Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс «Архитектура Древнего Египта. Пирамиды».

Конспект урока по истории
Древнего мира
5 класс.
Тема урока: «Архитектура Древнего Египта. Пирамиды».
Цели: в ходе урока познакомить учащихся с искусством
Древнего Египта, с приемами мастерства строителей
пирамид; выяснить причины изменения облика
гробницы фараона;
содействовать развитию познавательных возможностей
учащегося, способностей, любви к творчеству, интереса к
предмету;
воспитание гуманности, уважительного отношения к людям
разных социальных слоев, положительной мотивации к
учению.
Тип урока: воображаемое путешествие с проблемным заданием.
Оборудование: слайды: статуэтка Имхотепа, пирамиды (общий
вид), пирамида Джоссера, пирамида
Хеопса;
рисунки: мастаба (реконструкция), пирамида Снефру,
картина Луганского «Постройка
пирамиды».
Основные понятия: мастаба, пирамида, скальная гробница.

Эпиграф урока:
Я царь царей, я солнца сын могучий,
Гробницу эту выстроил себе,
Чтоб прославляли многие народы,
Чтоб помнили во всех веках грядущих,
Чтоб знали имя

Ход урока:
1.Организационный момент. Постановка целей урока.
2. Актуализация ранее полученных знаний.
Ребята, сегодня на уроке мы совершим воображаемое путешествие в Древний Египет с целью познакомиться с искусством Древнего Египта – пирамидами. Но туда мы отправимся с проблемным заданием: мы должны понять, зачем древние египтяне строили громадные гробницы- пирамиды для фараонов и почему в эпоху Нового царства их предпочитали хоронить в гробницах, высеченных в толще скал.
Но прежде, чем отправиться в Древний Египет, мы должны выполнить несколько заданий, чтобы убедиться, что мы готовы к путешествию.
( ребята поделены на две группы)
1 задание. Разгадывание кроссвордов.
Задание для 1 группы.
Столица Египетского государства.
Повелитель Египта.
Одна из самых больших рек на территории Египта.

1



















3

2




















(Мемфис.)
( Фараон.)
(Нил.)





Задание для 2 группы.
Богиня красоты и покровительница женщин.
2) Бог тьмы.
3)Бог мудрости.


1





2









3














(Бастет)
(Апоп).
(Тот).






2 Задание: Анализ исторической информации.

Задание для 1 группы.
Прочтите отрывок из египетской «Книги мертвых» и скажите, кого в древнем Египте считали добрым и хорошим человеком?

Перед судом Осириса покойный клянется:
Я не делал зла,
Я не крал,
Я не лгал,
Я не был причиной слез,
Я не говорил дурного о царе,
Я не пренебрегал богами.

Задание для 2 группы.
Прочтите «Хвалебную песнь египтян Нилу и солнцу» и скажите, прав ли древнегреческий историк Геродот называя Египет «даром Нила»?

Слава тебе, Нил, преходящий,
чтобы оживить Египет!
Орошающий пустыню далеко от воды,
владыка рыб и птиц, творец зерна
и травы для скота, приносящий
хлеб и пищу всякую.

3. Повторительная беседа, подготовка к восприятию нового материала.
Напомним, что архитектурой называется строительное искусство.
Мы знакомы с жилищем египтян. Какой материал они использовали в строительстве? (тростник, глину, камень).
Почему они не строили деревянных домов? (в Египте не росли деревья, древесину применяли для производства мебели, везли ее из других стран, она дорого стоила.)
Дома египтян строились из тростниковых стеблей, сплетенных в пучки и связанных друг с другом, и из кирпичей, сделанных из обоженной на солнце глины. Почему египтяне не обжигали кирпичи в огне? (в Египте редки дожди, в обжиге глины нет необходимости; нет древесины, чтобы обжигать кирпичи.)
Но ведь тростник, как и необоженная глина, не мог сохраниться до наших дней. Откуда нам известно, как выглядели дома египтян? ( В гробницу клали все необходимое в загробной жизни, в том числе- модели домов.)
Выполнив эти задания вы показали свои знания и каждой группе я вручаю путевку в воображаемое путешествие в Древний Египет.
4.Изучение нового материала.
На экране изображение пирамиды. (Рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов, рисунков, картин.)
Не зря говорят: «Все боится времени. А время боится пирамид». Египетские пирамиды древние греки отнесли к семи чудесам света- наряду с висячими садами Семирамиды, статуей Зевса в Олимпии, Александрийским маяком, храмом Артемиды Эфесской, Мавзолеем царя Мавсола и Колоссом Родосским. До нашего времени дошли только пирамиды. Они и сейчас стоят у самого края пустыни, поражая своими размерами, мастерством строителей и архитекторов. Всего сохранилось свыше ста пирамид. Все они в эпоху древнего царства, около 5-ти тысяч лет назад. И строили их без машин и строительных кранов. Для чего? С какими целями? Кому они предназначались?
Пирамиды были гробницами фараонов. Их называли «домами вечности». Сначала фараона хоронили в подземных склепах, над склепами возводили из кирпича-сырца здания с гладкими наклонными стенами и плоским верхом. Высота этих сооружений достигала уровня примерно 2-этажного дома. Это так называемые мастабы.
Школьники внимательно рассматривают рисунок, на доске записывается : «мастаба- прямоугольное кирпичное погребальное сооружение фараонов в Древнем Египте»
.
Демонстрируется слайд с изображением статуэтки Имхотепа.

Это один из величайших людей своей эпохи. Имхотеп вошел в историю как мудрец, ученый, архитектор. Позднее его признали божественным покровителем писцов и врачеватей. Имхотеп был архитектором у фараона Джосера. Он задумал построить гробницу фараона в виде восходящей к небу монументальной лестницы.
Организуется беседа по слайду с изображением Джосера:
Зачем фараону лестница на небо? (Древние египтяне верили, что после смерти душа не умирает, а уходит на небо к звездам.)
Пирамида Джосера имеет 6 ступеней. Если убрать 5 верхних ступеней, на какое сооружение она станет похожа? ( На мастабу)
Джосер построил каменную мастабу, увеличил ее размеры, а затем последовательно надстраивал ступень за ступенью. Так появилась первая ступенчатая пирамида. Позднее была построена еще одна пирамида- пирамида фараона Снефру. Ее начали возводить в форме ступенчатой пирамиды. Но затем фараон приказал сделать стены прямыми и ровными. Считают, что изменение формы пирамиды связано с поклонением богу Солнца- Ра. Ровные грани пирамид напоминали застывший поток солнечных лучей, вместе с которым фараон возносился на небо.
Демонстрируется слайд с изображением пирамиды Хеопса.
О Хеопсе историкам почти ничего неизвестно. Пирамиду он начал строить сразу же после восшествия на престол. По всей стране были собраны десятки тысяч рабов для самых тяжелых работ. Свободных крестьян тоже заставляли трудиться на постройке пирамиды. Рабы сверлили в скалах дыры, вбивали в них деревянные клинья и поливали их водой. Дерево разбухало, расширялось, огромные глыбы отваливались от скал. Глыбы обтесывали и шлифовали. Получались прямоугольные плиты. Плиты укладывали в пирамиду без цементного или известкового раствора. Они были так хорошо отшлифованы, что плотно смыкались друг с другом и держались силой собственной тяжести. Когда пирамиду почти построили, Хеопс осмотрел ее и остался недоволен. Она показалась ему маленькой. Он приказал увеличить ее размеры. Строительство требовало денег. Казна опустела. Есть легенда, что Хеопс продал свою красавицу дочь, чтобы закончить свой вечный дом. Пирамида Хеопса поднялась на 147 м – на высоту 50-ти этажного небоскреба. Мумия фараона была погребена в ней, но вечный покой обрести Хеопсу не было суждено. Народ возненавидел фараона, заставившего людей страдать. Восставшие крестьяне и рабы выбросили мумию из пирамиды. Они хотели уничтожить саму память о Хеопсе. Жившие после Хеопса фараоны также строили пирамиды. Но гробницы подвергались разграблению. Вот почему правителей Египта начали хоронить в высеченных в толще скал гробницах, вдали от посторонних глаз. Ученые долгое время не могли понять, зачем древние египтяне строили пирамиды. Думали, что в них они хотели спасти от всемирного потопа сокровища и книги. Некоторые ученые думали, что пирамиды- это древние обсерватории для наблюдения за звездами .
И никто не верил древнегреческому историку Геродоту, который писал, что эти огромные сооружения- надгробные памятники фараонам.
5. Закрепление материала и первичный контроль усвоения.
Путешествие подошло к концу и у вас как и после любого путешествия много впечатлений. Давайте поделимся друг с другом в форме « Словесной эстафеты»: ученики по очереди формулируют одно предложение по теме урока.
6. Оценивание работы учащихся.

7. Домашнее задание: нарисовать в альбоме пирамиды Джосера и Хеопса. §11, стр. 54-55.





Ў: 15Z Основной текст с отступомP