Презентация по технологииНародные мотивы в декоративно-прикладном искусстве казахов


«Народные мотивы в декоративно-прикладном искусстве казахов»Ботаканова Ботагоз 10 «в» классМБОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. ЧаптыноваНаучный руководитель: Кашетова Айфану Амержаевна– учитель технологии, IКК ОГЛАВЛЕНИЕI ВВЕДЕНИЕ __________________________________________________ 2-4II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ_____________________________________________5-9III ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________________10IV. ВЫВОД_______________________________________________________11  I ВВЕДЕНИЕ Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания. В том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. О значимости народного искусства казахов писал поэт и просветитель Абай Кунанбаев. Он указывал, что казахское прикладное искусство – проявление талантливости народа. Изделия умельцев украшали жизнь, а сам мастер воспринимался как воплощение физической и духовной красоты. Ему приписывали такие черты характера, как совестливость, вежливость, предупредительность, ум. Образованность, что обязывало народного умельца трудиться качественно, тщательно и добросовестно. Абай пишет, что мастеров уважали не только за их талант и умение, но и как воспитателей подмастерьев – представителей молодого поколения. Освоение опыта, воплощенного в творчестве мастеров, воспитание уважения к труду, вложенному в создаваемые ими предметы, в единстве составляют необходимые условия интеграции подрастающих поколений в исторически развивающуюся культуру – общечеловеческую и национальную. «Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду», это выражение принадлежит пролетарскому писателю М. Горькому и также дает представление о возможности использования предметов декоративно-прикладного искусства для эстетического и трудового воспитания народа. Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом приятную атмосферу уюта и покоя. Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у все большего числа женщин появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием и так далее. При изучении темы «Вышивка» нам учительница показала уникальные вышитые вещи ее матерью в прошлом столетии, и мне это произвело огромное впечатление, и желание изучить историю вышивки казахского народа, в частности истинно женского занятия как вышивку.  Целью моей работы является: Изучение и раскрытие особенностей народных мотивов в казахской вышивке;Задачи: 1. Рассмотреть народные мотивы в декоративно-прикладном искусстве казахского народа;2. Сравнение работы мастера;3. Раскрытие своеобразия орнаментов.   Объект исследования: Влияние среды на декоративно - прикладное искусство казахов;Предмет исследования: Вышивка казахов Чуйской степи; Актуальность темы: Декоративно – прикладное искусство по своему происхождению – искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает в наследство своим потомкам. В декоративно – прикладном творчестве ярко выражено стремление мастеров отобразить окружающую действительность, остановить, сохранить в памяти красоту окружающего мира. В произведениях декоративно - прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В эти произведения вложена душа народа, его чувства и его представление о лучшей жизни, и поэтому предметы декоративно – прикладного искусства имеют такое огромное познавательное и эстетическое значение. Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные творения: отвечающие нашему эстетическому вкусу, они становятся украшением как сельского, так и городского жилья. Народных мастеров называют шебер, исмер, уста. Мастера пользовались во все времена уважением и служили для общества образцом трудолюбия и целеустремленности.  Новизна исследования состоит в том, что в ней проанализированы историческое развитие декоративно – прикладного искусства казахов Чуйской степи; Описывается отличие орнаментов прошлого столетия от современного; Дается характеристика и названия всем мотивам изделия и как отличается орнаментика изделий в зависимости от их применения. II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬИстория орнамента На протяжении всей истории искусства, мы встречаемся с бесконечным разнообразием орнамента. Бесконечные узоры, которые состоят из упорядоченных элементов в виде каких-то фигур, кругов, квадратов...Среди различных форм народного декоративно-прикладного искусства особое место занимает орнаментальное искусство, средствами которого в емкой форме воссоздается целостный смысловой образ мира; создание и освоение этого образа протекает в плане воображения. Народные мастера любят украшать свои изделия орнаментом, развивавшимся на протяжении тысячелетий в логической преемственности художественного мышления и его пластического эквивалента — формы, в строгом соответствии с эстетическими вкусами общества. При этом прообразами для построения собственной системы казахского орнамента служили несомненно, предметы и явления окружающего мира, соединенные порою с магическими обрядовыми знаками, трансформированными творческой мыслью многих поколений.Орнамент – часть материальной культуры общества. Изучение и освоение его способствует воспитанию художественного вкуса, дает знание об истории культуры. Делает более значительным внутренний мир человека.В народном казахском искусстве – все украшается самобытным казахским узором. Как один из наиболее древних и до сих пор развивающихся видов художественного творчества, декоративно-прикладное искусство казахского народа, будучи национальным по своей природе, порождаясь из обычаев и народных верований, одновременно является летописью жизни конкретной личности (его деяний, стремлений, чувств, замыслов) и отражением стиля всей эпохи. Материальной основой декоративно-прикладного искусства, с древних времен развитого у казахов были домашние производства, связанные с обработкой продуктов животноводства, растительного сырья, металлов. Огромное большинство изделий домашнего производства и ремесла, имеющих ту или иную декоративную отделку, непосредственно использовалось в быту, имело определенное утилитарное назначение, поскольку в народном сознании прикладное искусство было неотделимо от всего бытового уклада. Основным и наиболее устойчивым к изменениям элементом декоративно-прикладного искусства казахского народа по праву является орнамент. В условиях устной акустической культуры орнамент, наряду с музыкальной традицией, выступал в качестве одного из основных средств фиксации, сохранения и передачи знаний и мудрости народа. Народное декоративно - прикладное искусство казахов создавалось в условиях скотоводческо-кочевнического хозяйства и дают представление о реальных основах и связи с сакским «звериным стилем». Искусство саков – народов живших в IV-VII вв. до н.э. было одним из важнейших звеньев скифской культуры. Для него характерны были изображения реальных и фантастических зверей, входящие в круг «звериного стиля», баранов, козлов, оленей. Птиц, крылатых пантер и драконов. Скифы – люди пришлые, где бы они ни проживали, их стиль остается. А в художественных изделиях первых веков н.э. преобладает геометрический орнамент.В казахском орнаменте четко выделяются зооморфные (животные), космогонические, растительные, геометрические и другие мотивы. Они легко сочетаются друг с другом, трансформируются так, что порою бывает трудно выделить их по общепринятым признакам. Отдельные из них могут выглядеть как геометрические, например, узор ормекши (дословно «паук-ткач»), на самом деле он относится к зооморфным, другие, наоборот, по характеру или названию зооморфные, а их можно принять за космогонические или растительные. Народные мастера любят украшать свои изделия орнаментом, развивавшимся на протяжении тысячелетий в логической преемственности художественного мышления и его пластического эквивалента — формы, в строгом соответствии с эстетическими вкусами общества. При этом прообразами для построения собственной системы казахского орнамента служили несомненно предметы и явления окружающего мира, соединенные порою с магическими обрядовыми знаками, трансформированными творческой мыслью многих поколений. Так как на меня впечатление произвела казахская вышивка я хотела остановиться на ней.  Казахская вышивка  Вышивка – один из наиболее интересных и самобытных видов казахского народного искусства. Само название вышивки – кесте – архаично и возникло, по всей вероятности, в среде аборигенных ираноязычных степных насельников Центральной Азии, как известно, составивших предковую основу казахской народности. (ПРИЛОЖЕНИЕ1)  По мнению некоторых исследователей, семантика этого слова (кесте, кеште, кашьта с древнеиранского буквально – «нарисованное») несет в себе отзвуки далеких первобытных времен, когда вышивание еще не было известно человеку, но уже существовал обычай рисовать на тканях и выделанной коже магические знаки, служившие оберегами от темных сил и сглаза. Позже охранно-магическую роль стали выполнять вышитые узоры, сохранявшие эту функцию до недавнего прошлого, пока эстетическое начало полностью не вытеснило изначальный смысл вышитого орнамента.  Немногочисленные археологические и письменные памятники свидетельствуют о том, что искусство вышивки зародилось у казахов в самые отдаленные времена. Примечательно, что районы Семиречья и Восточного Казахстана, где в древности проживали эти народности, являются главными источниками искусства национальной вышивки. Сам факт присутствия этой категории изделий важен тем, что указывает на давность традиции использования крупных декоративных вышивок в убранстве жилища кочевников. (ПРИЛОЖЕНИЕ2) Искусство вышивки складывалось в условиях кочевого образа жизни и во многом определялось характером натурального хозяйства и быта скотоводов-казахов. Вышивкой занимались исключительно женщины, и этот домашний промысел носил среди казахских женщин самый массовый характер. Искусство рукоделия передавалось по наследству от матери к дочери и входило в круг обязательных добродетелей невесты. Во время свадебного обряда беташар, когда молодую представляют родственникам мужа, жених вручал невесте иглу, чтобы все видели, как она ею владеет. Вышитый шелковый платочек (кестелі орамал), подаренный девушкой джигиту, служил своеобразным признанием в любви. Наиболее древними материалами, которые использовались в вышивке, были войлок, обработанная кожа, шерстяные ткани и нити. Казахи украшали вышивкой замшевые халаты (жарғақ шапан), брюки (жарғақ шалбар), сумки (аяқ қап). В основном для декоративной вышивки использовали привозные материалы – бархат, сукно, фланель, вельвет, ситец. Материалом для вышивания служили шелковые, шерстяные, хлопчатобумажные нитки, а также золотые и серебряные нити. В вышивке применялись бисер, кораллы и перламутровые бусины.   Основная техника казахской вышивки – тамбурный шов, выполняемый с помощью крючка или иглы (біз кесте). Часто тамбурный шов применяется в сочетании с гладью в прикреп (баспа, бастырма) и простой гладью (шыралжын). Значительное применение в вышивке находит своеобразный петельный верхошов (шалма кесте), при котором нить образует зигзагообразное переплетение, что придает ему легкую ажурность. Вышивку крестом (жөрмеме) в основном используют при украшении женских головных уборов и декоративных изделий. Эта техника проникла в быт казахов под влиянием русских переселенцев в начале ХХ века, поэтому она иногда называется еще «орыс кесте» – русская вышивка. В крупной декоративной вышивке оно применялось при украшении центральных элементов орнамента, в редких случаях золотым шитьем исполнялась композиция вещи в целом.  Роль декоративной вышивки в красочном ансамбле жилища казахов была необычайно велика. Настенные ковры тускиизы украшали лучшую «почетную» часть юрты – төр. Небольшие вышитые изделия оживляли хозяйственную часть юрты, расположенную ближе к двери. Казахские женщины сами изготавливают сырмаки - напольные ковры из толстого войлока, окрашенного разноцветными красителями. Каждая женщина обязана приготовить приданое для своей дочери (вышитые наволочки, покрывала, подзоры для кровати и настенный коврик – тускииз). Тускииз – богатый парадный ковер, ценнейшая реликвия казахской семьи, своеобразный талисман. Он воспринимается как символ благосостояния хозяев. Тускииз – один из главных предметов приданого невесты, ковер-оберег, который должен защищать от дурного глаза и порчи новобрачных. Не случайно орнамент вышивки часто включает солярный круг – образ солнца, дающего тепло и жизнь, а также другие сакральные мотивы: треугольник, ромб, летящие птицы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Например, характеристика орнамента 1958 года (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)«Монокомпозиция»Это изделие, прежде всего – одеяло. На ней изображена растительная композиция, имеющая ось симметрии, состоящая в центре из знака Солнца, и трилистника в сердцевидном обрамлении листиков, заканчивающие на краю орнаментом, состоящим из мотивов «бараньего рога» и «рогов маралов».Край изделия украшает кайма, обрамленная знаком воды. А центр состоит из трилистника и сердцевидного знака с волнистыми стеблями с трилистными пальметками.  « (ПРИЛОЖЕНИЕ4) Заметную роль в художественном оформлении убранства юрты играли мелкие бытовые предметы, украшенные вышивкой: сумки для хранения посуды (аяқ қап), чехлы для сундуков (сандық қап), хозяйственные сумки (қол дорба), футляры для ламп, зеркал, ножниц. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) С наибольшей полнотой и силой искусство национальной вышивки, многообразие ее орнаментальных форм и выразительность художественного языка проявились в изготовлении настенных ковров тускиизов. В настоящее время, когда многие предметы старого кочевнического быта остались лишь в памяти старшего поколения, традиция изготовления вышитых тускиизов сохраняется у казахов Чуйской степи. Этот вид вышивки активно входит в современный интерьер, придавая ему праздничную декоративность и своеобразный национальный колорит. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6) Один или несколько тускиизов обычно развешивали в центральной части юрты и обязательно над кроватью. Отличительная особенность большинства казахских тускиизов – их П-образное обрамление, обращенная к низу часть ковра не имеет бордюра: украшение декором низа ковра, обычно скрытого от взора стопкой цветастых одеял, подушек или узорных войлоков, было нецелесообразным. В редких случаях ковер имеет небольшую нижнюю кайму. Композиционное построение орнамента в центральной части тускиизов также имеет свои традиционные приемы. Орнамент здесь крупней, значительнее, рассчитан на рассмотрение с дальнего расстояния. Большие участки фона остаются свободными от узора, что выгодно оттеняет и переключает внимание на более сложную детальную отделку П-образного обрамления.  Одним из распространенных типов композиции каймы казахской декоративной вышивки является волнообразный растительный побег, в изгибах которого располагаются различные цветочные мотивы. Другим способом построения каймы является повторение одного и того же или двух разных мотивов (розетки, крестовины со сложными ответвлениями и т. п.).  Большую роль в казахской вышивке играет колорит, цвет, умелое использование которого создает и усиливает впечатление богатства орнамента и его композиционной слаженности. Основной прием казахских мастериц – контрастное сочетание цветов, градации одного цвета не применяются. Гамма цветов ограничена – красный, зеленый, желтый, голубой, белый. Более старинные вышивки почти монохромны. Доминирующий цвет – красный, символ солнца, очищающего священного огня.  Орнамент казахской декоративной вышивки строго симметричен, характер узоров криволинейный. Преобладают растительные узоры, зооморфных и геометрических гораздо меньше.(ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Орнаментальный строй образов явился отражением реального мира природы, творчески переработанного фантазией народных мастериц. Весна, связанная с пробуждением степи, была у казахов одним из самых праздничных времен года. Степь в эту пору представляла собой бескрайний красочный ковер, на зеленом фоне которого доминировал цвет тюльпанов и маков. Не здесь ли лежал источник вдохновенья, из которого черпали свои образы казахские рукодельницы? Мотив тюльпана был одним из самых популярных узоров не только в вышивке, но и в других видах казахского прикладного искусства. Большое место в орнаменте вышивки занимают такие растительные композиции, как букеты цветов, кусты, побеги и т. п.  В отдельных случаях в казахской вышивке проглядывают еще более архаичные образы, покрытые седой дымкой тысячелетий. Вполне допустимо, что здесь мы сталкиваемся с реминисценцией скифо-сибирского анимализма или точнее, дальнейшей эволюцией его реалистических животных образов, растворившихся в чисто орнаментальном творчестве поздних кочевников.  Глубокие архаичные корни имеет круглая розетка, широко используемая в орнаменте вышивки. Розетка у вышивальщиц носит название «күн» (солнце), вихревая розетка – «айшық» (луна). Впрочем, надо сказать, что народные названия узоров были большей частью произвольной и далеки от первоначальной смысловой нагрузки, и представляют интерес только в плане раскрытия строя образного мышления, их мироощущения. Большое распространение в вышивке имеют изображение тамг, солярных знаков.  Казахская декоративная вышивка и сегодня остается одним из массовых и излюбленных видов народного искусства. Жизненность этого искусства в глубокой его традиционности, в богатстве палитры художественных выразительных средств и простоте исполнения.  III ЗАКЛЮЧЕНИЕ Там, где есть традиции, где они живы и прочны, там имеется благодатная почва для расцвета профессионального декоративно-прикладного искусства. Веками народ в своем искусстве - в песнях, сказках, былинах, народных празднествах, танцах и предметах быта - стремился в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы, мира. В этом и раскрывается самобытность его культуры. Казахское народное искусство является частью многогранной духовной жизни народа, оно также прочно лежит в фундаменте, на котором основана вся национальная культура. Характерной чертой национальной культуры являются процессы взаимовлияния и взаимообогащения искусства различных наций и народностей. И в народном искусстве других наций, и в образах творчества собственного народа в овеществленной форме до нас доходит живой голос истории, голос культуры предшествующих поколений. Через эти вещи мы постигаем истоки, богатую историю нашей национальной культуры, видим душу народа. С этой точки зрения забота о развитии народного искусства есть забота о прогрессе национального самосознания, исторического самоутверждения и забота о дальнейшем развитии современной национальной культуры. Орнаментальное наследие казахов многочисленно и многообразно.  IV. ВЫВОДВы подумали, откуда берутся эти очаровательные мотивы? Я бы назвала автора этих работ не только мастером, но и художником по вышивке. Взгляните на эти вышивки! Их нельзя не понять, не почувствовать их очарованье и волшебство. Они – источник свежести, бодрости и молодости. Вначале любуемся старыми вещами лишь мельком, потом – кто знает? – может быть, один из этих рисунков врежется нам в память, запомнится надолго, пробудит в нас желание…жить лучше, красивее, осмысленнее. Жить, не нарушая гармонии и совершенства линий предметов и вещей. «Мир полон прекрасного, природа им переполнена, и человек просто не в состоянии остаться лишь безучастным созерцателем. Вдохновленный, и он превращается в творца». Интерьер юрты Настенный ковер одеяло Накидка на сундук Вышивка для ковра накидка