Статья «Использование музыки православных праздников в работе детьми с ДЦП».


  ИВАНОВА О.И., аспирант кафедры музыкознания и музыкального образования МГГУ им. М. А. Шолохова, музыкальный руководитель ГБУ «КРОЦ» филиал «Раменки».
«Использование музыки православных праздников в работе детьми с ДЦП».
Исследование по использованию музыки православных праздников в организации досуговой деятельности детей проводилось в Коррекционном реабилитационно-образовательном центре. Центр посещают дети с различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями, особенно с врожденной патологией является актуальной проблемой современного общества.
Одним из наиболее тяжелых заболеваний является детский церебральный паралич (ДЦП), который характеризуется целым рядом нарушений (двигательные расстройства, речевые нарушения, нарушение познавательной деятельности и т. д.). В последние годы отмечается не только рост числа родившихся с этой патологией, но и рост числа детей с более тяжелыми нарушениями [2]. В связи с этим разработка новых методов и форм работы с детьми с ДЦП является непростой, но крайне актуальной задачей.  В настоящее время методы психолого-педагогической коррекции занимают значительное место в общем комплексе реабилитационных мероприятий. Постоянно идет поиск новых подходов, методов и способов воздействия. В последнее время все более пристальное внимание исследователей и специалистов-практиков обращает на себя искусство как эффективный метод развития детей и коррекции различных нарушений [3]. Как указывают исследователи, использование различных видов искусства позволит повысить эффективность психокоррекционной работы с детьми данной категории.  Детям, имеющим двигательные нарушения, часто изолированным от общества слушание музыки помогает обогатить знания об окружающем мире, привить любовь к музыке, научить понимать, как и о чем рассказывает музыка. Необходимо учитывать особенности детей с церебральным параличом. При этом заболевании особенно тяжело страдают большие полушария головного мозга, регулирующие произвольные движения, речь и другие корковые функции. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, часто сочетающиеся с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрение, слух).
Двигательные нарушения, являясь ведущим дефектом, без соответствующей коррекции оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи. Здесь отмечается зависимость от степени тяжести нарушения функции рук: чем значительнее поражены верхние конечности, тем больше выражены у детей нарушения артикуляционной моторики. Таким детям на музыкальных занятиях предлагается игровой материал для развития тактильного восприятия (мягкие игрушки, резиновые игрушки). В процессе занятий у детей начинают формироваться музыкальные способности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. В процессе формирования музыкального восприятия стоит задача приучать детей прислушиваться к мелодии инструментальной пьесы, словам песни и узнавать ее при повторном прослушивании.
В основе развития их музыкально-сенсорных способностей лежит вслушивание, различение, воспроизведение четырех основных свойств звука – высоты, длительности, тембра, силы. Для развития музыкального слуха детей, в программу музыкальных занятий включаются музыкально-дидактические игры с определенным содержанием и правилами. В основе их лежат учебные задания, направленные на освоение различных свойств музыкального звука. Использование на музыкальных занятиях музыкально-дидактических игр помогает детям через практическую деятельность научиться различать средства музыкальной выразительности: мелодию, темп, динамику, тембр музыкальных инструментов, характер звучания, что является подготовительным этапом в формировании у детей с ДЦП способности слушать и понимать музыку православных праздников.
Детям предлагаются детские инструменты и игрушки, с которыми они могут поиграть и затем угадать, какой инструмент звучит, сравнить тихое и громкое звучание. Далее музыкально-дидактические игры несколько усложняются. Ставится задача не только различать контрастные звучания, но и воспроизводить их. Например, в игре «Чей домик?» ребенку предлагается показать, как мяукает кошка (низкий звук) или котенок (высокий звук). Упражнения развиваются в зависимости от поставленной дидактической задачи и от психофизических возможностей каждого ребенка. Нередко у детей с церебральным параличом характерны расстройства эмоционально-волевой возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, застенчивости. Поэтому задания подбираются индивидуально.
Большое значение имеет подбор программного репертуара. В начале работы по восприятию музыкальных произведений он составлен из контрастных по характеру произведений, несложных по содержанию, отражающих яркие, близкие детям образы: («Ах, вы, сени» – русская народная плясовая, спокойная «Колыбельная» М. Красева, «Лошадка». «Автомобиль» М. Раухвергера). Далее детям предлагается более сложный репертуар. В нем песни и пьесы, отражающие явления природы («Осенняя песенка» Ан. Александрова, «Зима прошла» Н. Метлова), близкие и понятные детям образы («Заинька» М. Красева, «Кукла» М. Старокадомского), народные мелодии, инструментальная музыка. Важным элементом в работе с этими детьми является выразительное исполнение музыкального произведения, также необходимы наглядные приемы, привлекающие ребенка к музыке – показ игрушки, иллюстрации, картины. Детям доставляет большое удовольствие слушать музыку и смотреть на то, о чем поется в песне или рассказывается в инструментальной пьесе. Зрительно воспринимаемый образ способствует пониманию содержания исполняемой песни, ее запоминанию. С этой целью используются и персонажи кукольного театра, с помощью которых инсценируется содержание того или иного произведения.
Более разнообразный музыкальный репертуар помогает заинтересовать ребенка музыкой, вызвать и поддержать его радостное переживание. В этом возрасте сохраняет свое значение использование наглядности как средства, вызывающего интерес к исполняемым произведениям. Усвоению музыки помогают краткие пояснения, выделяющие наиболее яркие художественные средства.
Когда у детей накопился определенный опыт в слушании и анализе музыкальных произведений, мы перешли к работе по организации досуговой деятельности детей на материалах годового круга православных праздников. Основная роль в организации таких досугов принадлежит подбору музыкального репертуара народной, классической, церковной музыки и произведений современных композиторов.
В программе досугов: спектакли, музыкальные игры, песни, хороводы, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. В процессе диагностического исследования детям предлагалось определить эмоциональное состояние, выраженное в музыке. Данное задание вызвало у многих детей стойкий интерес, эмоциональный отклик. В отличии от всех остальных случаев, при выполнении этого задания дети по собственной инициативе выражали свое отношение к музыкальным фрагментам, делали предположения о том, к какому персонажу подходит такая музыка и т. п. Эти факты говорят о том, что язык музыки доступен детям и в большинстве случаев способен вызывать самые яркие эмоциональные образы
Знакомство детей с двигательными нарушениями с музыкой православных праздников способствует активизации познавательной и умственной деятельности. Дети о многом узнают, внимательно слушая музыку. Но самое главное – это «школа чувств», которая формируется благодаря особому свойству музыки – вызывать сопереживание слушателей. Воспитывая детей с ДЦП, развивая способности, обогащая духовно, знакомя и с более сложными произведениями, мы открываем перед ними еще один путь обогащения их музыкального опыта.
Использование церковной, классической, народной и совремнной музыки в проведении досуговой деятельности на материалах православных праздников способствуют общему развитию личности ребенка с церебральным параличом. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяют детям с двигательными нарушениями в доступной форме откликнуться на добрые чувства и поступки, помогают активизировать умственную деятельность, постоянно совершенствуя движения к общему оздоровлению всего организма в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:1. Левченко И. Ю., Киселева Н. А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. М.: Книголюб, 2007. 152 с. 2. Левченко И. Ю., Ткачева В. В., Приходько О. Г., Гусейнова А. А. Детский церебральный паралич. Дошкольный возраст. М.: Изд. Дом «Образование Плюс», 2008. 198 с. 
4. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комисарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Изд. центр Академия, 2001.