Рабочая программа «Технология. Обслуживающий труд» для учащихся 6-7 классов общеобразовательной школы.


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51 г. Оренбурга
УТВЕРЖДАЮ Согласовано Рассмотрено на
Директор школы Зам. директора по УВР заседании ШМО
_____ _____ Протокол № 1 от ___
Руководитель МО __
Приказ № _______
«___»___________2014 г.
Рабочая программапо технологии
(предмет)
для 6 класса
(класс)
Уровень базовый
(базовый, углубленный, профильный)
Автор:Лопина Т.В.
Ф.И.О.
учитель технологии
должность
первая
квалификационная категория
Оренбург
2014 - 2015 учебный год
ТЕХНОЛОГИЯ
6 КЛАСС (70 часов)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» составлена для учащихся 6 класса средней общеобразовательной школы на основе следующих документов:
•Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
•Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
•Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»;
•Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
•Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
•Сборник нормативных документов «Технология». Составители Э.Днепров, А.Г. Аркадьев – М.: Дрофа, 2007
Концепция программы заложена в содержании учебного материала с учетом того, что школа является общеобразовательной и рассчитана для детей общеобразовательной школы.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности являются:
-определение способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
-творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
-приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
-умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»).
- выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
-владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
-оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей;
Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта , определяет распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем .
Рабочая программа для 6-го класса использована при тематическом планировании , составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе
и 5-ом классе.
Общая характеристика предмета «Технология»
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование у школьников трудовой и технологической культуры, системы технологических знаний и умений, воспитания у них трудовых, гражданских и патриотических качеств личности,их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда,развитие у них гуманистически ориентированного мировоззрения.
Образовательная область «Технология» предоставляет возможность применить на практике знание основ наук.
Обучение учащихся технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов ,информации ,объектов природной и социальной среды.
Содержанием программы направления «Технология.Обслуживающий труд» предусматривает изучение материала по следующим образовательным линиям:
-Культура и эстетика труда;
-Получение, обработка, хранение и использование информации;
-Основы черчения, графики, дизайна;
-Элементы домашней прикладной экономики; знакомство с миром профессий;
-Влияния технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
-Творческая проектная деятельность;
-История, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники
Базовыми для программы являются разделы: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»,«Электротехнические работы», «Технология ведения дома».
Учебный материал, включенный в программу, отбирается с учетом достижений педагогической науки, исходя из потребностей школьника, его семьи и общества, отбирается с учетом следующих положений:
-возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
-выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
-возможность реализации общетрудовой , политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
-возможность познавательного ,интеллектуального , творческого , духовно-нравственного , эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной формой обучения является учебно-практическкая деятельность учащихся. В качестве приоритетных методов обучения предлагается использовать упражнения, лабораторно-практические , учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение учащимися творческих или проектных работ в конце каждого года обучения.
Процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности и выбором способа художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим и экологическим требованиям.
Учащиеся также знакомятся в ходе обучения с национальными традициями культуры и быта народов России. Они учатся соблюдать экономические требования в отношении рационального расходования материалов утилизации отходов.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и каждому из них раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что оказывает благотворное влияние на дальнейшее обучение и будет способствовать осознанному выбору профессии.
При освоении курса «Технология» в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами работы с инструментами, электробытовыми приборами, а также со специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, ведения домашнего хозяйства. В процессе изучения программного материала осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности.
Цели курса
- освоение учащимися технологическими знаниями, основами культуры труда, формирование представлений о технологических процессах на основе создания личностно или общественно значимых изделий.
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, безопасности труда.
-развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практике.
На предшествующем этапе обучения в 5 классе учащиеся получили знания о технологии выполнения различных видов работ: кулинарных, швейных, проектных. Освоили необходимый материал по разделам курса : материаловедению, машиноведению, конструированию и моделированию. Однако, еще недостаточно развиты навыки и умения самостоятельной работы, практические компетенции, самостоятельность при выполнении творческих работ. Недостаточно сформированы понятия научной организации труда, рационального ведения домашнего хозяйства.
Задачи учителя по достижению обозначенных целей, определяемые на основе анализа итогов обучения учащихся 6 класса курса:
-формирование прочных знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями учебного процесса
-расширение представлений о технологии кулинарных и швейных работ
-освоение и закрепление навыков работ с применением различных приспособлений и механизмов.
-расширение навыков работы с технологической документацией, ее созданием.
-закрепление и овладение новыми приемами безопасной работы
-формирование умений самостоятельной работы, в коллективе, умений оценивать свою деятельность.
-продолжение работы по освоению проектного метода
-оценка ЗУН на основе критериев оценивания знаний, системы контроля знаний учащихся
Базовыми для программы являются разделы «Кулинария», « Создание изделий из текстильных материалов», «Технология ведения дома», «Проектные работы», «Электротехнические работы».
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
По окончании курса технологии в 6 классе основной школы учащиеся овладевают:
•безопасными приемами труда с новыми инструментами и оборудованием;
•специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов;
•технологией изготовления поясных швейных изделий;
•изготовлением и художественным оформлением изделий выполненных в технике «лоскутное шитьё»;
•научными знаниями и практическими навыками ухода за одеждой и обувью;
- информацией о специфике разных профессий, сведениями о культуре, быте, народных промыслах Оренбургской области;
- знакомятся с классификацией, правилами эксплуатации осветительных приборов.
В результате освоения обучающимися различных видов деятельности (индивидуальной, коллективной, самостоятельной, поисковой, практической, проектной) предполагается сформировать и значительно развить жизненно важные компетентности: социально-трудовую, социально-бытовую, самообслуживание, коммуникативную. Кроме того, знакомство с трудовыми профессиями позволит сформировать и компетентность в сфере профессионального самоопределения.
2. Учебно-тематический план
№ п/пНаименование тем Всего часов Практические работы Контрольные работы
1. Кулинария 14 7 Физиология питания 2 1 Технология приготовления пищи 10 5 Заготовка продуктов 2 1 2 Создание изделий из текстильных и поделочных материалов 32 17 Рукоделие. Художественные ремесла. 10 5 Элементы материаловедения 2 1 Элементы машиноведения 4 2 Конструирование и моделирование поясных швейных изделий 6 3 Технология изготовления поясных швейных изделий 12 6 3 Технология ведения дома 2 1 Уход за одеждой и обувью 2 1 4 Электротехнические работы 2 5. Творческие проектные работы 10 6. Резерв учебного времени 8 1
Всего 70 26 1
Итого 70 часов
3. Содержание программы.
Кулинария (14 часов).
Физиология питания (2 часа).
Основные теоретические сведения
Минеральные соли и микроэлементы, содержание их в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека.
Значение солей кальция, калия, натрия, железа, йода для организма человека. Суточная потребность в солях.
Практические работы
Работа с таблицами по составу и количеству минеральных солей и микроэлементов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в минеральных солях и микроэлементах.
Варианты объектов труда.
Таблицы, справочные материалы.
Технология приготовления пищи (10 часов).
Блюда из молока и кисломолочных продуктов
Основные теоретические сведения
Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Виды молока и молочных продуктов. Питательная ценность и химический состав молока. Условия и сроки его хранения.
Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов. Виды бактериальных культур для приготовления кисломолочных продуктов.
Практические работы
Первичная обработка крупы. Определение качества молока. Приготовление молочного супа или молочной каши. Приготовление простокваши, кефира, творога в домашних условиях. Приготовление блюда из кисломолочных продуктов.
Варианты объектов труда
Молочный суп, молочная каша, кефир, сырники, запеканка из творога.
Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря
Основные теоретические сведения
Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря. Возможности кулинарного использования рыбы разных пород. Технология и санитарные условия первичной и тепловой обработки рыбы.
Практические работы
Подбор инструментов и оборудования для разделки рыбы. Определение свежести рыбы органолептическим методом. Первичная обработка чешуйчатой рыбы. Варка и жаренье рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками. Определение готовности блюд из рыбы.
Варианты объектов труда.
Блюда из вареной и жареной рыбы.
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
Основные теоретические сведения
Виды круп и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий. Технология приготовления блюд из бобовых, обеспечивающая сохранение в них витаминов группы "B". Причины увеличения веса и объема при варке.
Практические работы
Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Определение необходимого количества жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров из крупы, бобовых и макаронных изделий.
Варианты объектов труда.
Каша гречневая, гарниры из риса и макаронных изделий.
Приготовление обеда в походных условиях
Основные теоретические сведения
Обеспечение сохранности продуктов. Посуда для приготовления пищи в походных условиях. Природные источники воды. Способы обеззараживания воды. Способы разогрева и приготовления пищи в походных условиях. Соблюдение мер противопожарной безопасности.
Практическая работа:
Расчет количества, состава и стоимости продуктов для похода.
Заготовка продуктов (2 часа).
Основные теоретические сведения
Процессы, происходящие при солении и квашении. Консервирующая роль молочной кислоты. Сохранность питательных веществ в соленых и квашеных овощах.
Время ферментации (брожения) квашеных и соленых овощей до готовности. Условия и сроки хранения.
Практические работы
Первичная обработка овощей перед засолкой. Подготовка тары. Определение количества соли и специй. Засолка огурцов или томатов. Квашение капусты.
Варианты объектов труда.
Соленый огурец, квашеная капуста.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (32 часа).
Рукоделие. Художественные ремесла (10 часов).
Лоскутное шитье
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды.
Практические работы
Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре, подготовка их к работе. Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги для выкраивания элементов орнамента. Раскрой ткани с учетом направления долевой нити. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.
Варианты объектов труда.
Прихватка, салфетка, диванная подушка.
Свободная роспись по ткани
Основные теоретические сведения
Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм. Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, колоритное решение рисунка. Приемы выполнения свободной росписи.
Практические работы
Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций. Зарисовка природных мотивов с натуры и их стилизация. Подбор тканей и красителей. Инструменты и приспособления для свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка в технике «свободной росписи» по ткани.
Варианты объектов труда.
Декоративное панно, платок, скатерть.
Элементы материаловедения (2 часа).
Основные теоретические сведения
Натуральные волокна животного происхождения. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе.
Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Влияние вида переплетения на драпируемость ткани.
Дефекты ткани. Сравнительные характеристики свойств хлопчато-бумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.
Практические работы
Распознавание в тканях волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти. Определение лицевой и изнаночной сторон тканей саржевого и атласного переплетений. Составление коллекции тканей саржевого и атласного переплетений.
Варианты объектов труда.
Образцы хлопчато-бумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.
Элементы машиноведения (4 часа).
Основные теоретические сведения
Назначение, устройство и принцип действия регуляторов бытовой универсальной швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной ее установкой.
Практические работы
Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей. Замена иглы в швейной машине. Уход за швейной машиной, чистка и смазка.
Варианты объектов труда.
Швейная машина.
Конструирование и моделирование поясных швейных изделий (6 час).
Основные теоретические сведения
Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью. Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок. Конструкции юбок. Мерки, необходимые для построения основы чертежа конической, клиньевой и прямой юбок. Прибавки к меркам на свободу облегания.
Условные графические изображения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Способы моделирования конических, клиньевых и прямых юбок. Форма, силуэт, стиль. Индивидуальный стиль в одежде.
Практические работы
Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Выбор модели юбки в зависимости от особенностей фигуры. Моделирование юбки выбранного фасона. Подготовка выкройки юбки к раскрою.
Варианты объектов труда.
Чертеж и выкройка юбки.
Технология изготовления поясных швейных изделий (12 часов).
Основные теоретические сведения
Назначение и конструкция стачных, настрочных и накладных швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. Особенности раскладки выкройки на ткани в клетку и в полоску. Способы обработки нижнего и верхнего срезов юбки. Особенности влажно-тепловой обработки шерстяных и шелковых тканей.
Практические работы
Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки, выравнивание низа изделия, выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре. Стачивание деталей изделия. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Художественное оформление изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.
Варианты объектов труда.
Юбка коническая, клиньевая или прямая.
Технологии ведения дома (2 часа).
Уход за одеждой и обувью (2 часа).
Основные теоретические сведения
Современные средства ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью. Средства защиты от моли. Оборудование и приспособления для сухой и влажной уборки.
Практические работы:
Удаление пятен с одежды. Ремонт одежды декоративными отделочными заплатами ручным и машинным способами. Закладка на хранение шерстяных и меховых изделий. Закладка на летнее хранение зимней обуви.
Влажная уборка дома.
Варианты объектов труда.
Изделие, подлежащее ремонту, шерстяные изделия.
Электротехнические работы (2 часа).
Электромонтажные работы (2 часа)
Основные теоретические сведения
Общее понятие об электрическом токе. Виды источников тока и потребителей электрической энергии. Правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов. Индивидуальные средства защиты при выполнении электротехнических работ.
Виды соединения элементов в электрических цепях. Условное графическое изображение элементов электрических цепей на электрических схемах. Электроустановочные изделия. Виды проводов. Приемы монтажа установочных изделий.
Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ.
Практические работы.
Организация рабочего места, использование инструментов и приспособлений для выполнения электромонтажных работ. Выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов. Подключение проводов к патрону электрической лампы, выключателю, вилке, розетке. Сборка модели электроосветительного прибора из деталей электроконструктора. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.
Варианты объектов труда.
Электроосветительный прибор из деталей электроконструктора.
Творческие, проектные работы (10 час).
Примерные темы
Сбор коллекции образцов декоративно-прикладного искусства края.
Изготовление сувенира.
Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.
4.Требования к уровню подготовки учащихся:
-овладение трудовыми технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
-умение ориентироваться в мире профессий, оценивание своих профессиональных интересов и склонность оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
-формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и его результатам
Перечень знаний и умений, формируемых у школьников 6 класса
Должны знать:
-об источниках микроэлементов, минеральных веществ, необходимых организму человека,
-о методах сохранения продуктов при кулинарной обработке;
-правила оказания первой помощи при ожогах, поражении током, пищевых отравлениях;
-пищевой ценности рыбы, способы термической обработки рыбы, условия и сроки хранения полуфабрикатов, правила разделки рыбы;
-требования к качеству готовых блюд, правила подачи готовых блюд к столу;
-общие сведения о различных видах молочной продукции , пищевой ценности молока и молочных продуктов, условия и сроки хранения;
-основные сведения о лоскутном шитье;
-основные свойства натуральных волокон животного происхождения, различные виды переплетения нитей в ткани;
-соответствие толщины иглы и нитей в зависимости от видов тканей;
-способы устранения неполадок в работе швейной машине;
- условные обозначения мерок для построения чертежа поясного изделия брюк и юбки, особенности моделирования поясных изделий;
-экономную раскладку выкройки из ткани с направленным рисунком, технологическую последовательность раскроя ткани, правила подготовки и проведения первой примерки, выявление и исправление дефектов изделия;
-правила эксплуатации бытовых электроприборов;
- современные средства ухода за одеждой и обувью.
Должны уметь:
-оказывать первичную помощь при ожогах, поражении электрическим током, отравлении;
-работать по технологическим картам;
- готовить различные блюда из макаронных изделий
-соблюдать правила гигиены и правила безопасной работы в мастерских;
-устранить неполадки в швейной машине;
-снимать и записывать мерки, моделировать фасоны поясного изделия ;выполнять различные изделия в лоскутной технике
-работать с электроприборами;
Должны владеть:
-ценностно-смысловой, коммуникативной, культурно-эстетической, личностно - саморазвивающей, рефлексивной компетенциями
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
– вести экологически здоровый образ жизни;
–ухаживать за своей одеждой и обувью;
– соблюдать гигиену;
– выражать уважение и заботу к членам семьи;
– принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
– проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкторских и поделочных материалов.
5. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Устные ответы – в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.
Требования к устным ответам учащихся:
«3» - воспроизведение и запоминание материла различной степени сложности, ответы по вопросам к изученному без воспроизведения текста.
«4»- применение знаний в знакомой ситуации по образцу, связанной выполнением действий с чётко обозначенными правилами;
Умение измерять, объяснять. Составлять что-либо по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать.
«5» - применение знаний в незнакомой ситуации, творческое применение в качестве какой-либо обобщённой идеи;
Умение
-устно или письменно дать ответ на проблемный вопрос или выявить существенные признаки;
- высказывать суждения по проблемному вопросу, анализировать получаемую информацию, давать отзыв или рецензию, обосновывая, приводить свои примеры;
- искать необходимую информацию и проводить исследовательскую работу.
Оценка качества выполнения практических работ.
Отметка "5" Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4" Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3" Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с материала ми и инструментами.
Отметка "2" Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Тестовые и проверочные работы  по итогам изучения раздела технологии по системе Беспалько:
0-40% - «2»
40-60% - «3»
60-80% - «4»
80-100% - «5»
Практические работы оцениваются по критериям оценки качества учащихся для разных видов работ:
«5» - готовность к уроку (спецодежда, конспект, задание к практической части), соблюдение правил безопасного труда, самостоятельное правильное выполнение практического задания, аккуратность, творческий подход при выполнении практического задания, активная работа при изучении теоретического материала, ответы на дополнительные вопросы;
«4» - готовность к уроку, соблюдение правил безопасного труда, соблюдение правил безопасного труда выполнение практического задания, аккуратность, правильные ответы по теме;
«3» - готовность к уроку, соблюдение правил безопасного труда, практическая работа с помощью учителя или одноклассниц, аккуратность;
«2» - неготовность к уроку, несоблюдение правил безопасного труда, неправильное выполнение практического задания.
Проектные работы оцениваются учителем по основным этапам проектирования:
Оценочный лист проекта
Этап проекта Сроки выполнения Замечания
учителя Оценка
1. Исследовательский
2. Конструкторский
3. Технологический 4. Заключительный
7. Перечень учебно-методического обеспечения
Технология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2009.-176с
Учебные пособия
.Творческий проект по технологии обработки ткани 5-9 класс
Предметные недели в школе 5-11 класс
Журнал «Школа и производство»
Технология.7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2008-281с.
Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек.67 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 48с.
Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки./Авт.-сост. Павлова О.В. – Волгоград: Учитель, 2007. – 127с.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии/Сост. В.М.Казакевич, А.В.Марченко, - 2-е изд. – М.:Дрофа, 2001. – 256с.
Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя /Под ред. Сасовой И.А. – М.: Вентана-Графф, 2003.-296с.
Ставрова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера. Книга для учителя. – М.: Школьная пресса. 2004. – 80с.
Технология. 6-8 классы. Русские традиции для изготовления различных изделий: конспекты занятий/авт.-сост. И.Г.Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 107с.
Технология. 5-11 класс: предметные недели в школе/Авт.-сост. Володина Е.Д., Суслина В.Ю. – Волгоград: Учитель, 2008. – 156с.
Сюзи О.Рейли. Вязание на спицах и крючком. /Уроки детского творчества/ - СПб. «Полигон».1998. -31с.
Труханова А.Т. Справочник молодого швейника. – М.: Высшая школа, 1993. – 43с.
Фомина Ю.А. Интерьер к торжеству. Украшаем дом к приему гостей и делаем подарки. – М.: ЭКСМО, 2006. – 64с.