Урок литературы В мой жестокий век восславил я свободу… (9 класс)
Урок литературы 9 класс
«В мой жестокий век восславил я свободу…»
Тема: Вольнолюбивые мотивы в лирике А.С.Пушкина. Гражданственность поэта.
Цели:
Дидактическая: Продолжить изучение гражданской лирики поэта, помочь постичь гражданские и нравственные идеалы пушкинского поколения, отраженные в стихах поэта, раскрыть пушкинское понимание свободы, проследить его эволюцию.
Развивающая: Формировать целостное восприятие развития мирового литературного процесса на основе расширения литературоведческого аспекта и интегративного подхода к изучению русской и украинской литературы.
Воспитательная: Воспитывать любовь к поэтическому слову, уважение к родному языку.
Тип урока: урок-исследование
Оборудование: мультимедийный проектор, телевизор, рабочие листы урока для каждого ученика, карточки-информаторы;
Информационные потоки: фрагменты видеофильмов «18-14», «Герой одного письма», «Свидетели времени», презентация «Восстание декабристов»
Словарная работа на доске:
Эволюция – (лат. evolutio) развертывание, постепенное развитие;
Эпистола – (лат. epistola) письмо, литературное произведение, написанное в виде письма;
Эпистолярный жанр
Пафос – страстный тон литературного произведения;
ХОД УРОКА:
I.Мотивация:
Слово учителя: Подводя итог поэтическому творчеству, Пушкин писал: (чтение наизусть стихотворения «Памятник» до строки «в мой жестокий век восславил я свободу…»)
А.С.Пушкин видел свою заслугу в том, что «восславил свободу». Свобода..
Для нас это слово привычно (составление ассоциативного ряда на доске):
СВОБОДА – выбора, совести, личности, слова, вероисповедания… Это конституционные права.
Составление синонимического ряда: свобода – независимость – воля
В толковом словаре под редакцией Ожегова дается такое определение свободы
отсутствие каких-либо ограничений, стеснений;
ничем не ограниченная возможность действовать;
осознанная необходимость;
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УРОКА: Сегодня на уроке, продолжая изучение гражданской лирики поэта, мы попытаемся приблизиться к пушкинскому пониманию свободы, проследить за его эволюцией, постичь нравственные идеалы пушкинского поколения.
ЗАПИСЬ ТЕМЫ В РАБОЧИЙ ЛИСТ, УСТАНОВКА НА ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- по ходу урока вы составите на рабочем листе опорный конспект темы,
заполняя предложенную таблицу;
- в группах работают «историографы» (3 ученика) и «литературоведы» (3 ученика), которые получили опережающие задания;
- назначается ассистент для фиксирования активности на уроке и научный консультант для работы с теоретической информацией учебника;
II. РАБОТА ПО ТЕМЕ:
Слово учителя: Личность создают характер, окружение и время (эпоха)
Пушкин принадлежал к поколению, воспитанному войной 1812 года. Освободительная война способствовала общественному подъему: представители поколения 20 годов ощущали себя участниками и творцами истории с большой буквы, они жили для будущей славы. Дух вольнолюбия витал в лицее, где учился Пушкин. Давайте перенесемся туда и почувствуем его атмосферу (видеофрагмент из кинофильма «18-14» 3 минуты)
Юные, дерзкие, они не боялись бросить вызов самому Аракчееву, готовы были на самопожертвование, на подвиг. При этом особые надежды возлагались на Пушкина как на самого талантливого поэта поколения, призванного стать «рупором», «провозвестником» свободолюбивых идей. Талант его воспринимался как «средство» политической пропаганды. Не случайно Пушкин входит в литературу с политической декларацией – одой «Вольность» (1817г.) Давайте вспомним изученные строки:
Актуализация изученного: (заранее подготовленное чтение наизусть отрывков из оды) Работа по материалам домашнего задания.
Беседа: 1) Как сам Пушкин определяет тему стихотворения?
Какие строки содержат вызов самодержавию?
О какой вольности (свободе) идет речь? (о политической: свобода от рабства, от самодержавия)
Какое политическое устройство поэт считает справедливым? (просвещенную монархию)
Свобода политическая – высший идеал для Пушкина (создание динамической таблицы на доске). Современники восприняли оду как призыв к борьбе с самодержавием в первую очередь ее обличительному пафосу и словесным образам. Создадим группу, которая по ходу урока, работая с произведениями Пушкина, составит динамическую таблицу из словесных образов темы.
Гражданская позиция поэта формировалась под влиянием передовых людей того времени, в частности Петра Яковлевича Чаадаева.
- Что вы знаете о Чаадаеве? В каком контексте вы встречались с этим именем? Имена Пушкина и Чаадаева были связаны в жизни.
Давайте послушаем писателя, историка Игоря Волгина (видеофрагмент 2 минуты)
-Дополните сведения о П.Я.Чаадаеве:
- группа историографов:
Чаадаев – кумир светских гостиных, записной франт и щеголь, звезда английского клуба, образованнейший человек своего времени, лучший московский танцор, первый русский философ. «Просвещенный ум, художественное чувство, благородное сердце – таковы те качества, которые всех к нему привлекали. Он не был ни деятелем-литератором, ни двигателем политической жизни, ни финансовой силой, а между тем имя Чаадаева известно было и в Петербурге, и в большей части губерний русских, почти всем образованным людям, не имеющим даже с ним никакого прямого столкновения» (А.С. Хомяков).
- группа литературоведов (сообщения на основе анализа текстов «Горя от ума» и «Евгения Онегина»):
1) Чаадаев и Чацкий;
2) Чаадаев и Онегин;
Учитель: Революционно - настроенный Чаадаев и друзья, будущие декабристы, стали политическими учителями Пушкина. Чаадаеву поэт в 1818 году посвятил одно из лучших своих посланий.
Обратимся к тексту (заранее подготовленное чтение наизусть стихотворения «К Чаадаеву»)
Анализ содержания, записи в опорный конспект.
Организация работы с текстом:
- Проведем частичный анализ стихотворения:
Опережающее задание на уроке (работа в парах): 1 – анализ словесных образов; 2 – анализ художественно-изобразительных средств языка;
Фронтальная беседа по содержанию:
-Композиционно стихотворение можно разделить на 3 части: прошлое, настоящее и будущее Найдите соответствующие части и прокомментируйте их.
1 строфа – прошлое: мечтательное состояние (любовь, тихая слава, надежды на будущее)
2 строфа – настоящее: пробуждение гражданского чувства –« Отчизны внемлем призыванья», ожидание « минут вольности».
3 -4 строф: призыв к борьбе, уверенность в пробуждении России ото сна.
- Какова гражданская позиция лирического героя?
Послание передает эмоциональный порыв юности. «Как сон, как утренний туман» развеялись мечты друзей о мирном счастье и тихой славе. В условиях политического гнета и бесправия, когда Отчизна, « стонущая под гнетом власти роковой», взывает о помощи к своим сынам, другие, более высокие цели возникают перед молодым поколением. Гражданская позиция лирического героя – служение Отчизне.
- Можно ли сказать, что общая тональность, пафос стихотворений «Вольность» и «К Чаадаеву» полностью совпадает?
- О какой свободе идет речь?
- Найдите слова высокого стиля ( внемлем, упованье, призыванья). Чем обусловлено их использование?
- В каких строках заключена идея?
Проверка работы в парах (частичный лингвистический анализ стихотворения):
1 группа : словесные образы: «тихая слава», «власть роковая», «святая вольность», «обломки самовластья», «звезда пленительного счастья»;
2 группа – метафоричность языка: «горит желанье», «свободою горим», «сердца для чести живы», «томленье упованья», мотив сна,роль поэтического синтаксиса, звуковой строй языка ( инверсия, аллитерация).
Учитель: Полностью стихотворение было напечатано в 1901 году, через 83 года после создания. Оно воспринималось как революционная прокламация перед первой русской революцией. Но через год страстный призыв к свободе в творчестве Пушкина сменится горестными раздумьями. Вспомните, как заканчивается стихотворение «Деревня»?
Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный
И Рабство, падшее по манию царя,
И над Отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
Вопрос остается без ответа. В 1823году общественный идеал поэта претерпевает кризис, а в 1824 году теряет былую силу. Надежда «на тронах поразить порок» несбыточна, поэтому Пушкин меняет концовку послания к Чаадаеву:
Чадаев, помнишь ли былое?
Давно ль с восторгом молодым
Я мыслил время роковое
Придать развалинам иным?
Но в сердце, бурями смиренном,
Теперь и лень, и тишина.
И в умиленье вдохновенном,
На камне, дружбой освященном,
Пишу я наши имена.
- Сравните: «и на обломках самовластья» - «на камне, дружбой освященном» «напишут (пишу я) наши имена». Можно ли говорить об эволюции убеждений поэта?
В 1824 году, накануне восстания декабристов, поэт раньше других, видимо понял тщетность этого пути. Идея свободы политической сменяется идеей свободы поэтической и духовной. От самоограничения во имя гражданской свободы поэт переходит к пониманию духовной свободы, не признающей никакого ограничения. Поэт должен быть свободен и от властей и от народа (работа с карточкой-информатором):
Иная, лучшая потребна мне свобода:
Зависеть от властей, зависеть от народа –
Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи..(1836г.)
Такую формулу свободы выведет Пушкин в конце жизненного пути. Так появится в русской литературе тема поэта и поэзии и приведет к серьезной полемике в 60 годы. А пока Пушкин будет служить тому, что способствует поэтическому вдохновению.
Поэт не принимал участия в восстании декабристов, в это время он находился в Михайловском под надзором. Известие о разгроме восстания поразило Пушкина: в перечне государственных преступников он читал имена своих товарищей. Нам известно, что на вопрос Николая I, вышел бы он на Сенатскую площадь, если бы был в Петербурге, поэт ответил утвердительно. Никакие преследования не заставили Пушкина отречься от друзей. В 1827году он напишет стихотворение «Арион» (чтение на фоне презентации).
К «прежним гимнам» относится и «Послание в Сибирь» Каким гражданским мужеством нужно было обладать, чтобы написать такие строки, будучи под надзором полиции, зная, что за каждым его шагом лично следит шеф полиции Бенкендорф и в то время как даже имена казненных боялись произносить! Докажите, что цель послания – верность идеалам лицейского братства, а понятие « свобода» трактуется по- разному («свобода вас примет радостно у входа», «доходит мой свободный глас»).
После декабрьского восстания 1825 года гражданская лирика поэта исполнена раздумий о том. Поэт, какова должна быть позиция человека по отношению к истории? Главное – остаться человеком. Потому, обращаясь к властителю (Николаю I) и к его жертвам (декабристам, политическим узникам) взывает к простым человеческим добродетелям, призывая властителя – к милосердию («милость к падшим призывал»), жертв – к «гордому терпению».
Гражданская позиция поэта очень часто выражена в жанре послания. Это не случайно. Время Пушкина называют эпистолярной эпохой в жизни России. Что скажут историографы? (индивидуальное опережающее задание – сообщение о жанре, работа с карточкой - информатором).
Групповая работа: найти признаки послания в стихотворениях «К Чаадаеву», «В Сибирь». Докажите, что это жанр письма не для личного выражения, а для публичного вразумления. В них есть призывы, которым должен следовать и современный молодой человек.
IV.Объяснение домашнего задания.
- выучить стихтворение «К Чаадаеву» наизусть
-составить связный устный ответ на основе опорного конспекта темы «Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина»
- Творческий уровень. Написать послание (стилизацию).
V. Подведение итогов: Динамическая таблица, созданная творческой группой - это языковая картина эпохи.
Свобода политическая Свобода духовная
«законов гибельный позор» «дум высокое стремленье»
«невежества убийственный позор» «души прекрасные порывы»
«рабство тощее» «любовь и дружество»
«барство дикое» «гордое терпенье»
«власть роковая» «свободный глас»
«падшие рабы»
«неволи немощные слезы»
«на тронах порок»
«каторжные норы»
В процессе дальнейшего постижения пушкинского гения вы ее дополните, на даже на данном этапе она поражает. И нет никаких сомнений в том, что ее создатель имел право сказать: «В мой жестокий век восславил я свободу».
Карточка-информатор
Лирический герой – образ героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем
Послание – эпистола, поэтическое письмо, эпистолярный жанр. Признаки послания: наличие адресата, высокий пафос (слова высокого литературного ряда), призывы, девизы.
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от властей, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
А.С. Пушкин, 1836 г.
«Арион»
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн, —
Пловцам я пел... Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный...
Погиб и кормщик и пловец! —
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
А.С. Пушкин «До Основ’яненка»
… все гине,—
Слава не поляже;
Не поляже, а розкаже,
Що діялось в світі,
Чия правда, чия кривда
І чиї ми діти.
***
Наша дума, наша пісня
Не вмре, не загине...
От де, люде, наша слава,
Слава України!
***
… Утни, батьку, щоб нехотя
На ввесь світ почули,
Що діялось в Україні,
За що погибала,
За що слава козацькая
На всім світі стала!
***
Утни, батьку, орле сизий!
Нехай я заплачу,
Нехай свою Україну
Я ще раз побачу…
Т. Шевченко
Домашнее задание:
Связный устный ответ «Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина»
Стихотворение «К Чаадаеву» (наизусть)
Написать стихотворное послание (или стилизацию)
Рабочий лист урока
Тема
Основные понятия
Опорные положения темы
Литературное произведение, время написания Жанр Тема, основные мотивы, ключевые образы Идея
Вывод: