Занятие с элементами тренинга по формированию толерантности у подростков В мире добра и взаимопонимания
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Медянская средняя школа
Конкурсная работа участника муниципального конкурса
«Фестиваль методических идей»
«В мире добра и взаимопонимания»
(занятие с элементами тренинга для учащихся 8-11 классов)
Автор разработки:
Гринина Елена Александровна,
Должность: педагог-психолог
Медяна, 2017 г.
Аннотация
В настоящее время во всем мире, в том числе и в нашей стране, очень остро стоит вопрос о межнациональных взаимоотношениях, практически каждый день мы сталкиваемся с различными проявлениями негативизма по отношению к людям другой национальности, особенно часто это встречается в подростковой среде. Как показали исследования И. Пчелинцевой около половины старшеклассников г. Санкт-Петербурга (40, 4 %) заявили о своей неприязни к отдельным национальностям, а еще 26,6 % молодых людей предполагают, что Россия – это государство русских [2]. Подобные результаты заставляют задуматься о необходимости формирования у подростков чувства толерантности по отношению к людям другой национальности, особенно если учесть, что Россия – это многонациональная страна, в которой проживает более ста различных этнических групп. В связи с необходимостью развития у подростков чувства терпимости к лицам другой национальности было разработано тренинговое занятие, рассчитанное на подростков, которое состоит из трех частей: приветствия, основной и заключительной части. Первая часть представлена мини-лекцией, которая призвана познакомить участников тренинга с целью занятия и настроить на предстоящую работу. Вторая, основная, часть предполагает использование таких методов, как арт-терапия, проблемные ситуации и рефлексия, и последняя, заключительная, часть включает в себя упражнения, направленные на анализ занятия и закрепление полученных в ходе него знаний и впечатлений.
Цель: формирование толерантности подростков по отношению к людям другой национальности.
Задачи:
Сформировать у подростков положительное отношение друг к другу, независимо от того к какой национальности они принадлежат;
Развить у подростков представление о том, что все люди равны и имеют много общего.
Ход занятия
Приветствие
Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит поговорить об очень важной и значимой проблеме – межнациональных отношениях, как Вы думаете, почему именно об этом сегодня пойдет речь? (ответы детей). На самом деле это, в первую очередь, связано с тем, что мы живем в многонациональной стране, где кроме русских проживает множество народов других национальностей, культур и религий. И для успешного развития нашей страны, для светлого будущего Вашего и последующих поколений нам необходимо научиться уважать и принимать всех людей, которые находятся рядом с нами, в том числе и людей других национальностей, культур и религий.
Основная часть
Упражнение 1. Сейчас я Вам предлагаю послушать ряд утверждений, если Вы согласны с утверждением, поднимите руку (после прочтения каждого утверждения ведущий записывает, сколько человек выразили согласие, это необходимо для последующей рефлексии):
Нельзя негативно относиться к человеку, не узнав его;
Не нужно делать выводы о людях, опираясь на рассуждения других;
Неправильно ставить себя выше других, так как все люди имеют свои достоинства и недостатки;
Каждый человек заслуживает уважения и поддержки;
Каждый человек хотел бы, чтобы к нему относились с пониманием;
Каждый человек хотел бы, чтобы его принимали таким, как он есть;
Каждый человек хотел бы, чтобы его поддерживали в трудной ситуации;
Каждый из нас является интересной и неповторимой личностью.
Рефлексия: скажите, какой вывод мы можем сделать из этого упражнения? Те, кто не был согласен с предложенными утверждениями, расскажите Вашу точку зрения по этому поводу. Как Вы думаете, хотели бы люди других национальностей тоже чувствовать себя принятыми в том обществе, в котором они находятся?
Упражнение 2. А сейчас давайте представим, что к Вам в класс пришел новый ученик, который приехал из другой страны. Опишите Ваше поведение по отношению к нему.
Рефлексия: объясните, почему вы решили, что именно так нужно себя вести и правильно ли это? А теперь представьте себя на месте этого ученика, скажите, как бы Вы хотели, чтобы Ваши новые одноклассники отнеслись к Вам?
Упражнение 3. Теперь разделитесь на пары. Я Вам раздам по 1 листочку на каждую пару с указанием какой-либо национальности (карточки представлены в приложении). Один из Вас будет играть роль человека этой национальности, а другой попытается представить, как он повел бы себя в предложенной ведущим ситуации. После того, как каждая пара получила карточки, ведущий описывает подросткам следующую ситуацию: учитель поручил Вам вместе подготовить поздравление на 8 марта от класса, необходимо сделать открытки, придумать текст и поздравительные слова для вручения подарков, а затем распределить, кто будет из класса их дарить. На обдумывание ситуации дается 5 минут, затем каждая пара показывает остальным свой вариант выполнения задания.
Рефлексия: Сложно ли Вам было представить себя на месте человека другой национальности? Какие трудности Вы испытывали? Как Вы думаете, имеет ли значение к какой национальности относится человек в повседневной жизни и почему?
Упражнение 4. Теперь каждый по очереди должен назвать по одному положительному качеству человека тех национальностей, которые были рассмотрены нами в предыдущем упражнении.
Рефлексия: скажите, откуда Вам знакомы эти качества? Какие положительные качества других национальностей Вы можете назвать? Какой вывод мы можем сделать из этого упражнения?
Упражнение 5. А сейчас мы разделимся на две подгруппы. Каждая получит ватман и фломастеры. Выша задача написать, что объединяет всех людей, живущих на планете.
Рефлексия: Теперь давайте сравним Ваши плакаты и сделаем вывод, много ли общего имеет между собой люди? Нужно ли об этом помнить, когда Вы сталкиваетесь с людьми другой национальности? И имеет ли значение принадлежность к национальности или важнее то, что мы все люди и должны помогать друг другу?
Заключительная часть
Упражнение 1. А сейчас давайте подведем итог нашего занятия и по очереди расскажем, что нового и полезного каждый узнал для себя, и что понравилось больше всего в нашем сегодняшнем занятии.
Упражнение 2. И в завершение нашего занятия каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия: 1) обращение к партнеру по имени и 2) сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
Список литературы:
Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность в педагогике. - М.; Издат. Центр АПО, 2002. – 172 с.
Пчелинцева И. Толерантность и школьник / И. Пчелинцева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007. - 212 с.
Тренинг «Толерантность как образ жизни». Методическое пособие для педагогов. – г. Н.Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2011. – 136 с.
Приложение
Карточки с указанием национальности (к упражнению 3 основной части)
Грузин Русский
Чуваш Чеченец
Татарин Башкир
Мордвин МолдованинЦыган
Азербайджанец Бурят Армянин