«Православные традиции в духовно-нравственном воспитании младших школьников»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 33 г.Липецка»














«Православные традиции в
духовно-нравственном
воспитании младших школьников»















Подготовила:
Федюнина О.Ю., учитель начальных классов



г. Липецк, 2012 г.



Сначала хотела бы сказать несколько слов о том, почему я обратилась к этой теме.
Сегодня мы живем в обществе, которое ищет выход из духовного кризиса, из той тупиковой ситуации, в которой оно оказалось на протяжении ряда последних лет.
Времена необратимо изменились: храм никогда не бывает пуст, в большие православные праздники он даже не может вместить всех желающих. Дети идут в Воскресные школы и Духовно-просветительские центры. Родители освящают дома, многие придерживаются поста. Взрослые принимают таинства крещения, исповеди, причастия, венчания. Воочию виден интерес и потребность в православных ценностях. А это и есть показатель духовного возрождения. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.

Цель: развивать нравственные, духовные, патриотические, эстетические чувства, учить находить надежные нравственные ориентиры, вытекающие из народных традиций.
Задачи:
Формировать потребность, интерес у детей к изучению этой темы.
2. Опираясь на интерес ребенка, пробудить желание узнавать о многовековых традициях русского народа.
3. Помочь найти личную значимость и ощутить на себе благотворное влияние от общения с прошлым.
4. Прививать желание творчески мыслить и анализировать свои поступки и поступки своих друзей.

Накапливая материал, анализируя прочитанную литературу, я поняла, что эта тема очень актуальна в настоящее время и важна в работе с детьми.
Наблюдения за ребятами, беседы с ними и родителями, с другими преподавателями показали, что включение в воспитательный процесс разных форм работы по данной теме, а это беседы, игры, практические занятия, праздники, способствуют формированию духовно-нравственной личности.
Для эффективной работы по данной теме необходимо учитывать психологические особенности младших школьников:
- так как преобладает непроизвольное внимание и восприятие основано преимущественно на эмоциях, целесообразно использовать такие приемы, которые могут быть наиболее интересны детям и вызовут у них эмоциональную реакцию;
- так как у младших школьников воображение непроизвольное, надо направлять его на воссоздание данного образа (прием словесного иллюстрирования);
- опорой для наглядно – образного мышления могут стать используемые в работе различные репродукции и картины;
- для развития словесно – логического мышления необходимо задавать вопросы на установление логических связей событий и поступков.
Не нужно забывать, что возраст 7 - 9 лет-это возраст радования бытию. Дети в это время живут не одну, а несколько жизней сразу: свою и героев сказок, житий, фильмов. Главная возрастная особенность: стремление к подражанию, к максимально полному проживанию событий.
Невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком - невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа. Узнать о православных и народных традициях учащиеся могут на различных уроках.
Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью и народными традициями.
Работа с пословицами и поговорками.
А сейчас давайте поиграем. Уверена, что вы знаете много пословиц и поговорок об учебе. Поэтому вы легко сумеете собрать «рассыпавшиеся» пословицы и поговорки, объяснить их смысл.
Перед вами отдельные слова, из которых нужно собрать предложения. У каждой группы своя пословица. А слайды на экране помогут проверить правильность выполненного задания.
Конец - делу венец.
Кончил дело – гуляй смело.
Учись смолоду - пригодится в старости.
Работаем над толкованием пословиц.
Конец - делу венец. Венец-украшение на голову в виде короны, в данном случае украшение оконченного дела, то есть, важен окончательный результат.
Кончил дело – гуляй смело - закончил дело, работу, выполнил учебное задание - можешь быть «свободен», гуляй и играй, не думая о деле.
Учись смолоду - пригодится в старости. Пока молод, надо учиться разным наукам, все эти знания пригодятся в жизни.
Найдите родственные слова, объяснить написание гласной о, найдите проверочное слово во второй пословице (кончил).
Пословицы могут использоваться как дидактический и воспитательный материал на разных этапах урока: на этапе подготовки к изучению нового материала, на этапе творческой работы учащихся или повторения изученного.
Уже на этапе закрепления можно предложить новые или те же пословицы с заданием: списать и вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Учись см_л_ду-пригодится в старости. Около м_л_дых посидеть-самому пом_л_деть.
Работа с пословицами и поговорками развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью и народными традициями.
В любой работе, направленной на воспитание детей невозможно обойтись без поддержки и помощи родителей. Стало традицией на классных родительских собраниях проводить беседы на нравственные темы. Организую такую систему занятий, чтобы родители «шли в ногу» с детьми. Спорим, рассуждаем, выслушиваем мнения и советы друг друга. Это помогает сблизиться и найти совместное решение различных проблем, как в восп
·итании, так и в обучении.
Я хочу поговорить о том, как должен относиться к учебе православный человек. И познакомить Вас с одним из вариантов внеурочной работы по данной теме. Но сначала ответьте на вопрос: зачем необходимо учиться?
- Святые люди часто говорили о том, что человек обязательно должен трудиться. А учеба-главный труд ученика.
Работа по группам.
-Разделитесь на 3 группы. Каждая группа получит карточку со словами святого человека об учении. Вам необходимо прочитать и объяснить значение прочитанного.
1-ая группа.
«Если же так дорого школьное время, то необходимо учиться беречь его, беречь, прежде всего, от главного губителя - лени, которая любит на завтра откладывать самые неотложные дела, забывая, что каждый новый день несет свои заботы» (святой Алексий Мечев).
Святой призывает нас учиться старательно и не лениться.
2-я группа.
«Хорошие познания хороши для тех, которые употребляют их на хорошие дела» (святой Филарет, митрополит Московский).
То, что мы узнаем, мы должны использовать для добрых дел.
3-ая группа.
«Полезно учиться наукам и художествам, но необходимо жить по - христиански, по-православному» (святой Тихон Задонский)
Мы должны изучать разные науки, а еще учиться жить как настоящие христиане.
Попробуйте подобрать к каждому высказыванию свою пословицу или выбрать из предложенных.
- Мы с вами послушали и разобрали, что говорили святые люди об учебе. А теперь вспомним, как учились святые люди. О ком из них вы помните? Если забыли, вспоминайте или помогайте мне.
1)Преподобный Сергий Радонежский в детстве долго не мог научиться читать. Учитель ругал его, товарищи смеялись, но ничего не помогало. Мальчик усердно молился Богу и просил помочь ему. Однажды он пошел в поле искать пропавших лошадей и встретил там старика. Мальчик рассказал о том, что у него не получается учиться и пригласил его к себе в дом отдохнуть с дороги. Дома перед обедом старик дал мальчику книгу и велел читать по ней молитвы. Варфоломей, так звали мальчика, долго отказывался, но когда открыл книгу, то понял, что умеет читать.
2)Святой равноапостольный Кирилл. (равноапостольный, т.е. равный апостолам - ученикам Христовым).
В 7 лет Кирилла начали учить грамоте. И в это время святому приснился сон, как будто ему предлагают выбрать невесту из стоящих девушек, и он выбирает самую красивую девушку, которую звали София. А София по-гречески значит премудрость. В школе святой Кирилл был лучшим учеником. А любимым его предметом был закон Божий. Слух об успехах мальчика дошел и до царского двора, и святого взяли в товарищи к его сверстнику царю Михаилу, здесь он продолжал учиться.
Когда святой вырос, то составил азбуку для славянских народов, в том числе и для русского, и перевел на славянский язык Священные книги.
3)Святой Иоанн Кронштадтский. Когда ему было 6 лет, отец принес домой букварь и начал учить сына читать. Но у мальчика не получалось. Тогда он обратился к Богу с молитвой, прося помочь ему. И молитва была услышана: он смог научиться читать. В 10 лет родители отправили маленького Иоанна в городское училище. Отец целый год копил деньги, чтобы сын смог учиться. В училище мальчик очень скучал по своему дому, по родителям. Он плохо понимал то, что говорил учитель, и что было написано в учебниках, поэтому очень скоро оказался в самых последних учениках, и даже хотели исключить из училища. Тогда он опять обратился к Богу, и все слова учителя стали понятны. Скоро святой обогнал в знаниях всех своих одноклассников. И к концу года, его как лучшего ученика перевели без экзаменов в духовную семинарию.
-Какие же выводы мы можем сделать? Как учились святые?
Творческое задание.
Но вы знаете, наверное, такую пословицу «На Бога надейся, а сам не плошай». То есть вы и сами должны приложить усилия и старания к учебе. Регулярно учить уроки, аккуратно писать, дополнительно читать, учить правила.
Давайте попробуем составить правила, которые помогут успешно учиться.
Например:1)внимательно слушай учителя на уроке, уважай его;
2) записывай задание в дневник каждый день учи уроки,
3)ведите себя прилично в общественных местах,
4)бережно относитесь к школьным вещами так далее.
Потребность духовного возрождения России привела к возвращению библейских и агиографических текстов в школьную программу. Их можно встретить в учебниках «История», «Введение в историю», «Окружающий мир». Например, знакомство с житием святого благоверного князя Александра Невского можно провести в несколько этапов:
-предложить вспомнить памятные места в родном городе, которые связаны с именем А.Невского (улица);
- показать фотографии памятников в разных городах (Великий Новгород, Владимир);
- показать изображение на иконах, картинах и иллюстрациях в книгах. Спросить, знают ли дети, почему он так по-разному изображен?
Затем уже в самом тексте жития выделить несколько значимых моментов и деяний князя: Невская битва, Ледовое побоище, ответ князя папе римскому, русский князь и Золотая Орда.
На заключительном этапе следует обратиться к осмыслению образа князя. В житии Невский - святой. Необходимо объяснить, кого же русские люди считали святыми. Святой всегда обращается к Богу, свою жизнь он строит на общении с Богом и убеждении в том, что без помощи Божией ничего добиться, достичь невозможно.
Вывод: Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы школы. Каждая работа ребёнка есть результат погружения в эпоху, изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром.













13PAGE 15


13PAGE 14615















Заголовок 715