«Использование в работе с детьми с ФФНР развивающего пособия «Прозрачный мольберт».
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10»
Губахинского городского округа «Город Губаха», Пермского края
Выпускная квалификационная работа
«Использование в работе с детьми с ФФНР развивающего пособия «Прозрачный мольберт».
Выполнила: учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №10» г.Губаха, Пермский край Лысова С.В.
Цель: Развитие всех компонентов речи.
Задачи:
1.Развивать общую и мелкую моторику;
2.Развивать фонетико-фонематическое недоразвитие речи ;3.Развивать сенсорное восприятие;
4.Развивать зрительное восприятие;
5.Развивать речь и мышление в процессе восприятия и отображения;
6.Расширение словарного запаса ребёнка;
Условия формирования опыта
Под фонетико-фонематическим недоразвитием речи понимают нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
По мнению ведущих логопедов Воробьевой В.К., Ефименковой Л.Н., Ткаченко Т.А. , дети, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи обычно мало выделяются среди своих сверстников и поэтому не вызывают особой тревоги у родителей . Они поступают в общеобразовательную школу, где сталкиваются с рядом трудностей учебного и личностного характера, с трудом овладевают грамотой, пишут со специфическими ошибками, не успевают за темпом работы класса и очень скоро попадают в разряд неуспевающих. Прозрачный мольберт — нетрадиционное средство развития всех психических процессов у дошкольников. Это пособие помогает формировать у детей устойчивый интерес к различным видам деятельности.
Новизна работы.
Новизна использования пособия «Прозрачный мольберт» заключается в том, что выполняя работу стоя или сидя в кресле, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в любом возрасте. К тому же занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяет фиксировать его внимание на происходящем, и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми.
Теоретическая интерпретация.
Вопросами развития словаря у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи занимались такие учёные как Флерина Е. А., Туманова Т. В., Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Чиркина Г. В., Филичева Т. Б., Лалаева Р. И. и многие другие. Авторы уделяли большое внимание поиску новых форм и методов работы с детьми с речевыми патологиями, а также использованию методов, прекрасно зарекомендовавших себя в теории и практике логопедической работы, потенциал которых, по-прежнему, не исчерпан. К числу таких методов относятся дидактические игры и упражнения, которых в настоящее время существует множество, однако не все игры могут использоваться при работе с детьми-логопатами, так как отсутствует четкая упорядоченность игр по лексическим темам, не разработаны процедуры отбора дидактических игр в зависимости от их вида.
Таким образом, обозначенные выше проблемы, позволили определить тему работы «Прозрачный мольберт» как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».
Благодаря работе с пособием «Прозрачный мольберт»,
-у ребенка развиваются все фонетико-фонематические процессы;
-у ребенка развиваются познавательные процессы, которые влияют на на становление всех сторон личности;
-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
-у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
-формируется гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому..Технология опыта.
Кабинет предполагает: «Прозрачный мольберт», магнитофон с релаксационными кассетами, мягкие модули. Фломастеры , гуашь, губка, ватные палочки, кисточки, салфетки.
Методы и приемы:
Исследовательская, практическая деятельность.
Работа с раздаточным материалом, экспериментирование, поиск, наблюдение.
Игровая деятельность. Обыгрывание ситуаций.
Словесные методы. Мини-беседа, доверительная беседа, рассказ педагога.
Наглядные методы. Показ игрушек, моделирование, проблемные ситуации.
Формы работы:
Совместная деятельность взрослого с детьми
Возможность применения. Данный опыт работы может найти свое дальнейшее развитие и в других областях детской деятельности, в частности, в игровой. Материал, используемый для создания собственной систем
работы с детьми, позволяет обобщить накопленный педагогический опыт и подойти к вопросу обучения обобщенным навыкам работы.
Приложение1Рекомендации при использовании «Прозрачного мольберта»:
- Занятия начинать всегда со сказки, стихотворения, игры. Педагог обыгрывает сюжет будущего рисунка, используя игрушки.
- Занятия проводятся согласно возрастному ограничению во времени.
- Обязательна зрительная гимнастика для снятия глазного напряжения.
- Занятия рисованием - это всегда общение взрослого и ребёнка .В процессе рисования у детей происходит развитие речи.
- Рисовать надо как правой, так и левой рукой – для развития и стимуляции полушарий головного мозга.
Упражнения с использованием различных техник:
Декабрь
Лексическая тема: «Зима».
Декабрьским утром
К нам чудо пришло!
Прозрачное, красивое,
Волшебное стекло.
Первый снег и первые рисунки, первые впечатления от рисования на стекле.
Дети читают стихотворение С.Маршака «Декабрь».
Снежинки рисуют, пересчитывают. Кто больше нарисовал ?«Новогодняя ёлочка зелёные иголочки»
Рисует игрушки на ёлочке основными цветам .Так дети закрепляют цвета и их названия.
Февраль
Лексическая тема: «Рыбы» , « День защитника Отечества»
Загадки детям: В воде мы живём,
Без воды пропадём.
/Рыбка/
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
/Рыба/Беседа с детьми на тему: «Кто живёт в воде»
Рисование на стекле «Дом для рыбки»
Рисует палочкой рыбку.
«Чешуей своей играя,
На пруду резвится стая,
Время игр у мальков,
Слышен шелест плавников».
Вопросы детям: Чем дышит рыбка в воде?
Потом тоже пальчиком рисуем пузырьки воздуха.
Какая красивая рыбка!
«Ты волна моя морская,
Своенравная волна,
Как, покоясь иль играя,
Чудной жизни ты полна!»
Нарисовать волны поролоновой губкой.
Проговаривание детьми скороговорки:
«Сом – примерный старожил,
Сам сомят в рыбсад водил».
Дорисовываем пальчиком рыбке глаза.
Нам так нравится рисовать на нашем прозрачном мольберте!
Посмотрите на наше творчество.
Март
Лексическая тема: «Весна».
Нарисуем вместе маме цветок в вазе.
Волшебное стекло помогает детям закреплять знание цифр.(Счёт предметов)
Логопедическая игра «Один, много».
Ах, «Волшебное стекло»!
Хорошо, что к нам пришло!
С ним учить стихи, загадки,
Рисовать, считать - легко.
Игра «Узнай и допиши букву».
Работа с буквами способствует развитию зрительно-пространственных функций и предупреждению нарушений письменной речи (дисграфии и дислексии). С этой целью используется конструирование букв из элементов. Внимание ребенка обращают на то, какие буквы можно нарисовать из палочек, а для каких нужны округлые элементы. Самые простые буквы рисуем из палочек разного размера, и с самого начала для профилактики зеркальных ошибок важно фиксировать пространственное расположение буквы в целом и ее элементов. Не вызывают трудностей симметричные буквы: «А», «Д», «Ж», «Л», «М», «Н», «О», «П», «Т», «Ф», «Х», «Ш». Зеркальные ошибки (справа – слева) встречаются в 11 буквах, которые смотрят направо: «Б», «В», «Г», «Е», «К», «Р», «С», «Ь», «Ы», «Ъ», «Ю», и в 5 буквах, которые смотрят налево: «З», «У», «Ч», «Э», «Я», а также в букве «И».
Приложение2 Зрительная гимнастика
С двух лет следует обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем и в привычку играть в эти игры.
Мини-комплексы зрительных гимнастик в виде коротких сценок-игр с использованием масок персонажей (не закрывающие глаза ) позволяющие ребёнку быстрее войти в образ своего героя.
«Быстрый зайчик»
Коррекционные задачи: Развитие прослеживающих функций, ориентировка на себе самом и в пространстве.
Игровая задача: Постараться «догнать» зайчика на прозрачном мольберте.
Ход: Педагог прикладывает к стеклу зайчика с обратной стороны прозрачного мольберта , справой , слевой стороны, вверху, внизу, по центру и т. д. Ребёнок должен «поймать» быстрого зайчика через стекло используя только зрительный анализатор.
Варианты:
Ребёнок должен поймать быстрого зайчика через стекло касаясь пальчиками то правой, то левой рукой.
Педагог и ребёнок могут меняться ролями.
«Плывёт, плывёт парусник»
Коррекционные задачи: Развитие прослеживающей функции, фиксация взора. Ориентировка в микро и макро пространстве.
Игровая задача: Не отрывая взгляда от парусника точно выполнить зрительную гимнастику.
Ход: Капитан (пегагог в фуражке капитана) прикладывает «парусник» (двухсторонний, к стеклу по центру волнистой дорожки и медленно волнообразными движениями двигает кораблик то приподнимает, то опускает с небольшой амплитудой не выходя за волнистую линию на стекле. Ребёнок в бескозырке (ребёнок в роли матроса) должен точно выполнить с помощью зрения волнообразные движения за капитаном (педагогом) не отпуская из поля зрения парусника. Капитан (педагог) и матрос (ребёнок) могут меняться ролями.
Приложение3
Непосредственно коррекционно-образовательная деятельность с использованием «Прозрачного мольберта»
“Путешествие в зимний лес”
(средняя группа)
Цель: Развивать фонетико-фонематические процессы.
Задачи:
- Продолжать учить определять предметы по форме, цвету, количеству с помощью фиксирующих их значков.
- Развивать конструктивный замысел, умение обдумывать его основные компоненты.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Демонстрационный: мольберт стеклянный, картинки :заяц волк, медведь; чудесный мешочек; стрелки-указатели направления, 3 мешочка.
Ход занятия
Сегодня я расскажу вам историю, с которой мы уже с вами знакомы. А вы, надеюсь, будете мне помогать. Итак, слушайте! Однажды, гуляя по лесу, я вышла на полянку. Смотрю: стоят два домика, а посередине терем-теремок. (педагог выставляет на мольберт домики и теремок) .- Какой домик стоит справа от теремка? (Низкий)
- Домик повыше? (Слева)
- А какой по высоте терем -теремок? (Самый высокий)
Хотите очутиться на этой полянке? Тогда в путь, но чтобы добраться до лесной полянки, нужно выбрать правильное направление. Я вам покажу стрелочкой, в какую сторону нужно идти, а вы ответите: налево или направо?
(Дети отвечают и идут по направлению стрелки).
Вот мы и на лесной полянке. (Звучит тихая ,легкая, нежная музыка) .
Какая красивая зимняя полянка! Оглянитесь вокруг и скажите, что за деревья здесь растут? (Ответы детей: елочка)
- Сколько пенечков?
- Какие они по высоте?
- Кто сидит за елочкой? (Белка).
- Кто сидит слева от елки? (Заяц).
Ребята, вам понравилась полянка? Мне тоже!
(на поляне рассматриваем следы зверей)
Дети, смотрите, что это? Правильно, мы с вами нашли карту! Давайте посмотрим, что на ней изображено!
Смотрите дети, это подарок от Деда Мороза и лесных зверей! Найдем его? Хорошо, тогда в путь!
(Ищем подарок, находим . Открываем, там 3 мешочка.)
Дети, здесь 3 мешочка! Давайте возьмем один мешочек и посмотрим, что в нем?
(Берем 1 мешочек, в нем задание:) Задание1 Игра «Назови слова на заданный звук»
Задачи: Развитие фонематического слуха.
Ход :Дети называют зверей ,выделяют первый звук в слове и придумывают новое слово.
ФизминуткаСа-са- са в лесу бегает лиса.
Су-су-су очень холодно в лесу.
Со-со-со не боимся мы её.
Молодцы! А теперь следующий мешочек возьмем.
Задание2 (мешочек2)
Упражнения «Кто больше фигур заштрихует»
Задачи: развитие зрительного внимания, зрительно-моторной координации. Умение располагать штрихи в указанном направлении (сверху вниз)
Молодцы! Все верно!
А теперь следующий мешочек откроем. Быть может там сложное задание.
(открываем угощения)
Дети, тут вовсе не задание, а сладкий подарок для вас!
(раздаем конфеты)
А нам пора прощаться и возвращаться в свою группу.
До свидания!