Рабочая программа по биологии (надомное обучение) 9 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 52
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_________/ Химина О.Ф./
Протокол № 1
«27» августа 2015 г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №52
__________/ Буряк Н.П./
«28» августа 2015 г. «Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №52
_____________/ Рогатнева С.В./
Приказ № « 28» августа 2015г.
Рабочая программа по биологии
9 класс
( надомное обучение)



Учитель биологии, ВКК – Химина О. Ф.
2015 – 2016 уч.годГ.Воронеж
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа разработана в соответствии с авторской программой под рук. И.Н. Пономаревой (М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012). Для обучения используется учебник И.Н. Пономарёва, Н.М. Чернова, «Основы общей биологии»: 9 класс. – М.: «Вентана-Граф».
Данная рабочая программа по биологии (9 класс) составлена с рекомендациями, указанными в Письме Минобразования РСФСР от 14.11.87 № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому», Постановлении Правительства РФ от 18.07.96 № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
Программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания биологического образования в средней школе и требований к уровню подготовки выпускников по биологии, рассчитана на 17 часов в год, т.е. 0,5 часа в неделю.
Данная программа направлена на реализацию следующих целей и решение определённых задач.
Цели:
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методы познания живой природы.
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии, о факторах здоровья и рисках; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить биологические эксперименты.
формировать умения владения приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (текста, табличных данных, схем и т.д);
Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей.
Задачи: предоставить возможность ребёнку получить полноценную картину живого мира через усвоение основных разделов данного предмета; научиться работать с различными источниками информации, освоить правила работы с натуральными объектами и биологическими приборами;
«Основы общей биологии» – 9 класс.
Часов – 17 (0,5 ч/н); контрольных работ -3; лабораторных работ – 3.
№ ТЕМА Кол-во часов лабораторных контрольных
1 Введение в общую биологию 1 ч. 2 Основы учения о клетке 3 ч. 1 3 Размножение и индивидуальное развитие организма 2 ч. 4 Основы учения о наследственности и изменчивости 4 ч. 1 5 Основы селекции растений, животных и микроорганизмов 1 ч. 6 Происхождение жизни и развитие органического мира на Земле 2 ч. 7 Учение об эволюции 2 ч. 1 8 Происхождение человека 2 ч. 9 Заключение 1 ч. 1
Итого 17 ч. 3 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ Тема. Содержание Контроль Кол-во
часов Домашнее
задание
В ведение в общую биологию 1ч. 1. Общие свойства живых организмов. 1 П. 2.
Основы учения о клетке 3 ч. 2. Химический состав клетки. 1 3. Строение клетки Л.р. № 1: «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток». 1 4. Жизнедеятельность клетки. Метаболизм. Тестирование 1 Размножение и индивидуальное развитие организма 2 ч. 5. Типы размножения. Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. 1 6. Деление клетки – митоз. Образование половых клеток – мейоз. Тестирование 1 Основы учения о наследственности и изменчивости 4 ч. 7. Науку генетика. Основные понятия генетики. 1 & 17,18. Подготовить сообщение о
Г. Менделе.
8. Генетические опыты Г. Менделя. Биологический диктант 1 & 19, 20, 23.
9. Генетическое определение пола. Решение генетических задач Л.р. № 2: «Решение генетических задач». 1 & 24, 25.
10. Изменчивость и её виды Тестирование 1 Повторить главу IV
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов 1ч. 11. Генетические основы селекции организмов.
Центры происхождения культурных растений. 1 & 27, 29. Подготовить сообщение о Н.И. Вавилове.
Происхождение жизни и развитие органического мира на Земле 2 ч. 12. Представления о возникновении жизни на Земле.
1 & 32, 33.
13. Этапы развития жизни на Земле. Терминологический диктант 1 & 35.
Учение об эволюции 2 ч. 14. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. 1 & 37. Подготовить сообщение о
Ч. Дарвине15. Основные направления и закономерности эволюции. Л.р. № 3: «Изучение изменчивости у организмов». & 42, 43.
Происхождение человека 1 ч. 16. Место человека в системе органического мира. Этапы развития Человека Разумного 1 & 46, 47.
Заключение 1 ч. 17. Обобщение «Основы общей биологии». Контрольная работа К.р. № 1. 1 Вопросы.
Планируемые результаты обучения «Биологии»:
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
Осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
С учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию.
Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Метапредметными результатами изучения предмета «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять план решения проблемы.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
Обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
Знать признаки биологических объектов: генов и хромосом; клеток растений, животных, грибов, бактерий.
Пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);
Использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.
Находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их;
Характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых организмов.
Характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;
Уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;
Объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;
9-й класс ( 17ч.)
«БИОЛОГИЯ. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ»
Введение в основы общей биологии (1 ч)
Биология – наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
Основы изучения о клетке (3 ч.).
Химический состав живых организмов. Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды: жиры и масла) и их основные функции в организме. Клеточная теория. Строение клеток прокариот и эукариот, клеток растений, грибов и животных (рисунки). Основные функции клеточных органелл. Взаимодействие ядра и цитоплазмы в клетке.
Обмен веществ в клетке ( метаболизм). Процессы пластического обмена: фотосинтез (поступление энергии в клетку из внешнего источника – энергия солнца и синтез первичных органических соединений из неорганических), Биосинтез белка, энергетический обмен (общие понятия).
Лабораторная работа № 1: «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток».
Размножение и индивидуальное развитие организмов ( 2 ч. )
Размножение. Половое и бесполое размножение и их биологический смысл. Зигота – оплодотворенная яйцеклетка. Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие.
Цикл деления и развития клетки. Митоз и мейоз. Роль генов и хромосом в передаче наследственных признаков в ряду клеточных поколений и поколений организмов.
Основы учения о наследственности и изменчивости (4 ч) 
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Основные понятия генетики: ген, локус, аллельные гены, генотип, фенотип, гетерозиготный и гомозиготный организмы, доминантные и рецессивные признаки .
Законы наследования признаков И.-Г. Менделя: законы доминирования и независимого расщепления признаков.
Решение простейших генетических задач. Генетическое определение пола. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы, их значение.

Лабораторная работа № 2: «Решение генетических задач»
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (1 ч)
Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
Происхождение жизни и развитие органического мира (2 ч)
Происхождение жизни на Земле. Клеточная форма организации жизни. Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.
Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

Учение об эволюции ( 2 ч )
Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный  и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции.
Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Лабораторная работа № 3: Изучение изменчивости у организмов.
Происхождение человека (1 ч ) Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы  эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди,
Основные этапы происхождения человека: австралопитеки, архантропы, палеоантропы, неоантропы, кроманьонцы.
УМК:
Для реализации целей и задач обучения биологии по данной программе используется УМК по биологии Образовательной системы «Школа России» (издательство «Вентана-Граф»).
1.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». Москва, «Вентана-Граф», 2012 год.
2.«Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.
3..Пономарева И.Н. Биология: 9 класс: методич. пособие. – М.: Вентана-Граф, 2012
4.Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2005.
5.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 9 класс. 2010
6. Н.Ф. Бодрова «Поурочное планирование» . ВОИПКРО, 2012 год
Список электронных учебно-методических комплектов:
1.Демонстрационные таблицы. Биология 5-9. Издательство «Учитель» 2012 г.
2.Фросин В.Н., Сивоглазов В,И. Готовимся к единому государственному экзамену:- М.Дрофа.
3.Шапкин В.А. «Общая биология». -М.: Дрофа, 2013
4.Происхождение человека. Табиев, -М.: ООО «Астель»
5.Развитие жизни на Земле. Табиев -М.: ООО»Астель»