Особенности урока иностранного языка в рамках реализации ФГОС

УДК 159.9

М.В.Павлова
МБОУ БГО СОШ №4
г. Борисоглебск

Особенности урока иностранного языка в рамках реализации ФГОС второго поколения.
Урок иностранного языка Каким он должен быть в современных условиях? Насколько интересным, познавательным, запоминающимся он будет? Безусловно, многое зависит от того, как учитель построит свою работу и организует деятельность учащихся. Речь идет об их активной деятельности – творческой, познавательной, исследовательской. Наиболее важной задачей современной системы образования в рамках реализации ФГОС является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».
Спецификой урока иностранного языка является его коммуникативная направленность. Основной целью обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся, то есть способности  и готовности осуществлять  иноязычное  межличностное и межкультурное общение. Научить коммуникации можно только за счет вовлечения обучающихся в различного рода деятельность, умело сочетая при этом теоретические и практические знания.
Таким образом, основная педагогическая задача учителя английского языка  - организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Но для этого учитель должен чётко знать: чему учить и как учить. Успешная реализация возможна только при условии использования современных подходов к обучению иностранным языкам с учётом психологических особенностей школьников. Меняется сам характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников . На современном уроке учитель преподносит новый материал в форме проблемного задания, выполняя которое дети сами приходят к познанию нового.
В стандарте нового поколения также большое значение уделяется самостоятельной работе обучающегося. В связи с этим огромную популярность приобретают такие  технологии ,как метод проектов, технология критического мышления (ТРКМ), проблемное и др.Эти технологии направлены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.
Структура современного урока отличается от традиционной, включая следующие этапы:
Самоопределение деятельности
Актуализация опорных знаний
Создание проблемной ситуации (постановка проблемы)
Открытие новых знаний
Первичной закрепление
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
Включение нового знания в систему знаний
Рефлексия деятельности
Стоит обратить внимание на такой этап как самоопределение деятельности. Учитель, называя тему урока, предоставляет возможность ученикам самим определить цели урока и ту деятельность, которая поможет достичь этой цели. Объяснение нового материала в структуре современного урока заменяет создание проблемной ситуации. На современном уроке учитель преподносит новый материал в форме проблемного задания, выполняя которое дети сами приходят к познанию нового. Подводя итог в традиционном уроке учитель оценивал деятельность учащихся на уроке, повторял основные этапы урока. В современном уроке эту функцию перенимают ученики. Таким образом можно сказать, что ученик из пассивного превращается в активного участника образовательного процесса. Он участвует в постановке целей и задач каждого урока, участвует в открытии знаний, в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.Учитель же выполняет роль наставника, координатора. Таким образом, вся учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока.
1. Сафонова В. П. Современный урок иностранного языка. – М.: Учитель, 2011 2. Соловова Е. Н. Новые тенденции в развитии глобальных реформ в области образования и подготовка учителя к новым задачам педагогической деятельности. Сборник «Содержание обучения иностранному языку в школе и вузе». – М.: МИОО, 2003. 3. Шамов А.Н.  Учебная деятельность на уроках иностранного языка и её специфика //  ж.  «ИЯШ» № 9, 2012г.