Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме Запоминаем соединительные гласные о, е.
Урок русского языка в 3 классе по УМК «Начальная школа 21 века»
Авторы учебника: С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова.
Урок составила учитель начальных классов Кабисова Марина Спартаковна.
РСО-Алания, г. Владикавказ, ГБОУ СОШ №47.
Запоминаем соединительные гласные о и е.
Педагогическая цель Способствовать совершенствованию умения писать непроверяемые безударные гласные о и е в словах правильно; создать условия для развития умения составлять слова с соединительными гласными о и е.
Тип урока Открытие новых знаний и способов действий.
Планируемые результаты(предметные) Применяют орфографические правила; находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи; контролируют свои действия, проверяют написанное.Личностные результаты Расширяют познавательные интересы; сохраняют положительную мотивацию к учебе, усвоению новых действий; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.
УУД (метапредметные) Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в условных обозначениях); находят ответы на вопросы в тексте; осуществляют сравнение, классификацию; делают выводы.
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; используют необходимые средства (наглядный материал).
Коммуникативные: строят понятные для окружающих высказывания; умеют задавать вопросы.
Основное содержание темы, понятия и термины Соединительные гласные о и е. Правописание сложных слов с соединительными гласными. Способы словообразования.
Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя. Осуществляемые действия
Мотивирование к учебной деятельности. Фронтальная. Словесный, проблемный.
Слово учителя, беседа. Приветствие учащихся.
-Здравствуйте, ребята!
-Сегодня я хочу рассказать вам притчу о том, как к одному мудрецу пришел юноша и попросил взять его в ученики. Учитель начертил перед ним на песке окружность и сказал: «Внутри нее то, что ты знаешь, а вне – чего пока не знаешь. И, чем больше будет твоё знание, тем больше ты будешь понимать, сколько ещё предстоит узнать».
-Как вы считаете, стоит ли расширять этому юноше круг своих знаний, чтобы впоследствии понять, как мало он знает?
-Сегодня мы приобретём ещё одно знание, которое станет дверью к следующим познаниям.
Приветствуют учителя.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
Формируют адекватную учебную мотивацию. Ученик должен задаться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?
Рассуждают, отвечают на заданный вопрос. Формулируют собственное мнение и позицию.
Чистописание Индивидуальная, фронтальная. Практический, словесный, проблемный. Письмо. 1.Пальчиковая гимнастика
2.Записывает число, «Классная работа».
3.-Сегодня мы пропишем гласные буквы. Какие, вы скажете сами.
Круглой формы голова,Той же формы буква ...? (Буква о).
Эта буква может обозначать два звука, а после мягкого согласного обозначает звук [э].
(Буква е)
Прописывают по образцу:
о оо е ее ое еоРазминают пальцы перед письмом.
Выполняют письмо по образцу. Вырабатывают каллиграфический почерк.
Воспроизводят информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Актуализация знаний.
Индивидуальная, фронтальная. Словесный, практический. Письмо по памяти.
-Запишите 5-6 словарных слов, где необходимо запомнить написание этих гласных букв.
Проверка словарных слов, написанных учащимися.
Вызывает ученика к доске для составления логической цепочки ключевых слов по предыдущей теме.
(Например: сложные слова, два корня, сложение корней).
Вызывает ученика, который комментирует логическую цепочку и либо соглашается с ней, либо отвергает. (Сложные слова состоят из двух корней. Образуются с помощью сложения корней.) Один из учеников работает у доски, остальные самостоятельно в тетрадях записывают словарные слова с безударными непроверяемыми гласными о и е. Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Строят логическую цепь рассуждений, систематизируют ранее пройденный материал. Оформляют свои мысли в устной речи с достаточной полнотой и точностью.
Фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии, выявление места и причины затруднения.
Групповая, индивидуальная. Словесный, практический, проблемный. Беседа, письмо. -Какие способы словообразования вам ещё известны? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный)
-Образуйте сложные слова с глаголом падать.
(камнепад, листопад, звездопад, водопад, снегопад). Обсудите в группах и запишите.
-Выделите корни, подчеркните соединительную гласную.
-Какие соединительные гласные встретились в сложных словах? (о, е)
Структурируют знания.
Формулируют проблему. Работают в группах.
При проверке проговаривают вслух последовательность действий.
Постановка учебной задачи. Фронтальная. Словесный. Беседа. -Как вы думаете, как звучит тема сегодняшнего урока?
-Откройте учебники на стр. 102.
-Прочитайте тему урока.
-Постарайтесь сформулировать учебную задачу. (Урок относится к блоку «Правописание», значит, мы будем учиться правильно писать соединительные гласные о, е в сложных словах.) Самостоятельно формулируют тему урока и учебную задачу.
Сверяют выдвинутое предположение с учителем и учебником.
Открывают учебник на нужной странице.
Закрепление знаний и способов действий. Фронтальная, индивидуальная, парная. Практический, словесный. Беседа, упражнение. 1. - Найдите рубрику «Давай подумаем». Прочитайте задание.
- Кто закончит предложение правильно? (Соединительными гласными в сложных словах могут быть только гласные буквы о и е.)
2. Выполните фонетический разбор 4-го звука в словах по вариантам. 1 вариант – слово «снегопад», 2 вариант – слово «камнепад». Два ученика работают у доски.
3. –Как вы считаете, от чего зависит выбор соединительной гласной в сложных словах? В каких случаях нужно писать гласную о, а в каких – гласную е?
(Если основа первого слова заканчивается на твёрдый согласный, кроме ж, ш, ц – пишется соединительная гласная о. Если же основа первого слова заканчивается на мягкий согласный и ж, ш, ц, то пишется соединительная гласная е.)
4. Упражнение 2 учебника.
-Прочитайте задание. Сформулируйте своими словами.
-Обратите внимание на условное обозначение. ( Работа в парах).
То, чем ловят мышей. (мышеловка)
Корабль, который расчищает путь во льдах. (ледокол)
Человек, который ловит зверей. (зверолов)
Человек, который любит читать книги. (книгочей)
Человек, который ходит пешком. (пешеход)
То, чем тушат огонь. (огнетушитель)
Машина, которая проедет везде, по любой дороге. (вездеход)
Осуществляет проверку.
Выделяют необходимую информацию, строят законченное предложение.
Применяют и записывают знания о звуках.
Рассуждают, выдвигают гипотезу. Формулируют правило.
Выбирают способ решения учебной задачи и применяют её. Работают в паре.
Составляют план и последовательность действий. Создают способы решения проблем творческого характера. Допускают возможность существования различных точек зрения. Договариваются, приходят к общему решению. Используют в общении правила вежливости.
ФизминуткаФронтальная. Включает видеоролик «Солнышко лучистое». Контролирует выполнение движений на расслабление мышц. Выполняют предложенную последовательность движений.
Закрепление знаний и способов действий. Проверка индивидуального домашнего задания Индивидуальный, фронтальный. Практический, Словесный, опережающего обучения. Упражнение, письмо по памяти, игровые технологии..1.1.- Выполните упражнение 1 в рабочей тетради по вариантам.
1 вариант – с соединительной гласной о
2 вариант – с соединительной гласной е
1.2. Предлагает четырем ученикам выбрать индивидуальное задание на карточках, учитывая степень сложности и соотнося со своими силами.
Карточка 1
-Составь сложные слова. Выдели корни, подчеркни соединительные гласные.
Нос + рог, пар + воз, сам + катиться, вода + качать, разный + трава.
Карточка 2
- Выпиши сложные слова, графически обозначь корни. Найди лишнее слово, подчеркни.
Двустволка, переправа, синеглазка, доброта, грубость, пятиэтажный, высотка.
2.-Ребята, сейчас мы проверим выполнение индивидуального домашнего задания. Послушаем рассказ, который составил ваш одноклассник с использованием сложных слов. Ваша задача заключается в том, чтобы запомнить сложные слова, которые он использовал, и записать их правильно в тетрадь. Выиграет тот, кто запишет все (или больше всех) слова.
Осуществляет проверку правописания соединительных гласных с помощью заранее подготовленных, вырезанных из картона букв о и е. Записывают слова с соединительными гласными о и е. Работают по предложенному учителем плану. Осуществляют классификацию объектов. Строят логическую цепь рассуждений. Оценивают совместно с учителем результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.
Слушают рассказ одноклассника, на слух определяют сложные слова и записывают.
Принимают и сохраняют учебную задачу. Применяют полученные знания. Вносят, при необходимости, коррективы.
3.- Проверим, как справился с индивидуальным заданием …(На проверку берётся работа ученика, выбравшего карточку 2.)
-Какое задание ты получил?
- Какие слова выписал?
- Слово «двустволка» - сложное? Почему?
- Какая соединительная гласная в этом слове?
(Ученики ещё не знакомы с этим материалом, поэтому за ошибки, допущенные в этом слове, отметка не снижается.)
- Ребята, у вас достаточно знаний для того, чтобы определить сложные лова. Но гласная у ввела вас в замешательство. Оказывается, сложные слова могут образовываться не только с помощью соединительных гласных о и е.
- В слове «двустволка» гласная у является суффиксом. А в слове пятиэтажный – суффикс и.
-В словах умалишённый и себялюбец – окончания а и я.
-А слова медсестра, завуч не имеют соединительной гласной вообще.
-Более того, есть сложные слова, которые образованы только из первых букв слов. Например: МГУ, РЮО.
-Можете ли вы сказать, из каких слов они состоят? (московский государственный университет, Республика Южная Осетия.)
- Ребята, я верю, что среди вас обязательно найдутся те, кто своей альма-матер выберут такое престижно высшее учебное заведение, как МГУ. А потом продолжат трудиться на благо своей страны и своей малой родины. Учатся работать по предложенному плану, отличать верно выполненное задание от неверного.
Формируют мотивацию к обучению
Рефлексия Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа. 1.-Какие новые знания приобрели сегодня?
- Были ли задания, с которыми не справились?
- Что удалось на уроке?
2.Составьте хайку по схеме:
1 строка – На уроке (каком?)
2 строка – Что делал?
3 строка – Как? Отвечают на вопросы. Составляют хайку. Осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.
Домашнее задание, обязательное для всех.
Учебник, упражнение 4.
Дополнительное д.з.по желанию ученика.
Тетрадь, с.28 упр.2.
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя. Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.