Открытый урок по ОПК 2-4 класс на тему Церковь-община верующих людей

Открытый урок в 4 классе
Предмет: «Основы православной культуры»

Тема: « Церковь- община верующих людей»
Цель - обобщить изученный в III четверти учебный материал.
Задачи:
1. Образовательные
1.1. Формирование понятийного аппарата по предмету «Основы православной культуры».
1.2. Закрепление знаний по содержательной линии « История Нового Завета», « Церковь, храм, искусство».
2.Развивающие
2.1.Совершенствование творческих способностей.
2.2. Развитие конвергентного типа мышления.
2.3. Монологической речи.
2.4. Увеличение словарного запаса.
3.Воспитательные
3.1. Активизация нравственного чувства уважения к русской духовной культуре.
3.2. Актуализация смысла Священной истории для современных школьников с учетом состояния их духовно - нравственного развития.
3.3.Ориентация на использование положительных нравственных образцов применительно к своему поведению.
Виды деятельности на уроке:
- обсуждение;
- слушание фрагментов музыкальных произведений;
- рисование;
- музыкально-ритмические движения.
Музыкальный материал: «Се Жених грядет в полунощи» в исполнении хора женского Тервенического монастыря; Мелодия П.И. Чайковского.
Оборудование:
- аудиозапись;
- макет храма;
- листы бумаги, карандаши;
- иллюстрации (символы апостолов: вол, орел, лев, ангел; символы храма: круг, крест, корабль);
- фотографии внутреннего устройства православного собора.

Ход урока

I. Вход в класс. Оргмомент.
II.Вводная часть урока. Звучит стихотворение В.Брюсова « Библия»
- Наверное, вы уже поняли, что сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир библейской истории, вспомним события далеких лет, обратимся к неповторимым евангельским образам, которыми наполнено Священное Писание. А помогут нам в этом музыкальные и художественные произведения.
III. Основная часть урока. Звучит фрагмент песнопения « Се Жених грядет в полунощи»
- Ребята, как вы думаете, о ком повествует это песнопение? Кто этот Жених?
-Каким словом называется история, рассказывающая о десяти девах?
(Ответы детей).
- Объясните, пожалуйста, смысл данной притчи.
(Ответы детей).
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с некоторыми притчами, рассказанными народу Иисусом Христом.
Творческое задание:
- А сейчас попробуйте зарисовать главные образы евангельских притч, которые вы запомнили. Что можно было бы нарисовать, например, из притчи о десяти девах? (Ответы детей).
Проверка задания.
- Постарайтесь одним словосочетанием охарактеризовать то, о чем рассказывает притча, предмет из которой вы нарисовали. Например: притча о десяти девах – о Страшном Суде. Вам понятно задание?
- Молодцы, вы справились с этой трудной работой.
- Многие библейские сюжеты и герои стали основой для многочисленных произведений искусства – живописи, литературы, музыки, скульптуры. А изречения и крылатые (распространенные) выражения из Библии обрели самостоятельную жизнь. Чаще всего они имеют переносное значение. Например, в разговорной речи, когда хотят сказать об очень популярном в последнее время человеке или предмете, о которых все говорят, употребляют выражение: « Он стал притчей во языцех ». Распространенными являются также следующие выражения: «Заблудшая овца»- о человеке, сбившемся с пути правды, «Посыпать голову пеплом» - о проявлении высшей скорби и т. п.
- Ребята, а кто же является автором столь необыкновенной и мудрой книги? Ее написал один человек или несколько?
(Ответы детей).
-Какие еще книги входят в состав Библии?
-Правильно. Это Евангелия, Послания апостолов, Деяния, Апокалипсис или Откровение Иоанна Богослова.
- Библейская история полна различных символов, иногда непонятных даже читающему взрослому человеку. Давайте попробуем разгадать, что означают эти символы? (Показ иллюстраций). Разделите, пожалуйста, их на две группы.
- По какому признаку вы поделили их на две группы? Что объединяет эти символы?
(Ответы детей).
- Правильно, это символы храма. А как назывался храм в ветхозаветные времена? Посмотрите на рисунок-подсказку.
(Ответы детей).
-Русские церкви, храмы, соборы всегда были самыми высокими зданиями в древние времена.
- Кто помнит, какая часть храмового комплекса могла использоваться не только для богослужебных нужд?
- Как назывался звон, собирающий людей к празднику?
Музыкально-ритмические движения.
- После Пасхи каждому человеку разрешено подняться на колокольню поиграть на колоколах. Попробуем и мы с вами позвонить.
Объяснение детям задания: Первый ряд - большой колокол, второй- средний, третий- маленький. Стараемся изобразить «трезвон».
- Ребята, русские зодчие всегда были самыми лучшими, поэтому наши церкви, соборы, монастыри являются величайшим культурным достоянием всего мира - когда в Россию приезжают зарубежные гости, они в первую очередь идут любоваться нашими храмами.
- А вот и гости, которые хотят познакомиться с русской культурой, узнать об устройстве православного храма. У нас с вами есть прекрасная возможность попробовать себя в роли экскурсовода. Я начну рассказ, а следующий продолжит (у доски).
(Объясняем понятие купол, значение количества куполов в храме, что символизирует купол, расположение креста и алтаря на восток, о чем говорит икона над входом в церковь, деление внутреннего помещения на притвор, среднюю часть, алтарь, смысл иконостаса, а также понятия фрески, клирос, Царские врата, подсвечники).
- Спасибо, из вас получились отличные экскурсоводы.
IV.Заключительная часть урока.
- Итак, наше путешествие в мир библейской истории подошло к концу. Я надеюсь, что у вас осталось много хороших впечатлений. И теперь попав в православный храм, вы не будете чувствовать себя там чужестранцами. А мир евангельских образов будет вам также понятен как буквы русского алфавита. Возможно, Библия станет для вас интересным и увлекательным источником пополнения знаний, где «Все в чудно-сжатой картине представлено Духом Святым: и мир, существующий ныне, и Бог, управляющий им!».








Открытый урок во 2 классе
Предмет: «Основы православной культуры»

Тема урока: «Доброта. Жизнь святых - пример для всех людей».
Цель- повторение изученного в III четверти.
Задачи:
1. Образовательные
1.1. Закрепление знаний по содержательной линии « История Ветхого Завета», « История Нового Завета».
1.2. Углубление знаний по содержательной линии «Православная этика».
2. Развивающие
2.1. Умение анализировать и сопоставлять явления и предметы окружающего мира.
2.2. Развитие монологической речи, умения вести диалог, внимательно выслушивать речь учителя и одноклассников.
2.3. Образно- ассоциативного мышления.
2.4. Нравственных качеств личности (чувства ответственности за свои поступки, сопереживания).
3.Воспитательные
3.1. Ориентации на использование положительных образцов в повседневном поведении со сверстниками и старшими по возрасту людьми.
3.2. Умение делать выбор в пользу добра, правды, осознание необходимости противостоять злу.
3.3. Стремления к духовно- нравственному самовоспитанию.
Виды деятельности на уроке:
- обсуждение;
- рисование;
- лепка;
- игра;
- слушание музыкальных фрагментов;
- пение.
Оборудование:
- аудиозапись;
- ватман, на котором изображен храм (схематически);
- листы бумаги с нарисованной книгой (для каждого ребенка);
- краски, кисти, карандаши;
- пластилин.
Музыкальный материал: звуки природы, вступление из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова, Пасхальный тропарь (фрагмент) в исполнении Свято-Троицкой лавры, стихиры Пасхи (фрагмент).

Ход урока

I. Вход в класс. Оргмомент.
II.Вводная часть урока. Проигрывание фрагмента (звуки природы).
- На уроках православной культуры вы узнали, что весь мир, а также человек, были сотворены Богом. Какая книга рассказывает нам об этом?
(Ответы детей).
- Библия делит всю историю человечества на две половины: одна начинается с сотворения Богом мира, другая- с пришествия в мир Сына Божьего - Иисуса Христа. Вспомните, как называется первая часть Библии? Запишите на листе это слово - Ветхий. Вторая часть, которая рассказывает об Иисусе Христе, Его чудесах, Его учениках – Новый Завет.
III. Основная часть урока.
- Был ли сотворенный Богом мир красивым?
- Как звали первого человека, жившего в раю? Каким он был? Чем он отличался от нас?
(Ответы детей).
- Адам был добрым или злым?
- Что случилось потом? Какими стали Адам и Ева?
(Ответы детей).
- Как появился грех? Что это такое?
- Как стали жить люди, когда нарушили волю Божью?
(Ответы детей).
- Так в мире появилось, а затем распространилось зло. А где живет зло?
(Ответы детей).
- Как мы можем узнать злого человека? Чем он отличается от доброго?
Задание.
- Нарисуйте, пожалуйста, душу злого и душу доброго человека.
Слушание музыкального фрагмента. Рисование. Объяснение сюжета своего рисунка.
- Ребята, как же человек может победить зло?
(Ответы детей).
- Посмотрите на этот рисунок. Что это? (Храм). Таким же словом Иисус Христос называл тело человека. Вспомните, при каких обстоятельствах это было? ( Во время изгнания торгующих из храма).
- Давайте попробуем заполнить этот храм такими качествами, которые помогут человеку победить зло в своей душе. (Дети по одному называют качества и свойства доброй души и вписывают их на ватман).
- Но есть еще одно качество, без которого нельзя победить зло. О нем мы узнаем из басни И.А. Крылова «Свинья под дубом». (Чтение басни учителем).
- Какое же это качество? Давайте впишем его в наш храм. Конечно это благодарность. Вежливый человек никогда не забудет сказать слово «спасибо» или «благодарю». А христианин всегда обратиться к Богу с благодарственной молитвой, что бы ни происходило в его жизни. Иначе на кого он станет похожим?
- Ребята, а какие же дела являются добрыми? Я знаю одного мальчика из параллельного класса, который считает добрым делом драку. Не согласны? Сейчас я продолжу. Если вы согласны, говорите «да» и встаете, если «нет» - сидите на месте.
Игра
- Доброе дело – это когда
* дерутся;
* сердятся на товарища, который нечаянно толкнул;
* выполняют поручения и помогают старшим;
* не дают никому своих игрушек, книжек;
* садятся делать уроки, когда пора ложиться спать;
* радуются, когда у кого-либо случилось несчастье;
* смотрят фильмы про злых чудовищ:
* находя чужую вещь, отдают ее хозяину;
* завидуют, если у соседа есть вещь, которой у вас нет;
* если что-то не получается, смеются над товарищем.
- Молодцы, вы правильно разобрались в том, какое дело является добрым, а какое - нет.
- Ребята, как мы называем человека, который победил в своей душе зло? Справился с грехами не только в своих поступках, но и словах, мыслях, чувствах?
(Ответы детей).
- Каких святых вы знаете?
( Ответы детей).
- Люди обращаются к ним с молитвами о помощи и утешении в бедах и несчастиях в надежде на чудо. Послушайте, пожалуйста, и скажите о каком величайшем чуде идет речь в этом песнопении? (Ответы детей после слушания фрагмента стихиры Пасхи).
- Чудо – это необычное событие, которое невозможно совершить человеку. Но в Библии мы можем прочитать о том, что нет ничего невозможного для Господа. В Священном Писании описывается огромное количество случаев чудесной помощи людям, какие же чудеса совершал Иисус Христос?
(Ответы детей).
Разучивание песни о Пасхе.
IV. Заключительная часть урока. Подведение итогов.
- Ребята, что же помогает нам отличить доброго человека от человека злого? - Что нам не нравится в злом человеке?
(Ответы детей).
- Как можно победить зло в самом себе, в своей душе?
- Кто сумел это сделать?
- На кого мы хотим быть похожими? (На человека, совершающего добрые дела).

15