Литературно-музыкальная гостиная Мы сильны нашей верною дружбой (посвящается творчеству М.Г.Фрадкина)


Кемеровская область г. Междуреченск
Городское методическое объединение.
Разработали:
учитель музыки МБОУ ООШ №4
Плохотнюк Светлана Николаевна,
учитель музыки МБОУ СОШ № 26
Тропина Анна Валентиновна
Литературно-музыкальная гостиная
«Мы сильны нашей верною дружбой»,
(посвящается творчеству М.Г. Фрадкина)
Слайд № 1 На фоне музыки.(01)
1. Нет, пожалуй, в нашей стране человека, который не знал бы песен Марка Григорьевича Фрадкина. И это не только потому, что в творчестве композитора они исчисляются сотнями, не только потому, что приходят с кино- и телеэкрана. Песни Марка Фрадкина современны потому, что всегда близки сердцам слушателей. И ещё у них одно непременное качество: особый мелодизм.
Сегодня вместе с композитором мы перелистаем страницы его жизни, вспомним его песни.
Слайд № 2
2. Марк Григорьевич родился в живописном провинциальном городке Витебске 4 мая 1914 года в семье врачей. Когда ему было шесть лет, отец, Григорий Константинович, погиб, он был расстрелян белыми при их отступлении из Курска. Вот что рассказывает композитор о своём детстве.
Чтец 1. «Детство моё было не очень спокойным. После гибели отца я оказался фактически предоставлен самому себе. Мать много работала, и я в свободное от школы время вместе с такими же мальчишками, как и я, наводил страх на всю округу.
Начиная с четвёртого класса, учителя грозили оставить меня на второй год за неуспеваемость и, чтобы этого не произошло, мать переводила меня в другую школу. К седьмому классу не оставалось уже почти ни одной школы, в которой бы я не учился. Тогда мой друг, который был председателем учкома, взял с меня слово, что я, наконец, начну заниматься, и уже в середине года меня зачислили в одну из лучших школ города.
Слово своё я сдержал и школу окончил одним из лучших».
1. Никакого инструмента в семье Фрадкиных не было, но мальчик научился хорошо подбирать на пианино, которое стояло у друзей, знакомые мелодии, а когда в городе был организован шумовой оркестр, принял в нём активное участие.
По окончании техникума Марк был направлен на крупное швейное предприятие в качестве инженера по технике безопасности. Проработав немногим больше двух лет на фабрике, Марк Григорьевич поступил в Третий Белорусский театр, где стал выступать в качестве актёра, – в нём всё же победила тяга к искусству.
Слайд № 3
В 1934 году он уезжает в Ленинград и поступает сразу же на второй курс театрального института, который сейчас называется Институтом театра, музыки и кинематографии.
2. После окончания института Марк Григорьевич вновь в Белоруссии. Теперь он начал работать в Минске, в Театре юного зрителя. Параллельно с работой в театре Фрадкин учился в консерватории, куда его приняли сразу на второй курс. Но через год, с третьего курса его призвали в армию.
Начал Марк Григорьевич военную службу в стрелковом полку в Виннице. Он быстро организовал в нём самодеятельный ансамбль и сочинил для него свои первые песни. Эти песни были написаны на слова Евгения Ароновича Долматовского, с которым его вскоре свела судьба.
Слайд № 4
Затем Фрадкина перевели в Киев, где он стал дирижёром Ансамбля песни и пляски Киевского Особого военного округа. На одном из концертов ансамбля в Доме офицеров присутствовал командующий Киевским Особым военным округом Георгий Константинович Жуков. После концерта он поблагодарил Марка Григорьевича за выступление.
Чтец 2. «Тридцать пять лет спустя, – вспоминает Марк Григорьевич, – я увидел его на спектакле в Малом театре. Набрался храбрости и подошёл к прославленному маршалу.
– Здравствуйте, Георгий Константинович. Не узнаёте меня?
– Извините, нет.
– Я композитор Фрадкин.
– Очень рад познакомиться, люблю ваши песни, – сдержанно ответил Жуков.
– А нам и не надо знакомиться. – и я напомнил ему о случае почти 35-летней давности.
– Как?! – удивился маршал и рассмеялся. – Вы тот худощавый молодой дирижёр, которого я видел в Киевском Доме офицеров? Никогда бы не подумал…»
1. В мае 1941 года ансамбль выступал с концертами на самой границе – в Перемышле. Пограничный гарнизон был крайне встревожен тем, что на другой стороне реки Буг явно накапливались немецкие войска. А совсем скоро в ясное, безоблачное утро украинского лета в чистом голубом небе появились серые самолёты с чёрной свастикой. Началась война.
Ансамбль, в котором служил Фрадкин, стал боевой единицей, и все артисты получили оружие. Всё искусство теперь было подчинено одной задаче – победить врага, сплотить волю народа, поднять боевой дух армии.
Чтец 3. Несмотря на опасность, ансамбль работал, стараясь поднять боевой дух бойцов. «Мы не только всегда выступали с огромным энтузиазмом, – рассказывает Марк Григорьевич, – но и постоянно искали новые формы наибольшего воздействия на свою аудиторию, жадную до любых напоминаний об отдалившейся мирной жизни. Так, в первые дни войны появились в наших концертах, кроме официальных ведущих, весёлые фронтовые балагуры – повар Галкин и банщик Мочалкин. Спустя несколько лет тысячи зрителей мирных концертных залов увидели их в новых эстрадных ролях – Тарапуньки и Штепселя.
Слайд № 5
2. После окончания Сталинградской битвы Долматовский и Фрадкин были направлены в район Курской дуги. По дороге в поезде, в одном из вагонов, где расположилась редакция газеты «Красная армия», они написали песню, ставшую особенно популярной – «Случайный вальс».
«Стоит воинской колонне остановиться на ночёвку в прифронтовом селе или городке, – рассказывает поэт, – и вот уже возникают знакомства, и откровенные разговоры, и влюблённость, и всё это носит грустный и целомудренный характер, а рано-рано расставанье, отъезд…». Так возникло стихотворение «Танцы до утра». Название его не выдумано. «Подобные объявления, – рассказывает Долматовский, – зазывали молодёжь в те времена, и я…выписал в заголовок стихотворения то, что крупными неуклюжими буквами было выведено на листах бумаги, прикнопленными к дверям школы». Вот строчки из этого стихотворения:
1.Танца вечная погоня
Удивительно легка.
И лежит в моей ладони
Незнакомая рука.
Долматовский поделился своей мыслью превратить стихотворение «Танцы до утра» в песню.
«Мне очень понравилось название «Офицерский вальс» для будущей песни…
Ночь застала нас уже в пути. Эшелон двигался на север. В вагоне товарищи просили сложить песню. Мы довольно быстро сочинили вынашиваемый нами «Офицерский вальс».
Слайд № 6
(02) Исполнение песни «Случайный вальс»
(стихи Е. Долматовского)
Эшелон шёл медленно – от Сталинграда до Ельца суток семь. На всех станциях и полустанках Фрадкин исполнял песню перед бойцами разных эшелонов. Под Ельцом мы уже слышали свою песню, опередившую нас с проскочившим раньше эшелоном.
Оттуда и пошла песня кочевать по фронтам. Её «офицерское» название заменили сознательно – ведь песня была и солдатской».
Слайд № 7
2. С каждой военной песней связана своя, пусть маленькая, но дорогая и значительная история.
Вот скажем, «Брянская улица». Это песня предпобедная…
Автор текста песни Евгений Долматовский вспоминает, что в 1943 году после Курской битвы, когда наши войска стали стремительно продвигаться вперёд, на Запад, вдруг названия улиц, по которым они проходили, становились указующими, призывающими… Поэтому стихотворение, написанное Долматовским в ноябре 1943 года, называлось «Улицы-дороги»:
1.С боем взяли мы Орёл,
Город весь прошли,
Улицы последней
Название прочли:
Брянская улица на запад нас ведёт,
Значит – в Брянск дорога,
Значит – в Брянск дорога.
Вперёд!
«Я отправил свою песню, – пишет Долматовский, – первоначально упоминавшую Орёл – Брянск – Гомель и нацеливавшую бойцов на Минск, композитору Марку Фрадкину. Довольно долго я не получал ответа, а потом, наверное, почти через год, услышал по радио в исполнении Леонида Утёсова песню с незнакомым названием «Дорога на Берлин».
Чтец 4. «Текст песни «Дорога на Берлин» постоянно пополнялся вместе с движением наших войск на Запад, – вспоминает композитор. Советская Армия шла на Берлин. И буквально каждый день добавлял в песню новые куплеты. «С боем взяли город Брест…Брестская улица на запад нас ведёт… С боем взяли город Брянск.. Брянская улица на запад нас ведёт» и так далее. И все исполнители песни пели её, сообразуясь с реальным положением военных дел, включая в текст названия городов, только что освобождённых нашими войсками. Таким образом песня была завершена вместе с падением рейхстага».
Слайд №8
(03) Видеоролик: Исполнение песни «Дорога на Берлин»
исп. Л.Утёсов
(стихи Е. Долматовского)
2. Отгремела война. Вошли в жизнь новые поколения. Вернулись к ней и те, для кого воспоминания о ней навеки остались в сердце. «Воспоминания – одно из самых удивительных свойств, присущих человеку, – говорит Марк Григорьевич. – Они окружают тебя со всех сторон, радуют или печалят, помогают жить или приносят боль… Но есть воспоминания святые, они не подвластны времени. К такого рода воспоминаниям относится для меня всё, что связано с Великой Отечественной войной».
1. В разные годы, во многих интервью Марк Григорьевич повторяет одну и ту же мысль:
– Годы идут, а мой герой по-прежнему молод. Это стойкий защитник Родины, это человек, который умеет любить, умеет трудиться.
И действительно, как различны герои композитора разных лет! Вспомним «мальчишку кудрявого» из кинофильма «Они были первыми», который мечтал о счастье, но погиб за родину, когда ему шёл лишь восемнадцатый год.
Слайд № 9
(04) Видеоролик: Исполнение песни «За фабричной заставой»
(стихи Е. Долматовского)
Слайд № 10
2. Совсем другая эпоха – строительство новой жизни, трудовой энтузиазм первопроходцев нашей родины – отразилась в песне «Комсомольцы-добровольцы».
Фильм «Добровольцы» родился из знаменитого романа в стихах: поэт Евгений Долматовский написал книгу о героях своего времени – в молодости он по призыву комсомола добровольцем работал на строительстве Московского метрополитена. Его товарищи по бригаде и стали прототипами романа.
В романе не было песни о добровольцах, а в фильме она понадобилась: что за фильм без песни!
Правда, ещё будучи членом метростроевской бригады, Долматовский сочинил песню добровольцев-строителей. Вот что он об этом рассказывает: «Бригадир однажды дал мне несколько необычное задание: написать песню добровольцев-строителей. Композиторов не было поблизости, пришлось использовать знакомый всем мотив «Дальневосточной». Я написал:
Придя сюда по зову комсомола,
Мы знаменитый выстроим туннель, -
И эту песню запели во всех шахтах – от Сокольников до Парка культуры… Но меня эта песня не радовала. Она была привязана к мотиву другой песни, следовательно – не самостоятельная. Очень хотелось написать песню добровольцев – настоящую, не похожую на другие песни».
И вот через четверть века Долматовский с Фрадкиным пишут для кинофильма песню «Комсомольцы-добровольцы», которая шагнул с экрана к людям.
Слайд № 11
(05) Все: Исполнение песни «Комсомольцы-добровольцы»
(стихи Е. Долматовского)
Слайд № 12
1. Теме любви композитор посвятил множество песен. «Любовь, – говорит он, – всеобъемлющее чувство. Это и любовь к родителям, детям, друзьям, ко всему сущему на земле. Конечно, это и любовь к женщине, и самое святое чувство – любовь к Родине. Вот почему любовь всегда остаётся для меня одной из самых дорогих и близких творческих тем.

Слайд № 13
2. Более тридцати лет Фрадкин связан с кино. С 1955 года, когда режиссёр Ю. Егоров пригласил его для участия в фильме «Они были первыми», он создал музыку более чем к сорока фильмам.
Но бывало, что музыка Фрадкина не всегда и не сразу находила понимание у актёров и постановщиков. Нужно было время, чтобы необычная, новаторская, она постепенно дошла до глубины души. Так случилось с песней из фильма «Простая история».
Чтец 5. «Эта песня, – рассказывает Марк Григорьевич, – складывалась непросто. В радужном настроении я пришёл на художественный совет киностудии, где должен был показать музыку к фильму. Музыку в целом одобрили, а вот песня «На тот большак, на перекрёсток» вызвала почти единодушное отрицательное мнение. Я растерялся, пытался понять, в чём дело. Мне объяснили невразумительно, что вроде бы песня должна быть русской деревенской, а получилось что-то иное, а сама по себе песня сложная, и петь её не будут… Откровенно говоря, тогда я так ничего и не понял… Ушёл домой расстроенный…
Прошло несколько дней. Молчала студия, молчал и я. И вдруг… вся студия запела «На тот большак…» Это, наверное, и решило судьбу песни: она осталась в фильме».
Слайд № 14
(06) Видеоролик: Исполнение песни «На тот большак»
(стихи Н. Доризо)
Слайд № 15
1. «Мне хочется писать музыку к тем лентам, – признаётся Марк Григорьевич, – где живут и активно действуют молодые люди, наши современники. Музыка должна помочь зрителю увидеть не то, что он и так видит на экране глазами в данный момент, но то, что скрывается за этим зрительным рядом… Очень полезно самому, вместе с поэтом побывать на съёмках, самому войти в атмосферу будущего фильма».
Однажды Фрадкин и Матусовский приехали в Киев на съёмки фильма «Прощайте, голуби!». Песня у них была в основном готова, но они не торопились выносить её на суд режиссёра и съёмочной группы.
Улицы Киева, цветущие сады, солнце, молодые лица на пути… Фильм рассказывает о том, как взрослеет сегодняшний подросток, как готовится к своему самостоятельному, «взрослому» пути, как приходит к нему первая любовь и уходит детство. О голубях авторы сначала не думали. А потом решили строить песню на этом образе: «детство – голуби» и значительно пересмотрели наброски – и музыку, и стихи. Ведь на самом деле, вместе с детскими забавами и увлечениями, а значит, и с голубями, которыми увлекаются мальчишки, уходит детство.
Слайд № 16
(07) Исполнение песни «Прощайте, голуби»
(стихи М. Матусовского)
2. У композитора есть счастливая способность идти в ногу со временем. Не меняя своего индивидуального стиля, присущего только ему мелодического и гармонического мышления, он умеет создавать произведения совершенно разноплановые по жанрам. Ему принадлежат такие песни, как «За того парня», «Там, за облаками», а рядом – совершенно другого характера и настроения – «Морзянка», «Увезу тебя я в тундру», или удивительная по своей чистоте песня «Красный конь» из фильма «Ветер странствий» на стихи Михаила Пляцковского. В ней и воспоминание о детстве и расставание с ним.
Слайд № 17
(08) Исполнение песни «Красный конь»
(стихи М. Пляцковского)
Слайд № 18
Марк Фрадкин вспоминает: «Если бы не было Дунаевского, Соловьёва-Седого, Блантера, может быть, я не состоялся бы как композитор.
Есть у меня ещё группа друзей, связанных с кино. Первым меня приобщил к нему Юрий Павлович Егоров, пригласив на фильм «Они были первыми». С тех пор мы не расставались и сделали много фильмов: «Простая история», «За облаками небо», «Отцы и дети» и ещё много-много других. Наша дружба оказалась столь важной для нас обоих, что мы поселились в одном доме, чтобы быть всегда вместе.
Второй режиссёр – по количеству сделанных картин – Яков Сегель. С ним мы выпустили «Течёт Волга», «Первый день мира», «Прощайте, голуби!».
Слайд № 19
(09) Видеоролик: Исполнение песни «Течёт Волга».
2. А вот что говорят о композиторе его друзья. Вспоминает актриса Эллина Быстрицкая: «Я иногда становилась свидетельницей рождения новой песни. Это были для меня счастливейшие минуты. Вспоминаю, как он играл «Увезу тебя я в тундру» с её хрустальным звоном и пластику его движений, выражение лица – это был человек необычайного увлечения тем, что он делал.
Слайд № 20
(10) Исполнение песни «Увезу тебя я в тундру»

1. Песням Марка Фрадкина суждена долгая жизнь. Не случайно его называют певцом трёх поколений. Поэт Роберт Рождественский писал: «По-моему, он вовсе не сочиняет музыку. Он просто открывает её в каждом из нас. Ведь где-то в душе нашей, в самой глубине живёт и до поры до времени молчит будущая песня, будущая мелодия. Живёт и не знает, как выйти наружу. И мы сами не знаем, чем ей помочь. Мы этого не умеем. А Марк Фрадкин знает и умеет. Мелодия нашего сердца обретает голос. Обретает крылья. Но, даже взлетев высоко в небо, даже опоясав земной шар, мелодия эта остаётся нашей. До конца. А ведь это, наверное, большое счастье. И для мелодии, и для человека».
Слайд № 21
(11) Исполнение песни «А годы летят»
(стихи Е. Долматовского)
Слайд № 22