Программа краткосрочного курса Криптография

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №112» г. Перми
Рассмотрено: Утверждаю:
на заседании школьного методического совета директор школы №112
Протокол №___от ________________
«___»__________201_г «____»_________201__г









Программа
Краткосрочного курса «Криптография»
Класс (параллель): 6, 7
Учитель: Куликова Галина Васильевна
Количество часов в четверть: 8; в неделю: 1
Учебно-методический комплекс
Методическое обеспечение: Бабаш А.В., Шанкин Г.П. История криптографии. Часть I.  М.: Гелиос АРВ, 2002.  240 с. Венбо Мао. Современная криптография. Теория и практика = Modern Cryptography: Theory and Practice.  М.: Вильямс, 2005.  768 с.Молдовян А. А., Молдовян Н. А., Советов Б. Я. Криптография. СПб.: «Лань», 2000.





Программу составил(а) __________________/ Куликова Г.В.
















Пояснительная записка
Краткосрочный курс «Криптография» носит практико-ориентированный характер и направлен на овладение учащимися основными приемами зашифровки информации. Обучение по данному курсу создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Цель курса – научить приемам зашифровки информации.
Краткосрочный курс «Криптография» разработан для учеников 6-7 классов и рассчитан на 8 часов.
Количество учащихся при изучении данного курса 15 человек, так как руководитель группы много работает индивидуально с каждым. Занятия проводятся один раз в неделю, без перерыва.
Курс состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части учащиеся знакомятся с историей появления криптографии, способами зашифровки информации. Выполняя практические работы, учащиеся отрабатывают приемы кодирования информации.
Занятия проводятся фронтально и индивидуально. Фронтально проводится теоретическая часть занятий, вводное занятие на первом этапе обучения, а на втором этапе работа осуществляется индивидуально или небольшими группами, в зависимости от склонностей и особенностей обучения каждого ребенка.
Данный курс позволяет школьникам развить аналитико-синтезирующее мышление, способствует формированию умений и навыков, носящих общенаучный и обще интеллектуальный характер.
Основные формы и методы обучения:
иллюстративный;
практическая работа;
индивидуальная форма;
коллективный анализ творческих работ.
Оценка практических работ:
При завершении краткосрочного курса проводится выставка работ, на которой учащиеся представляют зашифрованный текст. На выставке учащиеся и учитель оценивают представленные работы по критериям:
Количество способов зашифровки информации;
Сложность текста;
Свой способ кодирования информации.
Критерий «Количество способов зашифровки информации» по десятибалльной шкале (1-10 баллов), сложность текста и свой способ кодирования информации по пятибалльной шкале (1-5 баллов). Максимальное количество баллов, которые может получить учащийся – 20.
Зачет по краткосрочному курсу ставится при наличии всех работ заявленных программой, и по итоговой работе, где каждый учащийся набирает определенное количество баллов. Минимальное количество баллов необходимое для зачета – 9 баллов.

Содержание курса:
№ занятия
Тема
Содержание занятия
Количество часов

1
История криптографии
Ознакомление с историей криптографии, основоположниками науки.
1

2
Азбука Морзе
Знакомство со способом зашифровки информации с помощью азбуки Морзе. Зашифровка информации данным способом.
1

3
Сциталла
Знакомство со способом зашифровки информации с помощью сциталлы. Зашифровка информации данным способом.
1

4
Система сигнализаций
Знакомство со способом зашифровки информации с помощью систем сигнализаций. Зашифровка информации данным способом.
1

5
Способ Юлия Цезаря
Знакомство со способом зашифровки информации Юлия Цезаря. Зашифровка информации данным способом.
1

6
Шифр Гронсфельда
Знакомство со способом зашифровки информации с помощью шифра Гронсфельда. Зашифровка информации данным способом.
1

7
Самостоятельная работа
Придумывание текста. Его зашифровка.
1

8
Итоговое занятие
Организация работ учащихся. Расшифровка текстов, составленных учащимися. Обсуждение результатов.
1







Перечень рекомендуемой литературы
Бабаш А.В., Шанкин Г.П. История криптографии. Часть I.  М.: Гелиос АРВ, 2002.  240 с. 
Венбо Мао. Современная криптография. Теория и практика = Modern Cryptography: Theory and Practice.  М.: Вильямс, 2005.  768 с.
Молдовян А. А., Молдовян Н. А., Советов Б. Я. Криптография. СПб.: «Лань», 2000.
Нечаев В. И. Элементы криптографии (Основы теории защиты информации). М.: Высшая школа, 1999.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15