Рабочая программа по биологии 6 класс (надомное обучение)
РАССМОТРЕНО и
РЕКОМЕНДОВАНО
к утверждению назаседании МО учителей
____________________
Протокол № ____ от«___» __________ 20___г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ с.
Мокрое
________/________________/
ФИО
«___»_____________20 ___г. УТВЕРЖДЕНО
приказом по МБОУ СОШ
с. Мокрое от
«____» ________20___г.
№ ________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы села МокроеЛебедянского муниципального района Липецкой области
Шпак Екатерины Петровны
( категория соответствия занимаемой должности)
по биологии в 6 классе (индивидуальное обучение)
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов» с изменениями от 31.01.2012г. №69;
- учебный план МБОУ СОШ с. Мокрое на 2014-2015 учебный год;
- календарный учебный график МБОУ СОШ с. Мокрое на 2014-2015 учебный год;
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ с. Мокрое, реализующего образовательные программы общего образования.
Изучение биологии на базовом уровне среднего ( полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии складывается следующим образом:
6 класс «Живой организм»- 70 часов: 35 часов из федерального компонента и 35 часов из компонента образовательного учреждения для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности.
Адаптированная программа в отличие от программы, допущенной Министерством образования РФ, сокращенна с 68 часов в год ( 2часов неделю) до 17часов в год (0,5 часов в неделю), согласно учебному плану МБОУ СОШ с.Мокрое надомного обучения в 2014-2015 учебном году по общеобразовательной программе для обучающихся школы. Некоторые темы по курсу отведены для самостоятельного изучения.
Данная программа предусматривает наряду с общеобразовательными задачами активизацию познавательной деятельности, формирование общеинтеллектуальных умений и навыков, нормализацию учебной деятельности, развитие устной речи, формирование учебной мотивации, навыков самоконтроля и самооценки, а также направлено на оказание помощи детям в поиске своих ресурсов, утверждение веры в себя и свои возможности, стремление к преодолению трудностей, дальнейшее самоопределение и социализацию.Содержание тем учебного курса
I .Строение и свойства живых организмов (6 часов)
Планируемые результаты обучения. Называть царства живой природы, называть признаки живых организмов, их значение.
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов : клеточное строение , сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов.
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Различать: неорганические и органические вещества клетки. Называть: неорганические и органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки.
Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.
Вирусы - неклеточные формы жизни. Различия в строении растительной и животной клетки.
Называть структуры клетки, участвующих в делении, роль хромосом. Распознавать и описывать стадии деления клетки, сравнивать два типа деления клеток – митоз и мейоз между собой. Деление клетки - основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.
Понятие « ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня. Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег. Листовые и цветочные почки. Стебель как осевой орган побега. Передвижение по стеблю веществ. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение ( околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно - двигательная, нервная, эндокринная, размножения.Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
II. Жизнедеятельность организма (9 часов)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез), значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.
Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты и паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и составные части ( плазма, клетки крови).
обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно - двигательная система позвоночных.
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.
Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения, соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Рост развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша ( на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
III. Организм и среда (2 часа)
Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов. Влияние деятельности человека на жизнедеятельность организмов.
Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
Учебно-тематический план
№№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов
1 Строение и свойства живых организмов. 6
2 Жизнедеятельность организма. 9
3 Организм и среда. 2
Итого 17
Требования к уровню подготовки
обучающихся по данной программе
Деятельность в обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;2) реализация установок здорового образа жизни;3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.Метапредметными результатами освоения программы по биологии в 6 классе
являются:1) овладение основами исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, энциклопедиях, частично в Internet), анализировать и оценивать полученные данные;3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;4) умение использовать речевые средства для дискуссии и доказательства своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.Предметными результатами освоения программы по биологии в 6 классе являются:1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств сходства и различия растительных и животных организмов; взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными;• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенному царству живой природы;• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности растительных и животных организмов (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия;• различение на таблицах частей и органоидов клеток растительного и животного происхождения; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных и растений; различение распространенных растений и домашних животных своей местности;• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;• частичное выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.2. В ценностно-ориентационной сфере:• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;• анализ последствий деятельности человека в природе, влияния факторов окружающей среды на здоровье человека.3. В сфере трудовой деятельности:• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).4. В сфере физической деятельности:• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;5. В эстетической сфере:• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
В результате изучения биологии в 6 классе учащиеся должны:
знать
- основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);
- химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
-особенности строения ядерных и безъядерных клеток;
- важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток;
- основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;
- типы деления клеток, их роль в организме;
-особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;
- основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов ( питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие );
- характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность растений и животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; взаимосвязь организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды.
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты несложных опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать микропрепараты.
распознавать и описывать: на таблицах основные части клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных
выявлять сходство и различие клеток растительного и животного происхождения; сходство и различие тканей: растительной и животной; различия между митозом и мейозом.
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения.
определять принадлежность биологических объектов к определенному царству.
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, их влияние на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы.
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки растительных и животных организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными; травматизма, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); инфекционных и простудных заболеваний;оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Список литературы и средства обучения
Интернет – ресурсы;
CD-диск Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Растения. Бактерии. Грибы;
Гербарии, коллекции, набор плакатов для демонстрации отдельных тем, таблицы и т.д.
Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений - М.: Дрофа, 2011г.-176с.
Тетради с печатной основой Сонин Н.И. Живой организм 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику
«Биология. Живой организм» М.: Дрофа, 2011.- 48 с.;
А также методических пособий для учителя:
1) Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 кассы. – М.: Дрофа, 2010.- 254с.;
2) Е.Т. Бровкина, Н.И.Сонин. «Биология. Живой организм.» 6 класс Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонин. «Биология. Живой организм» 6 класс.- М.: дрофа, 2006-07 гг.
Для учащихся:
Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2011.
Календарно-тематическое планирование
№ п\пТема урока Тип урока Вид, формы контроля Дата
план
Дата
факт
1 Тема 1. Основные свойства живых организмов
Место биологии в системе естественных наук. Основные свойства живых организмов. (самост. изучение).
Тема 2. Химический состав клеток
Химический состав клетки: неорганические вещества.
Химический состав клетки: органические вещества. Изучение нового материала Работа с учебником и в рабочей тетради 14.01 2 Тема 3. Строение растительной и животной клеток
Клетка – элементарная частица живого. Строение и функции органоидов клетки. Сравнительная характеристика растительной и животной клеток.
Вирусы – неклеточные формы жизни. (самост. изучение) Урок-исследование Работа с таблицами 21.01 3 Тема 4. Деление клетки
Деление клетки. Митоз – основа роста и развития организма.
Сущность мейоза, его биологическое значение. Комбинированный Работа с учебником 28.01 4 Тема 5. Ткани растений и животных
Понятие « ткань». Типы тканей растений. Типы тканей живых организмов. Изучение нового материала Работа с таблицей 04.02 5 Тема 6. Органы и системы органов
Понятие « орган». Органы цветкового растения. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Стебель – осевой орган побега. Строение и функции листа. Изучение нового материала Работа с иллюстрациями и схемами 11.02 6 Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Органы цветковых растений. Основные системы органов животного организма.
Тема 7. Растения и животные как целостные организмы
Организм как единое целое. (самост. изучение). Живые организмы и окружающая среда. (самост. изучение). Закрепление изученногоВопросы и задания в учебнике 18.02 7 Раздел 2. Жизнедеятельность организма – 9 ч
Тема 1. Питание и пищеварение
Сущность понятия « питание». (самост. изучение). Особенности питания растительного организма.
Почвенное питание. Фотосинтез – воздушное питание растений. Значение фотосинтеза. Изучение нового материала Работа с учебником 25.02 8 Особенности питания животных.(самост. изучение)
Типы питания животных. (самост. изучение). Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. Обобщение материала по теме « Пищеварение» Урок-обобщение Вопросы и задания 04.03 9 Тема 2. Дыхание
Дыхание растений.
Дыхание животных
Органы дыхания животных организмов. Изучение нового материала Работа с учебником 11.03 10 Тема 3 Передвижение веществ в организме
Перенос веществ в организме, его значение. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ. (самост. изучение)
Особенности переноса веществ в организмах животных.(самост. изучение)
Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и составные части. Комбинированный Вопросы и задания учебника 18.03 11 Тема 4 Выделение
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение у растений. Выделение у животных. (самост. изучение)
Обмен веществ и энергии. Обобщающее повторение по теме « Выделение» Урок-обобщение Задания для повторения 08.04 12 Тема 5. Опорные системы
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. (самост. изучение)
Опорные системы животных.
Опорно- двигательная система позвоночных.
Тема 6. Движение
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. (самост. изучение)
Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Изучение нового материала Работа в тетради, со схемами 15.04 13 Тема 7. Регуляция процессов жизнедеятельности
Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость.
Нервная система, особенности строения.
Рефлекс, инстинкт. (самост. изучение)
Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Ростовые вещества растений. Изучение нового материала Работа с учебником 22.04 14 Тема 8. Размножение
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. Бесполое размножение растений.
Половое размножение организмов.
Половое размножение растений. Изучение нового материала Работа в тетради 29.04 15 Тема 9. Рост и развитие
Рост и развитие растений.(самост. изучение)
Условия прорастания семян(самост. изучение). Питание и рост проростков.(самост. изучение) Рост и развитие животных. Прямое и непрямое развитие. Урок – обобщение Работа с заданиями в учебнике 06.05 16 Раздел 3. Организм и среда – 2 ч
Тема 1. Среда обитания. Факторы среды
Среда обитания организмов. (самост. изучение) Влияние факторов неживой природы.
Взаимосвязи живых организмов.
Изучение нового материала Работа с таблицами 13.05 17 Тема2. Природные сообщества
Природные сообщества и экосистема. Цепи питания. Урок-обобщение Работа в тетради 20.05