конспект урока Размещение и миграции населения (10 класс) 
Тема:    Размещение и миграции населения
Цели: 
Образовательная: сформировать представления об особенностях размещения населения по планете; познакомить с основными миграционными явлениями в мире
 Развивающая: продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности, оформление выводов; развитие логического мышления; формирование потребности в приобретении знаний, способствовать развитию умений и навыков исследовательской деятельности
 Воспитательная: формировать устойчивый познавательный интерес
Задачи: 
- изучить особенности размещения населения
-  выявить причины неравномерного размещения населения и миграций
- познакомится с показателями, изучающими  процессы размещения населения. 
Методы: практический, частично – поисковый, синтеза и анализа.
Оборудование: проектор, программа «География 10»,  политическая карта мира, карта плотности населения, карта климатических поясов, таблицы и статистический материал (в приложениях), атласы
Деятельность учителя: организация работы учащихся в течение урока, координация работы учащихся, разъяснение материала
Ход урока: 
Орг. момент
Проверка знаний
Тест   по вариантам   Взаимопроверка. Слайд 1
- Ребята, сегодня мы продолжаем изучение темы « Население мира». 
    Тема урока «Размещение и миграции населения»  Слайд  2
    Задачи урока (формулируют дети) Слайд 3
Запишем определение «размещение населения» в тетрадь   слайд 4 
  
- По карте плотности населения мира в атласе определите, в каких районах Земли плотность населения самая высокая.  (Выделяют 7 районов с наибольшей концентрацией населения: Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Ближний Восток, центральная и южная часть Западной Европы, Калифорния и северо-восток США,  центральные равнины Мексики.  На этих территориях проживает    ¾  населения планеты.)- Какие районы почти не заселены?   (Антарктида, Гренландия, Север Канады, центральная Австралия, Сахара в Африке, Высокогорные районы в Азии)
- Какой можно сделать  вывод?   (Население размещено крайне неравномерно.   15% суши не заселено.  70% населения проживает на 7% территории.   90% людей живет в северном и восточном полушариях)
-Как вы считаете, почему так размещено население?  Какие факторы повлияли?
Проанализируйте диаграмму. Какой вывод можно сделать?   Слайд 5  (Люди преимущественно селяться на равнинах)
- В каком регионе доля населения, проживающего на высоте более 1000 метров наибольшая?  (Африка) 
  
- Чем можно объяснить  этот факт, ведь в Африке нет обширных высоких горных систем?  (Африка высокий материк. Средняя высота этого материка составляет 650 метров. В рельефе преобладают возвышенные равнины)Дополнительный текст в учебнике с. 82  (12) Найдите эти страны на карте и объясните.  (В рельефе этих стран преобладают горы).
-Проанализируйте диаграмму  (слайд  6) Сделайте вывод  о втором факторе  размещения населения  ( 1/3 населения Земли проживает на прибрежных территориях)
Сопоставьте климатическую карту и карту плотности населения. Сделайте вывод.  ( Самые густонаселенные районы находятся в субтропическом, субэкваториальном и на  юге умеренного климата).
Итак, мы выяснили природные факторы размещения населения.  Давайте их вспомним и запишем в тетрадь.  Слайд 7 
- Ребята, в 9 классе вы узнали, что в России, в Восточной Сибири расположен второй в мире город по численности населения за Полярным кругом  - Норильск. Какой же фактор размещения населения сыграл роль в данном случае?
Помимо природных есть еще и экономические факторы. Можете предположить какие?
Слайд  8 экономические факторы.
Большое воздействие на численность и размещение населения оказывают его перемещения…….. миграции.
Слайд    9 Цитата БаранскогоЭлемент видеоурока о миграциях.
Работа с учебником. С.72  п. 2 Миграции  населения: их виды и география. Вопрос классу.- Когда в истории случились  «миграционные взрывы»?
(Первый  связан с Великими географическими открытиями, второй в 19 веке – развитие капитализма, третий - конец 20  века – «трудовые миграции»)
- Виды миграций? Слайд  10
Слайд  11 Выделите главные центры притяжения трудовых ресурсов.
( США, Западная Европа,  нефтедобывающие страны Персидского залива)
- Какие страны поставляют трудовые ресурсы?  (Египет, Индия, Пакистан, другие бедные страны)
Слайд 12 Иностранная  рабочая сила в странах Персидского залива.
Во второй  половине 20 века появилась новая форма внешних миграций – «утечка мозгов»
Опережающее задание учащегося
Закрепление
- Давайте вернемся к задачам, которые мы ставили на урок. Решили ли мы их?
- Важна ли эта тема лично для вас? Для страны? Почему? 
Д/З  слайд 14  Тема 3 пар. 3 допол. чтение 12, 13, 14. Задание 10 на с.86