Внеклассное мероприятие – размышление для учащихся 9 класса Тема: «Любовью дорожить умейте»
Внеклассное мероприятие – размышление для учащихся 9 класса
Тема: «Любовью дорожить умейте»
Цель:1. Помочь учащимся понять, какое это возвышенное чувство любовь и как надо им дорожить;
2.Объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно научить
выражать свое доброе отношение к людям.
Оборудование: Песни о любви, словарь Ожегова, книги «Гимн любви», «О любви и
дружбе», краски, альбомные листки.
Вопросы для анкеты.
1.Способны ли вы обидеть человека?
2.Что значит любить?
3.Что мучит нашего современника?
4.Смех и боль моего современника.
5.Откуда ты родом?
Словарная работа: сострадание, сочувствие, сопереживание, любовь, милосердие, эмпатия
Ход урока
Музыка.
Девушка (Татьяна), сидя за столом, пишет письмо Онегину:
« Я к вам пишу – чего же боле? со слов: Зачем вы посетили нас?- она встает и, ходит по сцене, читает часть письма. Затем снова садится за стол, продолжает писать письмо… «И в мыслях молвила: вот он!»
Учитель. Добрый день! О чем же поговорим сегодня? Определите тему нашего разговора.
Да, сегодня мы решили поговорить с вами о том, что уже вошло в вашу жизнь или только войдет, что заставляет страдать и радоваться, сочувствовать и сопереживать всех нас.
Наш сегодняшний мир меняется стремительно. Мелькают лица людей, поступки, слова. Нам порой некогда остановиться, оглядеться, подумать, поговорить. Давайте послушаем песню из кинофильма «Ирония судьбы…» «Я спросил…»
(исп: С. Никитин. Муз: М.Таривердиев. Слова: В. Киршон)
Я спросил у ясеня
Где моя любимая
Ясень не ответил мне,
Качая головой.
Я спросил у тополя
Где моя любимая
Тополь забросал меня
Осеннею листвой.
Я спросил у осени
Где моя любимая
Осень мне ответила
Проливным дождем
У дождя я спрашивал
Где моя любимая
Долго дождик слезы лил
За моим окном
Я спросил у месяца
Где моя любимая
Месяц скрылся в облаке
Не ответил мне Я спросил у облака
Где моя любимая
Облако растаяло
В небесной синеве
Друг ты мой единственный
Где моя любимая
Ты скажи, где скрыласяЗнаешь, где она
Друг ответил преданный
Друг ответил искренний
Была тебе любимая
Была тебе любимая
Была тебе любимая
А стала мне жена
Я спросил у ясеня
Я спросил у тополя
Я спросил у осени...
Тема нашего разговора- «Великая сила любви»
Эпиграф: «Любовью дорожить умейте». В конце урока мы еще вернемся к эпиграфу.
Любовь! Многогранное понятие: любовь ко всему живому на земле, соединение двух сердец, любовь к матери, к родному дому, к Родине…
Мы с вами рассмотрели произведения писателей и поэтов XIX века: «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Мертвые души» Н.В.Гоголя.
Пусть этот разговор будет и обобщением анализа этих произведений.
Анализировали эти произведения, говорили об истории, обществе, появлении новых героев…
Но мне кажется, о проблемах нравственности, о любви мало говорили, хотя героев
всех произведений мы полюбили: Бэлу и Печорина, Татьяну и Онегина. Может, и нам не понятны чувства героев литературы XIX века, так как, когда читаем письмо Татьяны, у кого-то из вас появилась улыбка, может мы уже другие. Сегодня мы должны найти ответ и на это явление.. Так давайте обратимся к истории любовной поэзии. История человечества знает немало примеров высокой любви. Когда возникла поэзия о любви?
Выступления учащихся:1.Древнерусская литература, литература XVIII, XIX веков, «Гимн любви»
2.Литература XX века
3.Литература других народов
Учитель. Только о внешней красоте написано? Как вы думаете, была ли возможна любовь в годы войны?
Ученик рассказывает о любви в военные годы.
Ученик. Любовь может быть всепобеждающей, преодолеть все преграды, испытания. Именно о такой любви рассказал Константин Симонов в стихотворении « Жди меня», которое во время Великой Отечественной войны было одним из самых популярных. Солдатам хотелось верить в то, что их любят и ждут.
Ученик. Читает наизусть стихотворение К.Симонова «Жди меня»
Учитель. А для вас что значит любить? Современная молодёжь что думает об этом?
Ученик анализирует анкету (2 вопрос)
Ученик читает стих-ние А.С. Пушкина « Я помню чудное мгновенье»
Ученик. У М.Ю. Лермонтова есть прекрасное стихотворение « И скучно, и грустно…»
Слушаем его. ( чтение наизусть)
Физкультминутка. Представьте своего любимого, как зовут его, глазами напишите имя любимого.
Учитель. Любить …но кого же? Давайте послушаем песню
«Ирония судьбы» - Мне нравится...
исп: А. Пугачева. Муз: М.Таривердиев. Слова: М. Цветаевой
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной,
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головам...
За то, что вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не вами!
В психологии есть понятие « дефицит любви». Как вы понимаете, к чему же может привести этот «дефицит любви»? Любовь и сострадание делают человека сильным, способным противостоять жизненным трудностям, преодолевать их.
Если нет любви, к каким тяжким последствиям в душевном развитии приводит этот дефицит; душа, подобно растению, увядает.
- А если не любишь себя, полюбить другого, возможно?
( Психологи считают, что эгоист не любит себя, он сам себе враг)
Жан Жак Руссо говорил: «Человек от природы добр»
Учитель. Способны ли вы обидеть человека?
Ученик (1 вопрос анкеты – анализ)
Учитель. «Прекрасно там, где пребывает милосердие» (Конфуции). Мне приятно слышать, что вы преднамеренно обидеть кого-то не можете.
- Что же мешает нам быть гуманными, милосердными?
(Предполагаемые ответы: эгоизм, лень, невнимательность, непонимание другого человека, отсутствие сострадания, равнодушие, легкомыслие, гнев..)
-Следовательно, проявление гуманности - дело нелёгкое. Согласны ли вы делать такое усилие? При каких обстоятельствах?
Ответы я нашла в ваших анкетах. Обратимся к анкетам.
-Что мучит нашего современника? (анализирует ученик)
-Смех и боль моего современника. (анализирует ученик)
- Я могу сказать определённо, что почти все способны на высокое чувство – сострадание , вы душой болеете за других, переживаете за сверстников.
-Как вы думаете, какие же удовольствия первых детских ощущений ведут к добродетели? И ведут ли?
(Предполагаемые ответы: ласковое прикосновение ,нежный голос матери, состояние физического комфорта, удобства, вкусная пища, совместное участие в игре, отношение с близкими ,их улыбка, одобрение.)
- У Пушкина есть строки «…жить хочу ,чтоб мыслить и страдать…»
Вдумайтесь почему же он ставит эти 2 слова рядом?
(Животное тоже может мучиться, испытывать боль, страх, холод и голод, но страдает человек. Потому что он мыслит. Мыслящий человек не может не страдать. Он глубоко чувствует людское горе, видит зло- он страдает. Страдание делает нас способными к сопереживанию: мы понимаем, что так же может страдать и другой человек. И это заставляет нас делать то, на что способен человек: лечить, утешать, любить, уступать, жертвовать , даже отдавать свою жизнь- и все это во имя жизни!
-Можно ли научиться сочувствию? Можно ли развить в себе способность к состраданию?
-Да. Может быть, вам помогут 2 правила:
1)Научитесь ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.
Например: «Аквариум глазами его хозяина, рыбок и хозяйского кота»
-Одинаково ли они видят?
Упражнение «Чужая роль»
а) улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец.
б) не вставая со стула, посидите так, как сидит председатель экзаменационной комиссии, пчела на цветке, наказанный Буратино, побитая собака.
2) В каждом умейте видеть его достоинства. Любите людей.
Один из великих современных шахматистов признался:
«Чтобы победить сильного соперника, я должен его изучить. А чтобы изучить, я в него должен влюбиться. Да, влюбиться и в стиль игры, и в характер, т.е. в человека. Последнее, конечно, всего труднее. Хуже всего я играю с теми, кого не люблю»
Научиться любить людей трудно, но возможно. Л.Н.Толстой сказал: «Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать ,то это едва ли это милосердие» Если вы хотите ,чтобы вас окружали хорошие люди, чтобы вас любили, сами учитесь сочувствию и состраданию. Да, таким людям живется труднее и беспокойнее.
Но их совесть чиста. Бесчувственным кажется, что им хорошо. Но это им только кажется.
- И какое же ощущение оно создает?
Все это создает ощущение защищенности, надежности, спокойствия, доброго расположения ко всем, уверенность в собственной нужности.
Учитель. Откуда ты родом?(5 вопрос анкеты)
Музыка. Закрыли глаза. Вспомните свое раннее детство.
Какие ощущения остались у вас в памяти? Какими красками показали бы эти ощущения - на левой стороне листа, а на правой стороне – какие желания и поступки по отношению к другим вы чаще проявляли. Ваш современный мир.
-Сравните ваши цветовые ощущения. Какие цвета выбрали? Почему? Что же помогло вам видеть эти ощущения разными красками?
Учитель. Человек от природы добр и важно помочь ему развить и укрепить это качество. Как? (Милосердие всегда строится на уважении и чувство сострадания к человеку. Оно направлено на сохранение самоуважения в каждом человеке. Именно поэтому оно мило сердцу и никогда не унижает, поскольку не кричит о себе и не бросается в глаза. Так будьте же милосердны!
Учитель. Много ли написано о любви?
Ученик.Много
Ученик.Мало
Учитель.А ведь человек неповторим, и эту неповторимость важно увидеть в себе
Каждый молодой человек должен готовить себя к настоящей ,большой любви.Только такая любовь способна доставить радость и счастье.
Надо уметь любить,беречь любовь.
10 заповедей человечности предлагает академик Лихачев в книге “Раздумья” и считает, что каждый должен выполнить их:
1.Не убий и не начинай войну.
2.Не помысли народ свой врагом других народов.
3.Не укради и не присваивай труда брата своего.
4.Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
5.Уважай мысли и чувства братьев своих.
6.Чти природу как матерь свою и помощницу.
7.Чти родителей и прародителей своих и все,ими сотворенное,сохраняй и почитай.
8.Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца ,а не раба.
9.Пусть живёт все живое ,мыслится все мыслимое.
10.Пусть свободным будет все,ибо всё рождается свободным.
Учитель.Великая сила любви.Она позволяет человеку оставаться на земле человеком.
Ученица.Наизусть стихотворение С.Щипачева “Любовью дорожить умейте”
Любовью дорожить умейте,
С годами – дорожить вдвойне:
Любовь-не вздохи на скамейке
И не прогулки при луне.
Все будет:слякоть и пороша,
Но вместе надо жизнь прожить.
Любовь с хорошей песней схожа,
А песню нелегко сложить.
Учитель.Какой бы ни была любовь, надо ценить её как величайший подарок судьбы.Вас,сегодняшних учеников , в будущем ждут встречи,а некоторых и расставания с любимыми, разлуки с ними навсегда. И очень важно,чтобы в сложных жизненных ситуациях вы всегда оставались хорошими, порядочными людьми.
-К каким выводам вы пришли в результате ваших раздумий?
За этот урок ставьте себе сами оценку.Готовы ли вы ко всему ,что приготовит вам жизнь? Оценивайте.Какие оценки поставили?
-Да,жизнь пусть ставит вам хорошие оценки. Любовью дорожить умейте.
Исполняется песня:
«Ирония судьбы» - С любимыми не расставайтесь...
исп: В.Талызина и А.МягковМуз: М.Таривердиев. Слова: А.Кочетков
Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана -
Прольется пламенной смолой.
- Пока жива, с тобой я буду -
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду -
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду -
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.
- Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
- За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба - я и ты.
- Но если я безвестно кану -
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым? - Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!
Д/з Напишите себе письмо, как человеку, которого вы очень хотите понять в соответствии с теми изменениями, которые произошли в нем за время нашего урока.
-Еще вернемся к этой теме. До свидания.