Методическая разработка повторно-обобщающего урока по истории Древнего Египта Загадки Древнего Египта

Повторно-обобщающий урок по истории Древнего Египта
в 5 классе (слайд №1)
Цели урока:
Обучающие: систематизировать знания обучающихся по истории Древнего Египта;
Развивающие: способствовать применению полученных знаний обучающихся в их творческой деятельности;
Воспитательные: продолжить прививать обучающимся чувство толерантности, уважения и ценности полученных ими знаний.
Оборудование: компьютер, мультемидийный проектор, интерактивная доска, колонки, 3 ватмана, заготовки для аппликаций, фотоаппарат, раздаточный материал, 20 ручек, иллюстрации (карта Древнего Египта, рисунок шадуфа, изображение ожерелья фараона).
Ход урока:
Вступительное слово учителя: (слайд №2) Здравствуйте, меня зовут Юлия Владимировна, я проведу для Вас урок истории. Сегодняшнее занятие мы посвятим Древнему Египту не случайно. Сегодня декабря 2014 года исполнилось 200 лет со дня находки александрийским археологом в 1814 году сфинксов Аменхотепа III.
Организационный момент: (слайд №3) Я очень хочу, чтобы сегодня, обсуждая историю Древнего Египта, мы научились уважать друг друга, слушать и слышать учителя и одноклассников. Для плодотворной совместной работы мне от вас понадобятся Ваши красивые и умные глазки, Ваши ушки и Ваши ручки. Распределение по группам нам поможет во время творческого задания для совместной работы, так же я Вас попрошу приготовить учебники. А среди Вас есть культурные дети? Значит без разрешения учителя культурные дети ничего на партах трогать не будут.
Блиц –опрос: (слайд №4) Начнем мы с Вами с небольшого блиц-опроса по истории Древнего Египта. Тот, кто знает ответ –поднимает руку. Обратите внимание на слайды с вопросами – в них содержаться подсказки.
1 вопрос: (слайд №5) Почему древнегреческий историк Геродот назвал Египет «Даром Нила»?
2 вопрос: (слайд №6) Почему новый год в Древнем Египте праздновали 19 июля?
3 вопрос: (слайд №7) Назовите первую столицу объединенного Египта.
4 вопрос: (слайд №8) За убийство каких птиц виновный мог поплатиться жизнью?
5 вопрос: (слайд №9) Что такое шадуф?
6 вопрос: (слайд №10) «Сначала она мутно- зеленая, потом –красная, затем –голубая». О чем идет речь?
7 вопрос: Обозначьте на карте Древнего Египта название реки, протекающей через весь Египет и главный порог на ней.
8 вопрос: Обозначьте на карте Древнего Египта фрагменты районов земледелия.
9 вопрос: Обозначьте на карте Древнего Египта моря, которые его омывают.
10 вопрос: Обозначьте на карте Древнего Египта названия двух его столиц.
Промежуточное оценивание: (слайд №11) Те ребята, которые дали правильный ответ во время блиц –опроса получают «5», а остальные стараются в следующих заданиях.
Рассказ учителя: (слайд №12) Существует огромное количество интересных историй о Древнем Египте. Сейчас я Вас познакомлю с самыми таинственными из них.
1 тайна: (слайд №13) Санкт-Петербургские сфинксы. Рано утром в первых числах июня 1832 года немногочисленные прохожие удивленно оглядывались на парусный корабль под итальянским флагом и дружелюбным названием «Буэна Сперанса» («Добрая надежда»). Он бросил якорь у правого берега Невы, около здания Академии художеств. На корабле и на берегу царила суета, это было связано с тем, что привезли на этом корабле? Из-под пологов показались огромные человеческие головы с туловищем какого-то животного. Прохожие восклицали: «Что это за чудище?». Один из художников, стоявших в толпе ответил, что это сфинксы. Через день здесь уже не было корабля, зато охраняли вход в Академию два огромных сфинкса из розового гранита, которые много веков назад были созданы египетскими скульпторами, чтобы защищать храм Аменхотепа III. Прошло время, храм разрушился, а александрийский археолог, нашедший сфинксов продал их в Россию, в Академию художеств Санкт-Петербурга, где они находятся и по сей день. Вес каждого из сфинксов – 23000 кг. В конце 19 века на сфинксах появилась надпись: «Сфинкс из древних Фив, в Египте, привезен в град Святого Петра в 1832 году».
2 тайна: (слайд №14) Поющая статуя. Тысячи лет назад в Египте недалеко от сфинксов Аменхотепа III стояли знаменитые колоссы Мемнона. Их сделал знаменитыми один случай. Однажды одна из этих статуй запела, песня ее была короткой, состояла всего из нескольких звуков на рассвете, но это все же была песня. Весть об этом чуде разнеслась по всему Египту. Толпы паломников ежедневно приходили послушать это пение в течение 150 лет, пока император Север не отремонтировал статую, она замолчала навсегда. Сегодня ученые конечно же знают почему запела статуя. В 27 году до н.э. недалеко от Фив произошло землетрясение, половина колосса откололась и упала, после чего покалеченная статуя стала издавать звуки. Это пение было связано с колебанием воздуха, проходившего через узкие щели, а по утрам пела статуя так как происходил процесс нагрева воздуха после прохладной ночи. Когда же статую отремонтировали, то трещины были закрыты и петь она перестала.
3 тайна: (слайд №15) Папирус. Самое любимое и жизненно необходимое растение для древних египтян. Из папируса делали корабли ( это доказал в начале 20 века норвежский ученый Тур Хейердал, построивший из папируса лодки «РА -1» и «РА –2» , обогревали жилища, изготовляли обувь, одежду, веревки, циновки. Папирус был излюбленным деликатесом древних египтян. А мировую известность папирусу принесло его применение в производстве писчего материала. Интересно, что само слово «папирус» на английском , например, «paper». В этом качестве папирус пользовался исключительным спросом во всех странах Средиземноморья. В обмен на папирус древние египтяне получали любые товары. Конечно же изготовление папируса было государственной тайной, но современные ученые из «Института папируса» недалеко от города Каир смогли раскрыть эту тайну. Сегодня они на плантациях выращивают папирус и делают свитки по древним рецептам, сейчас у Вас в руках – дело рук современных ученых.
Определение тему урока: (слайд №16) Мы повторили историю Древнего Египта и узнали 3 тайны Древнего Египта, давайте вместе дадим название нашему уроку.
Физминутка: (слайд №17) В тайне о папирусе мы встретились с английским словом-paper, предлагаю не останавливаться на одном слове, давайте проведем физминутку на английском языке.
Творческое задание: (слайд №18) Отдохнули, теперь мы с Вами приступаем к творческой работе. Первой группе предлагается выполнить красочную объемную карту Древнего Египта, второй группе предлагается создать ожерелье фараона, а третья группа будет трудиться над аппликацией «Египетский шадуф». Все необходимые материалы у вас на столах, для консультации я подойду к каждой группе.
Презентация творческих работ: (слайд №19) Теперь предлагаю Вам показать свои работы, а я сделаю фото на память.
Оценивание: (слайд №20) Все принимали активное участие в творческой работы, особо хочется отметить.
Домашнее задание: (слайд №21) Сегодня мы не вспомнили о иероглифической письменности египтян, предлагаю вам дома придумать иероглиф, который обозначал бы Ваше имя. (При подготовке домашнего задания можете использовать материал параграфа 12 в учебнике).
Интеллектуальное задание: (слайд №22) «Реши Египетский Чайнворд». Напишите свои фамилии на листочках.
Самооценивание: (слайд №23, 24) Сравните Ваши ответы с правильными на слайде и поставьте оценки, воспользовавшись критерием оценивания на слайде, я обязательно передам ваши работы вашему учителю истории.
Рефлексия: (слайд №25, 26) Понравился Вам урок? Что больше всего запомнилось? Большое всем спасибо и до свидания.
15