Хореографическое искусство как средство адаптации глухих и слабослышащих детей.


Хореографическое искусство как средство адаптации глухих и слабослышащих детей.
Лейпи Татьяна Александровна
Тула
По различным литературным источникам от 4 до 6 % населения нашей планеты страдает тем или иным расстройством слуха. Из них у около 0,1 % населения настолько тяжелая форма глухоты, что слуховые протезы и другие сурдотехнические средства оказываются практически бесполезными.
Установлено, что нарушение слуха создают у людей различные отклонения в психическом и физическом развитии.
По сложившейся в нашем обществе системе мировоззренческих взглядов инвалидами и лицами с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья занимались, в основном, представители здравоохранения, социального обеспечения и образования, но не представители культуры и искусства. Поэтому необходимо отметить факт, который подтверждает значение занятий хореографией по отношению к лицам с недостатками слуха. Хореографическое искусство является одной из форм, составляющей полноценную жизнь человека, получившего в результате болезни инвалидность. Различные направления этого искусства позволяют максимально отвлечь инвалида от своих проблем в процессе концертной, соревновательной или тренировочной деятельности, предусматривающее общение, развлечения, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.
Хореография является одним из действенных средств, позволяющих индивидууму развить качество творческой, способной к культурному саморазвитию и самоопределению личности. Именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие толерантности, способности к сотрудничеству, ответственности, формирует умение принимать решения и осуществлять их, позволяет реально оценивать свои ресурсы, осознанно выбирать сферу применения имеющихся способностей.
Человек выражает в танце свои чувства и мысли, раскрывает душу, свое отношение к жизни, труду, окружающей природе. В результате постоянных занятий формируются танцевальные знания и умения, чувство ритма, танец духовно обогащает человека, учит правилам поведения. Кроме того, занятия хореографией предоставляют возможность для обучения навыкам внутреннего раскрепощения и умения владеть своим телом, навыкам проявления внешних выражений психических состояний, особенно эмоциональных, обучает возможности произвольно ретушировать действия и психические процессы, подчиняя их своим сознательным решениям.
Полученные навыки и способности могут быть условием успешности в различных видах деятельности, направленные на развитие природной активности человека, его потребности в самоутверждении и самопредъявлении.
В настоящее время в нашей стране социализация глухонемых, является ключевым средством их интеграции в обычную социальную жизнь. Социальная реабилитация рассматривается как важная составляющая процесса социализации.
Одним из предназначений различных клубов – помочь людям с недостатком слуха освоить коммуникативные навыки, необходимые для адаптации в сложном социальном окружении. Существуют психологические закономерности, ускоряющие интеграционные процессы в сообществе глухих, их социальную адаптацию. Во-первых, это развитие коммуникативных способностей у глухонемых. Необходимо подчеркнуть особую роль положительной эмоциональной окраски общения с этими людьми. Здесь необходим поиск «золотой середины» – равного, доброжелательного тона, исключающего крайности в виде либо наигранного оптимизма, либо чрезмерного сочувствия и жалости. Во-вторых, умение выбрать и предложить глухонемому такое интересное занятие, которое не позволяло бы ему сосредоточиться на своих болезненных ощущениях и переживаниях. Благодаря таким занятиям у глухих улучшается самочувствие, облегчается болезненное состояние. В-третьих, высокую эффективность демонстрируют индивидуальные программы самореабилитации, включающие в себя систему разнообразных социальных тренингов, чередующих умственные и физические нагрузки, интенсивность которых возрастает по мере улучшения состояния глухонемова. Даже механическое заучивание в стандартных культурных ситуациях, дает инвалидам возможность обрести определенную степень самостоятельности. Игнорирование этих и других закономерностей в реабилитационной работе сопровождается негативными последствиями, неизбежно приводит к появлению барьеров между глухими и здоровыми людьми в быту, на отдыхе, в творчестве. Возникает почва, на которой базируется тяга глухих к сегрегальному обособлению в замкнутую социальную группу.
Как известно, сегрегация – это результат воздействия нескольких взаимоисключающих друг друга тенденций: во-первых, желание здоровых людей, начиная уже с детских лет, отделить себя от ежедневных контактов с глухими; во-вторых, создание сети замкнутых производственных, учебных, досуговых структур, специально рассчитанных на глухонемых; в-третьих, стремление самих глухих замкнуться в изолированную область.
В культурно-оздоровительных учреждениях люди с нарушением слуха приобретают навыки общей культуры, опыт досугового поведения. Деятельность этих учреждений несет в себе интегративную функцию в общественном воспитании людей с нарушением слуха, способствует социализации их досуга. Главной целью деятельности в сфере реабилитации глухих является воспроизводство человека, его творческих сил, необходимых для его основной жизнедеятельности. Работа в хореографических школах и секциях может служить эффективной сферой духовного возвышения человека с нарушением слуха, его нравственного и эстетического совершенствования, активного участия в культурной жизни.
Реабилитация, социальная адаптация и формирование независимого образа жизни глухих представляют собой многогранный процесс. Его успешность в значительной степени зависит от участия в нем специалистов смежных сфер (медиков, психологов, педагогов, дефектологов, социальных педагогов, специалистов по реабилитации глухонемых и др.). В этом процессе необходимо взаимодействие ученых и практиков, государственных и негосударственных учреждений, широких слоев общественности, средств массовой информации.
В хореографическом искусстве, так же как и в физической культуре, существует большое разнообразие средств, способствующие адаптации глухих и слабослышащих детей. Помимо положительного воздействия на физическое развитие, занятия по танцу содействуют эстетическому воспитанию детей, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера.
Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу.
Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы.
Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников.
Творческая личность - важнейшая цель как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему.
Хореография - средство эстетического воспитания широкого профиля, её специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец даёт возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце.Средствами хореографического искусства помимо специальных упражнений являются естественные факторы природы и соблюдение гигиены.
Важной задачей школы является укрепление здоровья и закаливание детей с недостатками слуха. Она решается совместными усилиями педагогов, родителей и врачей. Особое место занимает режим дня как научная организация труда и отдыха учащихся. Необходимо также специальное обучение детей соблюдению гигиенических норм во время уроков и после занятий. Специальной задачей школы для детей с недостатками слуха является формирование речи как средства общения, способствующего более осознанному выполнению движений и более успешному развитию школьников.
Воспитание детей с нарушениями слуха имеет свои особенности. Для успешного осуществления коррекционно-воспитательной задачи в процессе занятий нужно учитывать имеющиеся отклонения в физическом и психическом развитии. Для этого необходимо тесное взаимодействие в работе педагогов и медицинских работников школы. Особенность заключается также в применении специально подобранных средств и методических приемов, которые содействуют коррекции недостатков и в то же время благоприятно влияют на общее развитие учащихся.
Коррекция нарушений в движении и физическом развитии, психомоторных способностях осуществляется средствами адаптивной физической нагрузки на основе дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку в соответствии с полом, возрастом, личной ориентацией, мотивами, степенью и характером патологии, состоянием сохранных функций.
У глухих и слабослышащих детей обнаруживается дисгармоничное физическое развитие, нарушение опорно-двигательного аппарата (дефекты осанки, плоскостопие), задержка моторного развития и различные сопутствующие болезни. Оздоровительные мероприятия способствуют уменьшению числа детей с этим отклонением. Одновременно снижается число сопутствующих заболеваний, повышается умственная и физическая работоспособность.
Важной стороной привлечения глухих и слабослышащих детей к занятиям, является формирование понимания цели, полезности занятий, осознания жизненной потребности в них, стимулирования мотивов этой деятельности.
Для людей с недостатком слуха реализация принципов сознательности и активности означает не просто добросовестное выполнение заданий на организованных занятиях, но и самостоятельные занятия, перешедшие в личную активность. Поэтому важным компонентом педагогической деятельности является стимуляция самовоспитания занимающихся – самонаблюдений, самоконтроля, самопобуждений, самодисциплины, самооценки в освоении ценностей культуры. Инициируют самовоспитание позитивные мотивы, установки, ценностные ориентации, знания о своих возможностях и перспективах, о методах индивидуальной тренировки, динамика достижений, общение и т. п.
Важную роль на занятиях играет принцип наглядности. Этот принцип предусматривает, во-первых, широкую опору на зрительно воспринимаемою
информацию, во-вторых, направленную активацию всех органов чувств о реальных внешних условиях и параметрах двигательной деятельности.
Поэтому все методы наглядности в работе с глухими и слабослышащими детьми основаны на комплексном включении всех сохранных видов ощущений при ведущей роли словесной речи.
Хореографическое искусство может с помощью рационально организованной двигательной активности, как естественного стимула жизнедеятельности, используя сохраненные функции, остаточное здоровье, природные физические ресурсы и духовные силы инвалида, максимально приблизить психофизические возможности организма и личности к самореализации в обществе.
Таким образом, состояние двигательной сферы детей с нарушением слуха зависит от ряда причин. При этом в разных случаях любая из них может играть важную роль. Вместе с тем можно утверждать, что особенности развития двигательной сферы у глухих детей обусловлены тремя основными факторами: отсутствием слуха, изменением некоторых функциональных систем и недостаточным развитием речи.
Для глухих и слабослышащих школьников характерны следующие разнообразные нарушения в двигательной сфере, которые необходимо учитывать при организации работы:
- недостаточно точная координация и неуверенность в движениях;
- относительная замедленность овладения двигательными навыками;
- трудность сохранения статического и динамического равновесия;
- низкий уровень развития ориентировки в пространстве;
- низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп - сгибателей и разгибателей);
- замедленная скорость обратной реакции;
- невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга.
Большая часть (от 60 до 86%) глухих и слабослышащих юношей 15-17 лет имеют те или иные нарушения в осанке (сутулость, сколиоз, плоская грудная клетка), ожирения, плоскостопия I и II степени и др.
Система дополнительного образования, при правильной ее организации и ценностном подходе к проблеме воспитания, имеет огромный потенциал для создания той благотворной почвы, тех условий, которые необходимы для свободного творчества растущей личности, а также гармоничного ее развития. Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства.
Одним из способов развития у глухого ребенка таких качеств как активность, дисциплинированность, самостоятельность, внутренняя свобода и уверенность в себе являются занятия в различных спортивных и танцевальных студиях.
Для того чтобы ребенок имел возможность эффективно самореализоваться, добиться цели он должен быть вовлечен в деятельность, значимую для него. Для того чтобы поднять ребенка на новый уровень произвольности, необходимо, опираясь на его эмоциональное отношение, интересы, желания найти такое средство, которое станет побудителем собственной активности ребенка, и будет мотивировать его действия, связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься самостоятельной творческой деятельностью. Именно таким стимулом и является хореографическое искусство.
Основная задача работы с глухими и слабослышащими состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни.