащихся, разъяснение материала
Ход урока:
Орг. момент
Проверка знаний
Тест по вариантам Взаимопроверка. Слайд 1
- Ребята, сегодня мы продолжаем изучение темы « Население мира».
Тема урока «Размещение и миграции населения» Слайд 2
Задачи урока (формулируют дети) Слайд 3
Запишем определение «размещение населения» в тетрадь слайд 4

- По карте плотности населения мира в атласе определите, в каких районах Земли плотность населения самая высокая. (Выделяют 7 районов с наибольшей концентрацией населения: Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Ближний Восток, центральная и южная часть Западной Европы, Калифорния и северо-восток США, центральные равнины Мексики. На этих территориях проживает ¾ населения планеты.)- Какие районы почти не заселены? (Антарктида, Гренландия, Север Канады, центральная Австралия, Сахара в Африке, Высокогорные районы в Азии)
- Какой можно сделать вывод? (Население размещено крайне неравномерно. 15% суши не заселено. 70% населения проживает на 7% территории. 90% людей живет в северном и восточном полушариях)
-Как вы считаете, почему так размещено население? Какие факторы повлияли?
Проанализируйте диаграмму. Какой вывод можно сделать? Слайд 5 (Люди преимущественно селяться на равнинах)
- В каком регионе доля населения, проживающего на высоте более 1000 метров наибольшая? (Африка)

- Чем можно объяснить этот факт, ведь в Африке нет обширных высоких горных систем? (Африка высокий материк. Средняя высота этого материка составляет 650 метров. В рельефе преобладают возвышенные равнины)Дополнительный текст в учебнике с. 82 (12) Найдите эти страны на карте и объясните. (В рельефе этих стран преобладают горы).
-Проанализируйте диаграмму (слайд 6) Сделайте вывод о втором факторе размещения населения ( 1/3 населения Земли проживает на прибрежных территориях)
Сопоставьте климатическую карту и карту плотности населения. Сделайте вывод. ( Самые густонаселенные районы находятся в субтропическом, субэкваториальном и на юге умеренного климата).
Итак, мы выяснили природные факторы размещения населения. Давайте их вспомним и запишем в тетрадь. Слайд 7
- Ребята, в 9 классе вы узнали, что в России, в Восточной Сибири расположен второй в мире город по численности населения за Полярным кругом - Норильск. Какой же фактор размещения населения сыграл роль в данном случае?
Помимо природных есть еще и экономические факторы. Можете предположить какие?
Слайд 8 экономические факторы.
Большое воздействие на численность и размещение населения оказывают его перемещения…….. миграции.
Слайд 9 Цитата БаранскогоЭлемент видеоурока о миграциях.
Работа с учебником. С.72 п. 2 Миграции населения: их виды и география. Вопрос классу.- Когда в истории случились «миграционные взрывы»?
(Первый связан с Великими географическими открытиями, второй в 19 веке – развитие капитализма, третий - конец 20 века – «трудовые миграции»)
- Виды миграций? Слайд 10
Слайд 11 Выделите главные центры притяжения трудовых ресурсов.
( США, Западная Европа, нефтедобывающие страны Персидского залива)
- Какие страны поставляют трудовые ресурсы? (Египет, Индия, Пакистан, другие бедные страны)
Слайд 12 Иностранная рабочая сила в странах Персидского залива.
Во второй половине 20 века появилась новая форма внешних миграций – «утечка мозгов»
Опережающее задание учащегося
Закрепление
- Давайте вернемся к задачам, которые мы ставили на урок. Решили ли мы их?
- Важна ли эта тема лично для вас? Для страны? Почему?
Д/З слайд 14 Тема 3 пар. 3 допол. чтение 12, 13, 14. Задание 10 на с.86