План-конспект урока по истории Казахстана (8 класс) по теме: «Абай Кунанбаев и казахская литература»
План-конспект урока по истории Казахстана (8 класс) по теме: «Абай Кунанбаев и казахская литература»
ФИО
Лёвина Кристина Сергеевна
Место работы
ГУ «Средняя школа №19 отдела образования акимата города Костаная»
Должность
Учитель
Предмет
История
Класс
8
Тема и номер урока в теме
Абай Кунанбаев и казахская литература. 47
Базовый учебник
З.Е. Кабульдинов, А.Т. Кайыпбаева. История Казахстана (XVIII в. – 1914 г.): учебник для 8 класса общеобразовательной школы. Алматы «Атамура» 2012 г.- 325 с.
Цель урока: расширить знания об основоположнике казахской письменной литературе А. Кунанбаеве, познакомиться с трудами писателя.
Задачи:
1. Обучающая: создать условия для творческого обсуждения учащимися творчества Абая Кунанбаева, на примере их жизни показать значение произведений Абая для подрастающего поколения. 2. Развивающая: продолжать формирование умения анализировать прочитанное, развивать речь и творческое воображение, учить определять и формировать личное отношение к прочитанному, побуждать к самопознанию и самосовершенствованию. 3. Воспитательная: пробудить в учащихся чувство гордости за своих предков. Содействовать воспитанию активной жизненной позиции, чувства патриотизма.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: работа в группах и в парах.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор.
План урока:
Детство поэта.
Общение с представителями передовой российской интеллигенцией.
Абай- поэт. Мыслитель.
Абай и народное просвещение.
Переводческая деятельность Абая.
Место Абая в истории Казахстана.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
Комментарии
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
Организационный момент.
- приветствие учащихся;
- положительный настрой на работу на уроке.
Вначале вспомним притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: "Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья".
Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья. В тренинге есть одно важное условие: задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно некто лучше или быстрее, а чтобы сделали все.
-приветствие учителя и учащихся класса;
-положительный настрой на работу на уроке;
-обсуждение притчи;
1
Цель разминки: положительный настрой на урок, привить дух коллективизма.
Использование ИКТ – презентация (позитивное фото)
Деление на группы:
1
2
3 спикеры
4
5
2.
Проверка ОУУН
Вопросы:
-Скажите ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке?
-Что вы узнали из данной темы?
Но чтобы проверить насколько вы усвоили материал, вам необходимо выполнить задание №1. Вопросы – ответ:
Каждая группа получает по конверту вопросов и конверту ответу, вам необходимо в течение 3 мин. на лист А3 в хронологической последовательности подклеить вопросы и к ним ответы, но обратите внимание, что на один из вопросов ответа нет, т.е. вам в группе необходимо продумать ответ и его записать.
Группа № 3 будут проверять, и оценивать насколько группы справились с данным заданием, но задание выполнять будет, лист со своими ответами сдают мне.
А я им предоставляю свой вариант ответов, по которым они оценивают работы учеников.
Группа №3 озвучивает результаты работы групп
Самопроверка (+ – + – + + ).
- Кто не сделал ни одной ошибки, погладьте себя по голове.
Молодцы ребята вы все отлично справились с заданием, как вывод напрашивается ?
-Шокан Уалиханов – великий казахский ученный.
-выполняют задание «Вопросы – ответы» (прием критического мышления «Жокей и лошадь»).
7
Раздаются вопросы и ответы 5 группам
Применение приема
критическое мышление «Лошадь и жокей».
Работа с одаренными и талантливыми, группе 3, куда попали ребята «быстрые» необходимо проверить и сделать вывод по каждой группе как они справились, что помогло им справиться с заданием.
Группа №3 оценивает работу групп
№1
№2
№4
№5
По критериям
1. Знание и понимание темы «Ш.Уалиханов – великий казахский ученый» - 5 б.
2.Вопросы и ответы составлены в хронологической последовательности – 5 б.
Общее кол-во 10 б.
(критерии на доске в презентации, бланк у группы №3, куда они заносят результаты групп)
3.
Актуализация и мотивация учебной деятельности
Ребята вам необходимо посмотреть небольшой ролик и определить тему сегодняшнего урока (ролик лики Евразии – Абай) молодцы, скажите, чем будем заниматься на уроке сегодня.хорошо, каким образом будем достигать цель ..
-ученики определяют тему урока;
-ученики формулируют цели; урока:
Цель урока: расширить знания об основоположнике казахской письменной литературе А. Кунанбаеве, познакомиться с трудами писателя.
Задачи:
1. Обучающая: создать условия для творческого обсуждения учащимися творчества Абая Кунанбаева, на примере их жизни показать значение произведений Абая для подрастающего поколения. 2. Развивающая: продолжать формирование умения анализировать прочитанное, развивать речь и творческое воображение, учить определять и формировать личное отношение к прочитанному, побуждать к самопознанию и самосовершенствованию. 3. Воспитательная: пробудить в учащихся чувство гордости за своих предков. Содействовать воспитанию активной жизненной позиции, чувства патриотизма.
3
Деление класса на группы по номерам.
Использование ИКТ – презентация урока.
Тему, цель и задачи урока формулируем вместе с учащимися для осмысления новой темы.
4.
Вызов.
Итак. Ребята, используя свой жизненный опыт и первоначальные сведения об Абае Кунанбаеве выполните задание №2.
Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным деятелем. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации
Абай
1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняю работу индивидуально.
2 этап. 1 минута. Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.
3 этап. 2-3 минуты. “Сброс идей в корзину”. Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.
В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.
Ребята, используя первоначальные сведения и свой жизненный опыт работают, составляя кластер;
- обсуждают в группах, сравнивают свои ответы;
- пополняют свой кластер новыми идеями;
5
Применение стратегии критического составление кластера.
Самооценивание в процессе работы на уроке.
5.
Осмысление.
Чтобы более подробно изучить биографию и творчество Абая Кунанбаева вам необходимо изучить текст параграфа 47 и маркировать прочитанный текст значками по мере его чтения.
· – уже знал
+ - новое
- - думал иначе
? – не понял, есть вопросы
Вопрос:
Что добавилось нового к тому, что предполагали лишь на основе своего опыта и первоначальных знаний, но не знали точно?
Составьте таблицу по прочитанному тексту
уже знал
новое
думал иначе
не понял, есть вопросы
Обсуждение таблицы.
Вопрос:
Какие выводы можете сделать на основе полученной информации?
Следующее задание составление вопросов высокого порядка, каждая группа получает таблицу, и постарайтесь составить от группы по 2-3 вопроса по новой теме.
Далее группы озвучивают свои вопросы, а команды пытаются ответить на них.
-работают с текстом учебника и дополнительно литературой;
- выполняют задание ИНСЕРТ
- обсуждают в группе;
- составляют таблицу в оценочном листе.
15
Работа в группах и работа в парах.
Работа с различными источниками на уроке.
6.
Закрепление знаний.
Чтобы закрепить изученный материал вам необходимо выполнить задание №4 составьте синквейн.
Теперь чтобы проверить ваши полученные знания, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Знание и понимание:
Назовите настоящее имя Абая?
Является ли жизнь Абая примером незабвенного служения Родине?
Назовите труды Абая Кунанбаева?
Применение:
Как используются труды Абая в современном просвещении?
В каких условиях рос Абай?
Анализ:
Каковы причины того, что Абая считают великим?
Какое различие между Абаем Кунанбаевым и Чоканом Валихановым? Почему?
Синтез:
Как жизнь Абая связана с тем, что в тот период Казахстан стал колонией российской империи?
Какие вы можете сделать выводы о вкладе российских и зарубежных ученых в 19 в.?
Оценка:
От чего умер Абай? Разумно ли это, то почему?
Оцените, хорошо ли Абай прожил жизнь? Что значит прожить жизнь хорошо?
- выполняют творческие задания по изученной теме;
- ответы записывают в оценочные листы;
- отвечают на вопросы высокого порядка.
5
Задания по уровням сложности.
Работа с одаренными и талантливыми.
7.
Рефлексия.
В оценочных листах оценивают свою работу на уроке.
Приклеивают стикеры по настроению после урока.
- оценивают свою работу.
5
Рефлексия в оценочных листах.
Самооценивание своей работы на уроке.
8.
Домашнее задание.
§ 48 читать и пересказывать, ответит на вопросы в конце параграфа.
Выполнить задание в синей рамке в конце параграфа.
Написать эссе.
Записывают д/з.
2
9.
Подведение итогов урока.
Оценки за урок.
На оценочном листе оцените свою работу на уроке:
1 10 баллов – все понял и могу рассказать
8 баллов – все понял, но рассказать не могу
6 баллов понял не все
4 балл – ничего не понял, но старался.
Оценивают свою работу за урок
1
Самооценивание оценивание учащихся за урок.
Приложение №1.
Оценочный лист
Фамилия, имя: ________________________________________________________
1. Составьте кластер
Абай Кунанбаев
2. ИНСЕРТ - маркировать прочитанный текст значками по мере его чтения.
· – уже знал
+ - новое
- - думал иначе
? – не понял, есть вопросы
V
+
?
Уже знал (а)
Новое
Думал (а) иначе
Не понял (а), есть вопросы.
3. Составление вопросов высокого порядка:
4. Составьте синквейн по теме.
1
2
3
4
5
Ответь на вопросы и поставь себе оценку от 2 до 5 баллов
- Что у меня сегодня лучше всего получилось?
- Чего я достиг (ла)?
- Что для меня было трудным?
- Сам (а) себе я желаю:
Заголовок 115