Беседа по экологии Земля — наш общий дом
Беседа по экологии «Земля – наш общий дом»
Цель. Показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; вызвать стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.
Способствовать формированию у младших школьников реальной научной картины мира, осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.
Ход беседы с элементами инсценировок.
Ведущий: - Был, говорят, где-то случай такой:
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг – чудеса!
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом:
Где эта улица? Где этот дом?
Все перепуталось, все заблудилось.
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Мы рассказали про это нарочно,
Чтобы проверить –
Знаешь ли точно,
Где ты живешь, где построен твой дом?
И хорошо ли в доме твоем?
Ты нам ответишь:
Ученик: - Живу я в квартире,
Номер ее – 324.
Дом на Плехановской, рядом – кино,
Все, что кругом, мне знакомо давно.
Ведущий: - Дом на Плехановской? Этого мало.
Город (село) назови для начала.
Ученик: - Город... (назвал)
Ведущий: - Расскажи, что кругом:
Все, что кругом, это тоже твой дом.
Ученик: - Город стоит на широкой реке,
А за рекой виден лес вдалеке.
Тянутся к лесу сады и поля,
Очень красива наша земля!
Ведущий: - Верно, красива. Но где же она?
Ученик: - В России, это наша страна.
Ведущий: - Ну, а страна где? Сумеешь ответить?
Ученик: - Как и все страны – на нашей планете!
Ведущий: - Как называется наша планета? (Земля)
Ученик: - Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нем живем!
(Р.Рождественский)
Ведущий: Земля – какая она?
Ученик: Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветутЛандыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
(Я.Аким)
Ведущий: Да, наш дом – планета Земля. Значит, нас можно называть... (земляне). Наша планета Земля входит в состав Солнечной системы. Рядом с Землей есть целый ряд планет...
По порядку все планетыНазовет любой из вас.Раз Меркурий, два Венера,три Земля, четыре Марс.Пять Юпитер, шесть Сатурн,Семь Уран, за ним Нептун.
Все они получают тепло и свет от Солнца, но (кроме Земли) безжизненны. Только планета Земля населена живыми существами. Так какая же она – наша планета Земля?
Люди открывали ее очень долго. Открывали новые земли, описывали их, давали им названия, зарисовывали, наносили на карты, заглядывали внутрь и в космос, долго спорили о ее форме и размерах. И только в наши дни удалось взглянуть на нашу планету сверху и сфотографировать ее с Луны и из Космоса.
Вот она, голубая планета, наш с вами общий дом. Общий дом всех людей, всех зверей, птиц, насекомых, трав, деревьев.
Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем Солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги ни вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
(Л.Дайнеко)
А теперь вопрос ко всем: подумайте и скажите, почему на Земле есть живые существа, а на других планетах их нет? (ответы детей)
Возможность жизни на любой планете зависит, прежде всего, от того, есть ли там вода и воздух. Только благодаря наличию этих двух составных частей природы Земли возникла жизнь.
Загадка
Я – невидимка, в дом не прошусь,
А прежде людей бегу, тороплюсь.
Я – невидимый, и все же
Без меня ты жить не можешь. (ВОЗДУХ)
Воздух словно куполом прикрыл Землю, все живое на Земле. Люди давно поняли, что без воздуха нет жизни. Почему? (ответы детей)
Да, воздух нужен для дыхания. Человек может жить несколько дней без пищи и воды, а без воздуха? (всего несколько минут) Вспомните, как летом вы купались и ныряли... Стоит только нырнуть под воду, как сейчас же хочется вынырнуть на поверхность воды и дышать воздухом!
Воздушная оболочка Земли – как одеяло. Она защищает Землю от чрезмерного остывания и перегрева. Она охраняет все живое на Земле от губительных лучей космоса и палящих лучей Солнца.
На Земле, лишенной воздуха, не было бы ни рек, ни морей, ни океанов – всюду была бы мертвая, безжизненная пустыня как на Луне или Марсе.
Загадка
Я и туча, и туман, и ручей, и океан.
Я летаю, и бегу, и стеклянной быть могу!
Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я – кто такая? (ВОДА)
Вода – это «сама жизнь... самое большое богатство в мире»(Антуан де Сент-Экзюпери), без которого нет жизни! Да, для нашей планеты слово ВОДА равнозначно слову ЖИЗНЬ. Без воды немыслимо существование всех живых существ. Все живые существа имеют в своем составе воду. Она необходима для всех процессов в организме: питания, переноса крови, выноса из организма ненужных веществ.. . Всем известно, что человек тяжело переносит недостаток в воде, гибнет без воды примерно через трое суток.
У воды человек селится с незапамятных времен, по воде он расширял свои владения, изучал поверхность Земли.
Воде посвящали стихи, песни, загадки, мудрые изречения. Приведите примеры.
О воде говорят:
Вода – источник и носитель жизни.
Все хорошо в природе, но вода – красота всей природы.
(С.Аксаков)
Вода – кровь природы.
Капля воды дороже алмаза.
(Д.Менделеев)
Родники – это алмазные бусинки России, волшебные сказки природы.
Нет на Земле напитка лучше, чем стакан холодной чистой воды.
(В.Песков)
А где встречается на Земле вода?
Она – везде! В воздухе, в почве, на поверхности Земли – в реках, морях и океанах. Наша планета Земля на ¾ занята водой, поэтому из космоса она смотрится голубой. Когда первые космонавты увидели ее с высоты, их восхищению не было предела – такой прекрасной, нежно-голубой смотрится наша планета. Стало ясно, что люди ошиблись, назвав когда-то нашу планету Землей. Как бы правильнее было ее назвать? (ответы детей)
Но это не так важно. Важно, что чудесный мир природы – ВОДА – имеется на нашей планете.
Итак, воды на нашей планете много. И она есть везде. Но и расходы воды очень велики. Например, человек, живущий в нашем умеренном климате, выпивает за год целую тонну воды. Только выпивает! А сколько ее надо на другие нужды! А сколько воды требуется растениям и животным! Очень много. Поэтому не будем обольщаться – воды на Земле и много, и мало. Много, если считать ее всю – и соленую, и грязную, и ядовитую. Мало, если говорить о воде, которая рядом, которую можно использовать по назначению. Поэтому береги и экономь воду.
Ученик: Закрывай покрепче кран,
Чтоб не вытек океан.
Воду попусту не лей,
Дорожить водой умей.
Ведущий: Беречь пресную воду очень важно. Вы уже поняли, что Вода – это жизнь!
Ученик: Повсюду, где бежит она, цветет земля,
Цветет страна.
Из дальних мест, от горных рек
Ее приводит человек,
Чтоб хлопок вдоволь напоить,
Чтоб цветники с утра полить,
Чтоб трактор шел по целине,
Чтоб не было пустынь в стране!
(Н.Хикмет)
Ведущий: Итак, общий дом человечества – планета Земля. Но это и дом всех живых существ. Кто же живет рядом с нами? Что растет в наших лесах, на лугах и полях?
Перекличка разных живых организмов – обитателей природы Земли:
Заяц: -Я – зверек лесной,
Встал, как, столбик, под сосной
И стою среди травы –
Уши больше головы.
Комар: -Я – не зверь, не птица,
Носок, как спица. Лечу – кричу.
Сяду – молчу.
Земляника: Я – капелька лета, на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня – тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица.
Гриб: Под сосною у дорожки,
Я стою среди травы.
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.
Еж: Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери.
Крот: Я, друзья, подземный житель,
Землекоп я и строитель,
Землю рою, рою, рою,
Коридоры всюду строю.
А потом построю дом
И живу спокойно в нем.
Паук: Я – долгорукий старичок,
В уголке сплел гамачок.
Приглашаю: «Мошки!
Отдохните, крошки!»
Одуванчик: Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек.
Рыба: Вильну хвостом туда – сюда,
И нет меня, и нет следа!
Божья коровка: Я – пятнистая букашка,
Если в руки попаду –
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду.
Стрекоза: На луговой клеверок опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Отгадайте, кто же я?
Сорока: Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Я – птица говорливая, самая болтливая,
Всех я за день навещу, все, что знаю, растрещу.
Лягушка: Живем в болотах и прудах,
И носим ласты на ногах,
Прохладу любим, не жару,
И мечем под водой икру,
Детеныши у нас с хвостами.
А кто мы? Отгадайте сами.
Шиповник: Я кустарником расту, цветом розовым цвету.
У меня красны плоды, а на веточках шипы.
Ведущий: На Земле много разных существ – растений, грибов, животных. От их имени высказывались многие наши соседи. Что же думают они о своем старшем брате? О человеке?
Хором: На Земле он всех умней.
Потому и всех сильней!
Ведущий: Вот-вот! Люди тоже любят повторять во всеуслышание: Человек –победитель природы! Человек – покоритель природы! Нет предела человеческому могуществу! Да, понастроил человек машин и теперь летает все выше и дальше, быстрее орла. В землю он закапывается так глубоко, что и кроту не осилить...
Приведите примеры человеческого могущества. (ответы детей)
Но благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания. Правильно ли это?
1-й ученик: Что значишь ты без трав и птиц
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
О, человек, венец природы,
Что без природы твой конец?
(С.Кирсанов)
2-й ученик: Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
- На планете мы останемся одни.
(Д.Родович)
3-й ученик: Еще мы речь ведем о том,
Что мы должны сберечь наш дом.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля!
(Р.Рождественский)
4-й ученик: Берегите Землю!
Берегите
жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики
На тропинке солнечные блики,
.................
5-й ученик: Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным простором,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю,
Берегите!
(М.Дудин)
Дети читают стихотворение перед глобусом:
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
- Будь человеком, человек,
В тебя мы верим – не солги.
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Сберегу,
Я сберегу вас, сберегу!»
(Е.Шкловский)