Песенное творчество Александра Галича

Харитонова Ольга Николаевна, учитель МБОУ гимназия им. И.А. Бунина
г. Воронежа

«ВСЕЙ ЩЕДРОЙ ЗЕМЛИ РЯДОВОЙ»
ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ГАЛИЧА

10 (11) класс

В конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века происходило становление феномена отечественной культуры, ныне именуемого авторской песней. Появление данной жанровой формы – это, образно говоря, попытка «хождения в народ» со стороны поэтов, в обход официальных каналов, служивших в условиях советской действительности инструментом чиновничьего диктата.
Булат Окуджава, Владимир Высоцкий – имена этих бардов (теперь уже, можно сказать, классиков отечественной авторской песни) у всех на устах. А вот о Галиче некоторые из старшеклассников никогда не слышали. Исходя из этого, словесник определяет цель урока: познакомить учащихся с творческой биографией барда (разумеется, кратко), выявить основные мотивы его песенного творчества (на материале отдельных произведений). Но главное – поразмышлять вместе с автором над поставленными проблемами, научиться сопереживать лирическому герою.
По нашему мнению, целесообразно организовать урок-исследование, в основе которого будет системно-деятельностный подход. Плодотворными окажутся достижения следующих учебных технологий: технологии решения исследовательских задач, технологии развития творческих способностей, информационно-коммуникационных технологий.

Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
Цель урока: 1) познакомить учащихся с творческой биографией барда (разумеется, кратко), 2) выявить основные мотивы его песенного творчества (на материале отдельных произведений). 3) выявить круг проблем, поставленных автором в произведениях; 4) выявить своеобразие лирического героя песен.
Задачи:
1) определить суть авторской позиции в произведениях;
2) выявить жанровую специфику исследуемых произведений;
3) совершенствовать навык выразительного чтения наизусть;
4) формировать навык литературоведческого анализа текста;
5) развивать творческие способности обучающихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать, понимать:
- идейное содержание и социально-нравственную проблематику изучаемых произведений;
Обучающиеся должны уметь:
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы и необходимые литературоведческие термины;
- соотносить изучаемое произведение с фактами общественной жизни и культуры;
- выявлять авторскую позицию в произведении;
- выявлять жанровую специфику изучаемых произведений;
- выразительно читать фрагменты изучаемых произведений;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению (монологическое высказывание по исследуемой проблеме, а также в ходе дискуссии).
Компетенции, на развитие которых направлена учебная деятельность на уроке: читательская, культуроведческая, речевая, ценностно-мировоззренческая, коммуникативная.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии: коллективная, групповая, индивидуальная.
Формы организации деятельности учителя на занятии: организаторская.
Прогнозируемые результаты:
- активизация познавательной деятельности обучающихся;
- развитие рефлексивных навыков;
- совершенствование речевой культуры обучающихся;
- развитие личностного потенциала и творческих способностей обучающихся;
- повышение коммуникативной культуры обучающихся.
Личностные: овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, устанавливать целевые приоритеты.
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество, отображать в речи содержание совершаемых действий.
Техническое обеспечение занятия: 1) тексты песен А. Галича; 2) презентация в программе PowerPoint; 3) компьютер, проектор, экран; 4) аудиозаписи песен А. Галича; 5)
выставка книг А.Галича; 6) фотогалерея, оформленная силами учащихся.
Эпиграф записывается на доске, это слова из песен Галича:
Я был рядовым и умру рядовым,
Всей щедрой земли рядовой
-----------------------------------------
Я выбираю свободу
Быть просто самим собой.

Разговор о творчестве поэта начинается с биографической справки. Старшеклассники выступают с сообщениями, которые подготовили заранее. Материал для докладов учащиеся могут почерпнуть, например, из следующих источников:
1) Галич А.А. Автобиография // Галич А.А. Песни. Стихи. Поэмы. Киноповесть. Пьеса. Статьи. – Екатеринбург: Изд-во «У - Фактория», 1998. – С. 502.
2) Галич А.А. Генеральная репетиция. Автобиографическая повесть. – Там же. – С. 525 – 603; Учамбрина И.А. «Я выбираю свободу быть просто самим собой» // Литература в школе. – 1996. - № 3. - С. 116-120.
Большая часть времени на занятии посвящена исследованию основных тем и мотивов песенного творчества Александра Галича. Урок проходит в форме беседы. Отбор музыкального материала заранее поручается группе учащихся – на уроке эти ребята организуют прослушивание песен. Другая группа ребят отвечает за выразительное чтение стихотворных текстов. Если кто-либо из старшеклассников владеет игрой на гитаре, можно дать ему задание подготовить небольшое выступление: исполнить одну - две песни Галича. «Живой звук», как теперь принято говорить, при всем несовершенстве исполнения, во многом будет способствовать сближению времен и, таким образом, существенно облегчит для поколения next восприятие «языка» некогда гонимого барда.
Вначале на уроке рассматриваются сатирические песни Галича конца 50-х – начала 60-х годов. Прослушиваются в записи некоторые из них. Непосредственно перед прослушиванием педагог формулирует вопросы, адресованные классу:
1. Что является объектом сатиры автора?
2. Какие художественные средства помогают автору решать задачи сатирического разоблачения?
Александр Галич – поэт большого сатирического дарования. Главный объект сатиры в его творчестве конца 50-х – начала 60-х годов – различные формы социальной несправедливости в советском обществе тех лет. Так, есть у Галича «Абсолютно ерундовая песня», в которой автор предлагает слушателю поразмышлять о том, чем на поверку оборачивается пресловутое «социалистическое равенство»: у одних – персональные машины, спецпайки, роскошные квартиры в престижных домах, отдельные поликлиники, дома отдыха и прочие номенклатурные привилегии, всем же остальным – «на-ка, выкуси».
Песня «За семью заборами» обличает обитателей госдач – новоявленную советскую «знать».
За семью заборами,
За семью запорами,
Там конфеты мятные,
Птичье молоко!

Там и фауна, и флора,
Там и галки, и грачи,
Там глядят из-за забора
На прохожих стукачи.

А простой люд, трясущийся в электричке по дороге на работу и с работы, потчуют совсем иными «яствами»:
А в пути по радио
Целый час подряд
Нам про демократию
Делали доклад.
Целям сатирического разоблачения служит использование фразеологизмов, разговорной, а то и грубо просторечной (даже в ряде случаев ненормативной) лексики. Но главным средством, позволяющим автору решать сатирические задачи, выступает антитеза:
За семью заборами,
За семью запорами,
Там доклад не слушают –
Там шашлык едят!
С конца 60-х годов сатира Галича становится все более и более беспощадной. Заклеймить зажравшихся чинуш и всяческих хапуг, прорвавшихся во власть, - этого поэту уже недостаточно. Под сатирическим прицелом в песнях Галича оказывается вся политическая система в целом – система, где подмена сущего мнимым до такой степени вошла в «плоть и кровь» будней «социализма», что не только «жрецами режима», но и рядовыми «гражданами» воспринималась как норма жизни. Рассматриваем в этой связи сатирический цикл «Коломийцев в полный рост» (1969). Речь в песнях цикла ведется от лица персонифицированного рассказчика – Клима Петровича Коломийцева, «мастера цеха, кавалера многих орденов, члена бюро парткома и депутата горсовета». Этот герой как чумы боится инакомыслия:
Попробуйте в цехе найти чувака,
Который бы мыслил не то!
Он, подобно всем гражданам страны Советов, «мыслит, как наше родное ЦК // И лично вы знаете кто!» В «Беседе с туристами из Западной Германии» он во всеуслышанье клеймит «дикий Запад»:
Так и нет у вас, пардон, ни хрена!..
Потому что все у вас –
Напоказ.
А народ для вас – ничто и никто.
А что же социалистическая система противопоставляет «антинародному» капиталистическому строю?
- А у нас – природный газ,
Это раз.
И еще – природный газ
И опять – природный газ
И по процентам – как раз-
Отстаете вы от нас
Лет на сто!
Отчетливо ощутимая реминисценция из знаменитого стихотворения С. Михалкова для детей, лексический повтор – все это вкупе призвано изобличить реальную нищету социалистической экономики с ее липовыми достижениями и процентоманией, а также фарисейскую заботу о человеке в советские времена. Откровенное издевательство над советской идеологией звучит в песне «О том, как Клим Петрович выступал на митинге в защиту мира». Какой-то «партийный порученец» «перепутал в суматохе» тексты, но Клим обнаружил ошибку только тогда, когда прочел с высокой трибуны «по бумажке» призывы от имени женщины-активистки:
Но я стоять готовая
За дело мира!
Как мать вам заявляю и как женщина!..
От испуга у Коломийцева, что называется, слова застряли в горле и «отвислачелюсть», он в ужасе ждет разноса от руководства. Однако публика аплодирует речи как ни в чем не бывало. Партийные боссы одобрительно кивают. К изумлению героя, никто не заметил путаницы, потому что никто в зале не слушал доклад.
Начиная с середины 60-х годов, в песнях Галича все сильнее звучат трагические ноты. Позорные времена и уродливые нравы болью и гневом отзываются в сердце поэта. Ведь таких Коломийцевых – поэт видел это – целое поколение.
Далее на уроке следуют сообщения учащихся, получивших за день – два до урока индивидуальные задания: подготовить комментарий к песням, выбранным учителем. В помощь ребятам предлагаются небольшие «вопросники».
Ориентировочные вопросы для анализа текста песни «Старательский вальсок»:
1. Кто такие старатели? От лица каких «старателей» написано стихотворение?
2. В чем состоит жизненное кредо подобных людей?
3. Каких литературных персонажей вам напомнили упомянутые в песне Галича «молчальники»?
Ориентировочные вопросы для анализа текста песни «Облака»:
1. Кто лирический герой песни? Почему он «продрог на века»?
2. Облака – сквозной иносказательный образ-символ песни. Каково содержание этого образа?
3. Какова роль антитезы – противопоставления свободно плывущих по небу облаков общему «стилю» жизни в стране Советов?
Беседа с классом продолжается. Слушаем и анализируем песню «Левый марш».

Ориентировочные вопросы для беседы по тексту песни «Левый марш»:
1. Название песни, ее первые строки, рефрен-припев – все это невольно заставляет нас вспомнить одноименное стихотворение В.В. Маяковского. Какова идейная направленность «марша» Маяковского?
2. В самом начале автор выдвигает тезис: «Нет, еще не кончены войны». Все последующее содержание песни – развернутая поэтом система доказательств этого тезиса. О какой же войне говорит автор? Против кого и кем ведется эта «необъявленная война»?
3. Найдите строки, наиболее ярко передающие боль поэта, страдающего из-за того, в каком положении оказался человек.
4. Как вы понимаете смысл заключительных строк?
В названии и рефрене («Левой, левой, левой») – перекличка с известным стихотворением В.В. Маяковского, ставшим своего рода гимном диктатуре пролетариата и реквиемом белому движению. В «Левом марше» Галича тоже речь о гражданской войне, но об иной – о «необъявленной войне», которую ведет правящая верхушка со своим же народом в «ежедневных» «государственных предписаньях». Режим, в условиях которого «обесчещенный человек» ощущает себя «бессрочным штрафником», ничего, кроме негодования, не может вызвать у поэта. В мире, где «перевернуты» нравственные ценности, наказуемым оказывается не зло, а добро:
Рвали горло – за милосердье,
Били морду – за доброту!
Что же может быть страшнее этого мира «перевертышей»!
Мир «перевертышей» особенно остро и надрывно изобличается поэтом в прощальном стихотворении, написанном непосредственно перед отъездом из СССР, - «Заклинание Добра и Зла». Лирический герой загнан в угол «добром» советского пошиба и готов «бежать от него без оглядки». Он делает осознанный выбор в пользу того, что, по советским меркам, квалифицировалось как зло. Время расставило точки над i, и уезжавший на чужбину навсегда – ныне навсегда возвратился в свой Дом.
Ориентировочные вопросы для беседы по тексту песни «Заклинание Добра и Зла»:
1. В каких словах поэт передает чувство любви к Дому? Легко ли ему расставаться с родиной?
2. Кто отнял у лирического героя песни Дом?
3. Добро и зло – важные философско-этические категории. В песне отражен конфликт Добра и Зла. На какой стороне «сражается» лирический герой песни?
4. Почему он называет зло «добрым», а от «добра» советского пошиба готов «бежать без оглядки»?
5. Как вы понимаете слова: «Набухает зерно», «Я растил эту пашню две тысячи лет»? О каком урожае говорит поэт?
Далее на уроке слушается песня «Мы не хуже Горация» и обсуждаются поставленные в ней проблемы.
Ориентировочные вопросы для беседы по тексту песни «Мы не хуже Горация»:
1. О каких двух культурах говорит поэт?
2. Покажите роль антитезы в организации образного строя песни.
3. Какую смысловую нагрузку несет рефрен «Этого достаточно!»? Как меняется идейно-смысловая направленность фразы в финальной части песни?
4. Как вы понимаете название песни? Кто на самом деле те, которые именуют себя Добрынями и убеждены в том, что они «не хуже Горация»? Почему подобные «деятели культуры» считают Пименов и Несторов «тунеядцами»?
В песне «Мы не хуже Горация» обрисована картина культурной жизни страны Советов. На лицевой стороне – «тишайшие» прислужники режима, «заняньканные» «цензурными феями», но умудрившиеся при этом прослыть «неистовыми» творцами. Для них, «примерных», угодливо выполнявших социальный заказ, - «бури вернисажные» и «паводки премьерные». Но существовала и другая сторона духовной жизни общества советских времен – культура, загнанная в глубокое подполье:
Ни премьер, ни выставок,
Десять метров комната в Останкине!
Вот и все!

Их имен с эстрад не рассиропили,
В супер их не тискают облаточный,
«Эрика» берет четыре копии,
Вот и все!
А этого достаточно!

Ни партера нет, ни лож, ни яруса,
Клака не безумствует припадочно,
Есть магнитофон системы «Яуза»,
Вот и все!
И этого достаточно!
Через всю песню рефреном проходят слова: «Этого достаточно!» Достаточно для чего? Для того чтобы вкусить глоток чистого воздуха самому и передать эстафету духовности другим в атмосфере культурного голода. Но этого достаточно, и вполне достаточно и для того, чтобы тебя объявили диссидентом, а то и врагом народа:
Есть, стоит картина на подрамнике!
Есть, отстукано четыре копии!
Есть магнитофон системы «Яуза»!
И этого достаточно!
В основе образного строя песни излюбленный прием Галича – антитеза. В том числе и скрытая: «Бродит кривда с полосы на полосу» - всем был понятен намек на газету «Правда», служившую в то время рупором идеологии компартии. Перечислительный ряд, состоящий из разнородных понятий, также позволял автору решать задачи сатирического разоблачения:
Время сеет ветры, мечет молнии,
Создает советы и комиссии
У читателя-слушателя невольно возникали вопросы: «А будут ли записаны в вечную книгу времен имена деятелей, что заседали в тех комиссиях? Будут ли помнить потомки «шедевры», утвержденные теми худсоветами? Авторский оксюморон усиливал картину «поляризации»: противостояния лжекультуры, навязываемой народу официальными источниками, и культуры истинной, которая не нуждается в тиражировании и звонкоголосой пропаганде. Так, с одной стороны, «фанфарное безмолвие// Славит многодумное безмыслие». На другом «полюсе» – «гремит напетое вполголоса гудит прочитанное шепотом».
«Баллада о вечном огне» касается, казалось бы, такой темы, где в поиске негатива можно ненароком соскользнуть к святотатству. Александр Галич, безусловно, глумления над памятью павших за Родину допустить ни в коей мере не мог. А вот пыль «тщеславья», налет ложного, показного патриотизма с этой темы он пытался стереть. Неизвестного солдата, похороненного у Кремлевской стены, бард печально-иронически называет «удалец-молодец», «горе-провидец», ибо, отдавая жизнь в годы войны, тот не думал о посмертном возвеличении, истинно любя Родину, а теперь его могила превращена в жупел. Поэт проводит демаркационную линию, отделяя «подобье» от «сути», гремучую оболочку от пустого содержания. Ведь то, что «Главы Правительств» «под гром барабанный» «склоняют колени» перед надгробьем с «золочеными буквами на черном граните», всего лишь ритуал. В сущности, утверждает бард, власть предержащим нет никакого дела до подлинных болей и скорбей народных:
Где бродили по зоне каэры,
Где под снегом искали гнилые коренья,
Перед этой землей – никакие Премьеры,
Подтянувши штаны, не преклонят колени!
Над сибирской тайгою, над Камой, над Обью
Ни венков, ни знамен не положат к надгробью!
Лишь, как вечный огонь, как нетленная слава –
Штабеля! Штабеля! Штабеля лесосплава!
Ориентировочные вопросы для беседы по тексту песни «Баллада о вечном огне»:
1. Прочитайте первую строфу. Как вы понимаете слова автора о том, что «порою надгробья – не суть, а подобья»? Почему, по мнению поэта, «золоченые буквы на черном граните» служат выражением «тщеславья», а не боли?
2. Почему Галич именует Неизвестного солдата «удальцом-молодцом» и «горе-провидцем»? Одинаковы ли по эмоциональной окрашенности эти эпитеты? С чем связана авторская ирония?
3. А для кого «надгробья» - «вопль»?
4. Перед какими могилами «никакие Премьеры» колен не преклоняют? О каком явлении советской действительности говорит поэт?
Песня «Занялись пожары» воссоздает атмосферу духовной несвободы в советском обществе. Эпиграф (строки из ахматовского стихотворения), а также реминисценции из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» («Рукописи не горят») призваны подчеркнуть «преемственность» между сталинскими и хрущевско-брежневскими временами. Конечно, в 70-е никого не гноили в ГУЛАГах. Вот и «опер» попался «добрый», понимающий: «забивает козла» во дворе с «понятыми», давая возможность уничтожить улики. Но и те и другие времена одинаково враждебны творческой, мыслящей личности, и лирический герой Галича, подобно булгаковскому мастеру, вынужден сжигать свои творения, которые не успел укрыть от «всевидящего ока» нежданно нагрянувших с обыском стражей режима. У Галича фраза «Рукописи не горят» всего лишь слабые слова утешения для «Маргарит». На самом деле «рукописи горят», и тут и там «занялись пожары», «отравленный ветер суховей» разносит их все дальше и дальше по округе. И вот уже «земля под ногами горит». Метафорические образы горячего ветра, пламени, горящей земли передают характер эпохи (как тут не вспомнить костры инквизиции!) – эпохи смрадной, пожароопасной, из горнила которой практически невозможно было выйти невредимым: языки пламени настигали повсюду. «Уж если пошло полыхать на Руси» В этой фразе – осознание автором трагизма происходящего, невозможности спасения не токмо «рукописей», а зачастую самоё жизни. Но в то же время эти слова суть грозное предостережение власть предержащим.
Ориентировочные вопросы для беседы по тексту песни «Занялись пожары»:
1. Каким настроением проникнута песня? Как и почему меняется умонастроение лирического героя?
2. Найдите ключевые слова и выражения, которые позволяют поэту воссоздать атмосферу брежневских времен. Каков смысл названия песни?
3. Как эпиграф (ахматовские строки) и реминисценции из романа Булгакова помогают поэту передать главную мысль?
4. Что имеет в виду поэт, говоря: «Уж если пошло полыхать на Руси»?
Песня «Китеж» («Русские плачи») подводит итоги раздумий поэта о судьбе Родины.
Ориентировочные вопросы для беседы по тексту песни «Китеж»:
1. Какой видится поэту историческая судьба России?
2. Как интерпретирован в песне образ гоголевской птицы-тройки? Как этот аллегорический образ помогает высветить авторскую позицию?
3. Кто, по мнению поэта, виновен в том, что «пропала Расея»?
4. Что символизирует собой Китеж?
5. Верит ли поэт в грядущее возрождение России? О чем его мольба в заключительной части песни?
Поэт прозревает исторические дали России, начиная от времен «вещего Олега», и с болью констатирует, что многовековой путь её пролегает через беды и напасти:
Ах, Россия, Расея –
Чем набат не веселье?!
Что ни год – лихолетье
Народу русскому от века уготовано
Барам в ноженьки кланяться,
Бить челом палачу
И виной тому – рабская психология русского человека. Так что своих чудовищных правителей-тиранов мы сами же вызвали к жизни, ибо палачество – оборотная сторона рабства:
И живые, и мертвые –
Все молчат как немые.
Мы Иваны Четвертые,
Место лобное в мыле!
Весьма интересно в этой связи интерпретирован у Галича образ гоголевской птицы-тройки, обернувшейся «чрезвычайкой в Лефортове».
Нескрываемая досада звучит в голосе поэта и по поводу народной привычки покорствовать властям, и по поводу легковерия народного («Что ни враль – то Мессия!»), и по поводу неискоренимого упования на чудо, которое ловко используют сильные мира сего, испокон веков кормя народ баснями, дабы держать в повиновении:
Чтоб, как птицы на дереве,
Затихали в грозу,
Чтоб не знали, но верили
И роняли слезу.
Мифология стала неотъемлемой частью менталитета русского человека. И даже рассудочное сознание живущих в конце ХХ века не в силах одолеть соблазн выдать желаемое за действительное:
Но ведь где-то, наверное,
Существует – Она?!
Та – с привольными нивами,
Та – в кипенье сирени,
Где родятся счастливыми
И отходят в смиренье
Оптимистические ноты с еще большей силой зазвучали в финальной части песни, где вновь авторской волей из небытия воскрешается образ Руси-тройки:
Птица вещая, троечка,
Буйный свист под крылом!
Птица, искорка, точечка
В бездорожье глухом.
Я молю тебя: - Выдюжи!
Будь и в тленье живой,
Чтоб хоть в сердце, как в Китеже,
Слышать благовест твой.
Нельзя не почувствовать, не понять, как хотелось поэту, вопреки всему негативному, поверить в возрождение своей страны, пока все еще «переполненной скверной // От покрышки до дна».
Песня «Ещё раз о черте», выражаясь современным языком, «ремейк» классического сюжета о сделке с дьяволом. И, конечно, визитер из преисподней, посетивший лирического героя Галича, не только посланец того, кто воплощает собой мировое зло. Это еще и голос совести, ибо у каждого из нас есть свой «черный человек». И речь идет, в первую очередь, о сделке с собственной совестью:
И ты можешь лгать, и можешь блудить,
И друзей предавать гуртом!
А то, что придется потом платить,
Так ведь это ж, пойми, - потом!
Как гласят предания, договор с дьяволом подписывают кровью. Черт в песне Галича придвигает лирическому герою флакон с обычными чернилами. В финале автор намеренно акцентирует внимание на этой детали, низводя легендарную ситуацию до уровня обыденности. Ведь в жизни мы не раз и не два оказываемся перед выбором: пойти на компромисс со своей совестью или остаться во всем и до конца верными себе. Но как слаб зачастую бывает человек! С какой легкостью он порой отдает душу на откуп! И скольких таких «нечестивцев», вероятно, встречал поэт на своем пути:
В наш атомный век, в наш каменный век
На совесть цена пятак!
Космический век, век НТР (научно-техническая революция - термин, бытовавший в 70-х – 80-х годах) бард неспроста называет каменным: всюду царят волчьи законы, пещерные законы выживания. В такие времена бессмысленно заниматься правдоискательством, стремиться к добродетельности:
И кому оно нужно, это «добро»
И что душа? – Прошлогодний снег!
Все, что требуется, - это быть как все:
И поймешь, что нет над тобой суда,
Нет проклятия пошлых лет,
Когда вместе со всеми ты скажешь – да!
И вместе со всеми – нет!
Вот она – свобода совести по-советски! Нам неизвестно, какое решение принял, в конце концов, лирический герой песни. Но мы знаем, и очень хорошо знаем, как прожил жизнь сам Галич.
Ориентировочные вопросы для беседы по тексту песни «Ещё раз о черте»:
1. Какой классический сюжет использует автор?
2. Какова цель переосмысления классического сюжета?
3. Какие детали позволяют понять, что речь идет о современности?
4. Почему «наш атомный век» назван «каменным»?
5. Чем черт прельщает лирического героя песни?
6. Какие аргументы нечистый приводит в пользу подписания договора?
7. Договор с дьяволом, согласно легенде, подписывают кровью. Герою песни Галича предлагают не кровь, а обычные чернила. Какую смысловую нагрузку несет подобная «замена» детали?
8. Как вы думаете, пойдет ли лирический герой песни Галича на службу к сатане?
9. Какие средства помогают довести до слушателя (читателя) авторскую позицию?
Свою жизненную позицию поэт открыто излагает в песнях «Я выбираю свободу» и «Я в путь собирался всегда налегке» Автор гордится тем, что «не изведал бесчестья чинов и низости барских наград». Не приемля подачек от «вселенской охоты псарей», бард выбирает «свободу быть просто самим собой». И пусть такой выбор делает его вечным бродягой («земля под ногами и посох в руке»), обрекает на ужасные гонения («И тысячи три рубак // Вострят, словно финки, перья, // Спускают с цепи собак»), поэт тверд в своем решении и никакие репрессии его не страшат:
Но слаще, чем ваши байки,
Мне гордость моей беды,
Свобода казенной пайки,
Свобода глотка воды.

Но славно звенит дорога,
И каждый приют как храм.
И пуля весит немного –
Не больше чем восемь грамм.
Для него нет выше звания, чем «всей щедрой земли рядовой», а его «маршальский жезл» - поэтический дар – указывает ему путь к Истине в «смутное» время, когда «сменяются правды, как в оттепель снег», и «над спинами пляшет кнут».
«Песня об отчем Доме» - одна из самых пронзительных по остроте лирического чувства.
Ориентировочные вопросы для беседы по тексту «Песни об Отчем Доме»:
1. Что значит для поэта Отчий Дом?
2. Олицетворением каких сил служит «Некто с пустым лицом»?
3. О каком долге говорит Некто лирическому герою? Справедливы ли его упреки в адрес героя?
4. Как понимают долг перед Родиной лирический герой песни Галича и сам поэт?
Родина для поэта – начало всех начал, тут его корни, истоки:
Здесь однажды очнулся я, сын земной,
И в глазах моих свет возник.
Здесь начался «диалог» с окружающим миром:
Здесь мой первый гром говорил со мной,
И я понял его язык.
Здесь пришло ощущение гармонии бытия:
Золотой мой, недолгий век.
Но все то, что случится со мной потом, -
Все отсюда берет разбег.
Все самое светлое, самое лучшее связно с именем Отечества. Но и всему трагическому старт был дан здесь, в Отчем краю. Так, однажды лирическому герою песни сообщили, что в своем Доме он «не сыном был, а жильцом». И сказал герою об этом «Некто с пустым лицом», выступающий в песне механическим проводником политики насилия. Это даже не «государственный человек», это слепая, бездушная функция. И как же страшно осознавать, что на родной земле хозяйничает воинственная безликость! Ей ли, этой безличности, напоминать поэту о «сыновней верности» и «неоплатном долге» перед Родиной? Поэту предлагают купить благоденствие ценой предательства:
- А впрочем, слукавь, солги, -
Может, вымолишь тишь да гладь!..
Поэт помнит о долге перед Отечеством. Но любовь к Родине он понимает и проявляет не так, как те, кто требует от него «заслужить прощение». Лицемерие и ложь неприемлемы для поэта:
Но уж если я должен платить долги,
То зачем же при этом лгать?!
Лирический герой Галича избирает тернистый путь правдоискателя:
И пускай я гроши наскребу с трудом,
И пускай велика цена, -
Кредитор мой суровый, мой Отчий Дом,
Я с тобой расплачусь сполна!
Именно такой трудной, доходящей порой до ненависти была любовь к родине у Гоголя и Белинского, Некрасова и Салтыкова-Щедрина. Все так же кровоточит сердце, все так же охватывает «отчаяние при виде того, что совершается дома». Обида диктует горькие слова:
Я уйду, свободный от всех долгов,
И назад меня не зови.
Будучи эмигрантом, покинув пределы СССР, Александр Галич оставался верным, любящим сыном своего Отечества. Его преданность Родине выстраданная, вымученная и потому – вовек неистребимая:
Не зови вызволять меня из огня,
Не зови разделить беду.
Не зови меня!
Не зови меня
Не зови –
Я и так приду.
Урок завершает конкурс творческих работ учащихся. Старшеклассники читают написанные дома рецензии на песни, с которыми знакомились самостоятельно.
После того как будут определены победители конкурса, подводятся итоги работы на уроке: учащиеся делают необходимые выводы, касающиеся изученного материала, педагог выставляет оценки.








13PAGE 15


13PAGE 14915