Психологическое занятие с элементами тренинга в 7 классе на тему: «Цвета толерантности»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
ул. Гагарина 2, 413163 с. Красный Яр, Энгельсский район, Саратовская область,
тел. (8453) 77-67-02, E-mail: engkrasnyr @ mail. ruКонспект открытого психологического занятия
с элементами тренинга в 7 классе
на тему: «Цвета толерантности»
Педагог-психолог
Аюпова Вера Сергеевна.
2015-2016 учебный год
Психологическое занятие с элементами тренинга
«Цвета толерантности»
Цель: Формирование у подростков собственной толерантной позиции путём воздействия на его личность, создание условий для личностного роста подростков, развитие навыков толерантного общения.
Задачи занятия:
1. Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.
2. Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
Кол-во участников в классе (аудитории): 12 человек (обучающиеся 7 класса)
Оборудование: видео материал про межнациональные отношения, фотографии (цветовые альбомы), методический комплект «Чемоданчик предрассудков, или Возможно быть другим», картинка планета земля, силуэты человечков.
Метапредметные связи: в процессе подготовки и на самом занятии активизируются знания обучающихся, полученные при изучении следующих предметов: история, обществознание, изобразительная деятельность.Продолжительность тренингового занятия - 40 минут
План-конспект занятия.
Ход занятия.
1 этап. Создание рабочей атмосферы, формирование проблемы тренинга.
Вступительное слово тренера: «Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас на тренинговом занятии. Сейчас хочу предложить вам вспомнить основные правила тренинга (участники перечисляют). Замечательно. Мне приятно, что вы помните все законы нашего взаимодействия.
-Я покажу вам видеоролик, посмотрите и подумайте о чём он? (Просмотр видеоролика о толерантности). Ответы детей.
- Хорошо. А вот ещё хотелось добавить, что во всех европейских странах в первый четверг сентября проводиться День Межкультурного Диалога или «диалог культур» (24 сентября 2015).
- Что есть в вашем понимании словосочетание «межкультурный диалог» или диалог культур?
– Для чего он нужен этот диалог в европейских странах?
- А актуален ли такой диалог в России? Почему? (в ответах ребят непременно возникают слова «толерантность», «толерантное отношение»).
-Какие события в мире являются подтверждением этого? (ответы детей)
Я думаю что чтобы избежать этих событий что необходимо придерживаться людям? Послушайте определение: …терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам к особенностям различных народов, наций и религий. (психолог зачитывает определение толерантности: (ответы детей толерантность).
- Вы верно отметили, что вопросы толерантности сейчас стоят очень остро, потому как во всем мире систематически происходят межнациональные конфликты, приводящие к войнам, терроризму, гибели невинных людей. Вот сегодня мы с вами поговорим о толерантности, и её проявлениях в межнациональных отношениях.
- Скажите, а как для вас звучит толерантность? (варианты детей)
- Я хочу предложить вам послушать, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара:
во французском- отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в английском- готовность быть терпимым, снисходительным;
в китайском- позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в русском- способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).(определения на слайде)
А что же объединяет эти определения? (Ответы).
Почему? (Ответы)
2 этап. Активизация интереса участников, расширение их знаний о других народах:
Игра «Межкультурный диалог».
Демонстрация цветовых презентаций (альбомов). Детям предлагается назвать народности: Закавказья, Средней Азии, Прибалтики, Славянские народы, России и её малые народности (на слайде появляются группы народностей). Обучающиеся должны назвать: национальные группы, религии национальные особенности, основные традиции нации, известных людей данной нации.
Затем для обобщения сказанного детьми психолог показывает основные психологические черты народностей в виде «цветных альбомов» (презентация).
-Ребята, мне хотелось бы показать вам презентации, а вам необходимо будет догадаться о какой группе народов пойдет речь. Обратите внимание на цвет каждой презентации, соотнесите его с вашими внутренними ощущениями того или иного национального сообщества, попробуйте понять о какой из перечисленных национальных групп пойдет речь. Еще одной подсказкой послужат изображаемые предметы ландшафта местности проживания народа, традиционные символы стран, в виде растительности, выращиваемых фруктов, и прочие детали. Демонстрируются 5 презентаций (каждая в течение 1-2 минут).
Примечание: последний слайд «Национально-психологические особенности характера народов Закавказья (Прибалтики, Азии и др.)» в каждой презентации открывается в конце представления обучающимися «своей национальности», с целью обобщения сказанного ребятами.)Народы Закавказья: грузины, азербайджанцы, армяне («красная» презентация).
Народы Средней Азии: узбеки, казахи, таджики, киргизы, туркмены («оранжевая» презентация).
Народы Прибалтики: эстонцы, литовцы, латыши («синяя» презентация).
Славянские народы: белорусы, украинцы, молдаване (в связи с историческими корнями данную нацию было решено поместить в категорию «славяне»)- «желтая» презентация.
Россия и ее малые народности: тюркские и алтайские, финноугорские народы России, тунгусоманчжурская группа народов России, буряты, калмыки, евреи и другие национальности («зеленая» презентация).
Примечание: Россию и ее народности следует представлять последними.
В процессе показа презентаций и знакомства с народно-психологическими характеристиками народностей психолог задаёт вопрос:
-Какая из основных особенностей на ваш взгляд наиболее выражена у данной категории народностей.
- Какие религии вы знаете? Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?
- Национальные особенности, какого народа вам импонируют? Что восхищает Вас в других национальностях?
- Хорошо или плохо, что мы все разные? Почему?
Сегодня на занятии мы будем работать такой настольной экспозицией с этим жёлтым чемоданчиком, а называется он «Чемоданчик предрассудков».
-Я представляю вам первую карточку скажите, на ваш взгляд правдивы ли эти высказывания? (карточка №19)
-Как вы считаете это мнения или факт? Ответы детей.
-Скажите среди русских нет воров, хитрых, жестоких людей (ответы)
-Так зависит ли эти характеристики от народности, национальности? (нет)
-Какой можно сделать вывод? (Нет национальной принадлежности)
Вывод. Психолог подводит детей к тому, что нет плохие или хороших наций, есть плохие или хорошие люди.
- Посмотрите на карточку отгадайте слово, которое здесь зашифровано? (предрассудки) (карточка №21)
- Верно, давайте разберемся, что это такое, предрассудки? (затем дети читают определение на слайде)
Предрассудки — взгляды и мнения, основанные на неточном или искаженном знании, чаще всего принимаемые на веру со слов других людей (определение на слайде)
-К глубокому сожалению предрассудки людей мешают проявлять толерантность и терпимость по отношению к друг другу, что приводит к дискриминации.
-Посмотрите на карточку, где представлены примеры дискриминации, как вы думаете, что такое дискриминация и как она проявляется? (Карточка №33)
Дискриминация - это негативные социальные действия, предпринимаемые в отношении определённых людей или представителей социальных групп другими людьми или группами(определение на слайде).
Психолог подводит общий итог, цитируя великих людей (цитаты представлены на слайде)
Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. Д. Лихачев
Наша истинная национальность - это человечество. Герберт Джордж Уэллс (на слайде)
3 этап. Самостоятельная работа с информацией
Упражнение «Формула толерантности».
Ведущий предлагает участникам выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Попросите участников на силуэтах «человечков» написать то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После психолог прикрепляет фигуры «человечков» на картинку «земной шар» который предварительно вывешен на доске. Затем психолог зачитывает варианты детей и делает вывод.
Обсуждение: Ведущий задает следующие вопросы:
Можно ли дать по этим качествам дать определение понятию «толерантность»?
-Посмотрите на карточку №22. Скажите что за слово зашифровано в ребусе? (слово «терпимость»)
Вывод. Подводится итог, что понятие «толерантность» имеет множество сторон и граней, сейчас вы разработали своё определение толерантности.
4 этап. Закрепление теоретических навыков, сброс эмоционального напряжения. Использование полученных навыков и умений.
Ребята, мне очень приятно видеть наличие у каждого из вас своей точки зрения, своего мнения, сегодня на занятии, а сейчас мне хочется предложить вам немного порисовать.
Арт-терапевтическое упражнение «Рисование эмблемы «Дружба народов» на песке.
Психолог обращает внимание на то, что на занятии подростки много узнали, поняли, сформировали свою точку зрения на вопрос толерантности. Предлагает каждому участнику нарисовать внести свою часть для рисунка «Дружба народов», используя любые, формы, знаки.
По окончании рисования проводится рефлексия обучающимися своей работы, сопровождающаяся мини-размышлением о своем изображении и процессе его изготовления.
6 этап. Рефлексия занятия.
Упражнение «На занятии я…»
Каждый из подростков в кругу продолжает фразу, начатую ведущим и отражающую его точку зрения. И ритуал прощания «Пожелания друг другу».