Примерная рабочая программа для 1-2 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 6"
Принята Утверждена
на педагогическом совете приказом МБОУ "СОШ№6"
от от
протокол № протокол №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
"Физическая культура"
1-2 класс
Составитель:
В. В. Михеев, О.Б.Маслова
учителя физической культуры
Мариинск, 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 1-2класса разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373,
основной образовательной программой начального общего образования МБОУ "СОШ №6", утв. приказом МБОУ "СОШ №6" от 31.08.2011г. № 289, с дополнениями и исправлениями;
положение о рабочей программе учебного предмета МБОУ «СОШ 6»
Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Физическая культура» для 1-11 классов автора В. И. Лях «Физическая культура» для учащихся 1-11 классов, которая соответствует федеральному государственному образовательному стандарту ( В. И. Лях «Физическая культура» для учащихся 1-11 классов, М.:«Просвещение» 2013 год)
Планируемые результаты освоение учебного предмета
1класс
Учащийся научится:
-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
-применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Учащийся получит возможность научится:
-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
-общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
-организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
-планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
-анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
-видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
-оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
-управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
-технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
-планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
Уровни физической подготовленности в 1 классе:
Контрольные упражнения Мальчики Девочки
высокий средний низкий высокий средний низкий
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа (кол-во раз)
11-12
9-10
7-8
9-10
7-8
5-6
Прыжок в длину с места (см)
118-120
115-117
105-114
116-118
113-115
95-112
Наклон вперед не сгибая ног Коснуться лбом колен Коснуться ладонями пола Коснуться пальцами пола Коснуться колен лбом Коснуться ладонями пола Коснуться пальцами пола
Бег 30 м с
высокого старта (с)
9.8
10.2
10.4
10.4
10.8
11.2
Бег 1000 мБез учета времени
2 класс
Учащийся научится:
-умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
-умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
-умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
Учащийся получит возможность научиться:
-организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
-бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
-организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
-подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
-находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
-выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
На освоение физической культуры отводится 201 час (в учебном году 99 часов для 1 класса, 102 часа для 2 класса), 3 часа в неделю В связи с отсутствием материально-технического обеспечения (плавательного бассейна) часы раздела «Плавание» распределены на спортивно-оздоровительную деятельность.
Основными способами текущего контроля учащихся по физической культуре являются: устный опрос (фронтальный, индивидуальный); сдача нормативов физической подготовленности учащихся, учебный проект. Формой промежуточной аттестации учащихся является письменная контрольная работа.
Учащимся, отнесенным по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оценка успеваемости выставляется на общих основаниях, за исключением выполнения учебного норматива в противопоказанных им видах физических упражнениях.
Уровни физической подготовленности в 2 классе:
Контрольные упражнения Мальчики Девочки
высокий средний низкий высокий средний низкий
Подтягивание в висе лежа согнувшись (кол-во раз) 14-16 8-13 5-7 13-15 8-12 5-7
Прыжок в длину с места (см) 143-150 128-142 119-127 136-146 118-135 108-117
Наклон вперед не сгибая ног в коленях Коснуться лбом колен Коснуться ладонями пола Коснуться пальцами пола Коснуться колен лбом Коснуться ладонями пола Коснуться пальцами пола
Бег 30 м с высокого старта (с) 6.0-5.8 6.7-6.1 7.0-6.8 6.2-6.0 6.7-6.3 7.0-6.8
Бег 1000 мБез учета времени
Содержание учебного предмета
1 класс
Раздел 1. (67 ч.)
Тема 1. Знания о физической культуре (3 ч.)
Знакомство с предметом «Физическая культура». Значимостьфизической культуры в жизни человека. Правила поведения на уроке физической культуры. Подбор одежды, обуви и инвентаря. История появления физических упражнений. Важность физической культуры в развитии человечества. Физические упражнения и их влияние на физическое развитие человека.
Тема 2. Способы физкультурной деятельности (3 ч.)
Составление режима дня. Выполнение комплексов упражнений для развития основных физических качеств; проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня.
Составление таблицы с основными физиологическими показателями (рост, вес, объём груди, окружность головы и др.). Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Соблюдение правил в игре.
Тема 3. Физкультурно – оздоровительная деятельность (2 ч.)
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Гимнастика для глаз.
Тема 4. Спортивно-оздоровительная деятельность (59 ч.)
Тема 4.1. Гимнастика с основами акробатики (16 ч.)
Основная стойка. Построение в колонну по одному. Построение в шеренгу. Построение в круг. Группировка. Перекаты в группировке, лежа на животе. Перекаты в группировке из упора стоя на коленях. Развитие координационных способностей. Название основных гимнастических снарядов. Инструктаж по ТБ. Подвижные игры. Перестроение по звеньям, по заранее установленным местам. Повороты направо, налево. Размыкание на вытянутые в стороны руки. ОРУ с обручами. Стойка на носках, на гимнастической скамейке. Стойка на носках на одной ноге на гимнастической скамейке. Ходьба по гимнастической скамейке Перешагивание через мячи. Развитие координационных способностей. Выполнение команд «Класс, шагом марш!», «Класс, стой!». Подвижные игры. Лазание по гимнастической стенке. ОРУ в движении. Перелезание через коня. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей. Подвижные игры.
Тема 4.2. Легкая атлетика (14 ч.)
Сочетание различных видов ходьбы. Бег с изменением направления, ритма и темпа. Бег в заданном коридоре.Бег (30 м и 60 м). ОРУ. Эстафеты. Развитие скоростных способностей. Игры. Прыжок в длину с места. Прыжок в длину с разбега с отталкиванием одной и приземлением на две ноги. Прыжок в длину с места, с разбега с отталкиванием одной и приземлением на две ноги. Эстафеты. ОРУ. Метание малого мяча в цель (2х2) с 3–4 метров. Метание набивного мяча из разных положений. Метание набивного мяча на дальность. ОРУ. Подвижные игры. Эстафеты. Развитие скоростно- силовых качеств.
Тема 4.3. Лыжные гонки (12 ч.)
Передвижение на лыжах разными способами. Повороты; спуски; подъёмы; торможение. ТБ. Развитие координационных способностей. Подвижные игры. Соревнования.
Тема 4.4. Подвижные и спортивные игры (17 ч.)
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию. На материале спортивных игр:
Футбол – удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол – специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол – подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Раздел 2. (32 ч.)
Тема 5. Подвижные игры с элементами спорта(22 часа)
Подвижные игры на основе баскетбола. Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски.
Подвижные игры на основе мини-футбола. Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – остановки мяча, передачи мяча на расстояние, ведение и удары.
Подвижные игры и национальные виды спорта народов России. Развитие физических качеств. “Тройка”, “Раки”, “Через холодный ручей”, “Петрушка на скамейке”,
Тема 6. Подготовка и проведение соревновательных мероприятий (10 часов)
Развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции, чувства товарищества, ответственности, активности каждого учащегося. Подвижные игры и мероприятия соревновательного характера носят, прежде всего, воспитательный характер и помогают учащимся закрепить знания и умения, полученные на уроках по физической культуре.
Тематическое планирование с указанием количество часов, отводимых на освоение каждой темы:
1 класс
№п/п Наименование разделов, тем Количество часов по программе
Раздел 1. 67
Тема 1 Знания о физической культуре 3
Тема 2 Способы физкультурной деятельности 3
Тема 3 Физическое совершенствование: 2
Тема 4 Спортивно – оздоровительная деятельность 59
Тема 4.1 Гимнастика с основами акробатики 16
Тема 4.2 Легкая атлетика 14
Тема 4.3 Лыжные гонки 12
Тема 4.4 Подвижные и спортивные игры
17
Раздел 2. 32
Тема 5 Подвижные игры с элементами спорта 22
Тема 6 Подготовка и проведение соревновательных мероприятий 10
Всего 99
Содержание учебного предмета
2 класс
Раздел 1
Тема 1 Основы знаний о физической культуре (3 часа)
История древних Олимпийских игр: миф о Геракле и возникновении первых спортивных соревнований, появление мяча и игр с мячом. Физические упражнения, их отличие от обыденных движений, связь с физическим развитием и развитием физических качеств. Характеристика основных физических качеств силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесии. Закаливание организма, его значение в укреплении здоровья человека.
Тема 2 Способы физкультурной деятельности (3 часа)
Занятия утренней зарядкой и музыкальной гимнастикой, закаливанием, по развитию быстроты и равновесия, совершенствованию точности броска малого мяча. Подвижные игры во время прогулок. Измерение длины и массы тела, формы осанки, уровня развития основных физических качеств.
Тема 3 Физическое совершенствование
Тема 3.1 Гимнастика с основами акробатики (18 часов)
Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде “Кругом! Раз-два”; перестроение по два в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по “диагонали” и “противоходом”;
Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках, полупереворот назад в стойку на коленях;
Прикладно-гимнастические упражнения: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине - вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, завесом одной, двумя ногами.
Тема 3.2 Легкая атлетика (18 часов)
Бег: низкий старт с последующим ускорением, челночный бег «3 х 10м», бег с изменением темпа.
Броски: большого мяча снизу из положения стоя и сидя. Метание малого мяча на дальность способом “из-за головы”
Прыжки: на месте и с поворотом на 90 и 100 градусов, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега
Тема 3.3 Лыжные гонки (18 часов)
Передвижения на лыжах: «попеременный двухшажный» и «одновременный одношажный» и «двушажный» ход;
Спуски: в низкой стойке.
Подъемы: “лесенкой” и “елочкой”,
Торможение: “плугом”.
Тема 3.4 Подвижные игры (18 часов)
На материале гимнастики с основами акробатики: “Конники-спортсмены”, “Отгадай чей голос?”, “Что изменилось”, “Посадка картофеля”, “Прокати быстрее мяч”, эстафеты (типа: “Веревочка под ногами”, “Эстафеты с обручами”).
На материале легкой атлетики: «Вызов номеров» “Шишки-желуди-орехи”, “Невод”, “Заяц без дома”, “Пустое место”, “Мяч соседу”, “Космонавты”, “Мышеловка”
На материале лыжной подготовки: “Попади в ворота”, “Кто быстрее взойдет в гору”, “Кто дальше скатится с горки”
На материале спортивных игр:
Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками и обводка стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу.
Волейбол: специальные движения - подбрасывание мяча на нужную высоту и расстояние от туловища; передача сверху двумя руками вперед-вверх.
Тема 3.5 Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Раздел 2.
Тема 4 (6 часов)
игры на основе баскетбола. Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски.
Тема 5 (6 часов)
Подвижные игры на основе мини-футбола. Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – остановки мяча, передачи мяча на расстояние, ведение и удары.
Тема 6 (6 часов)
Подвижные игры и национальные виды спорта народов России. Развитие физических качеств. “Тройка”, “Раки”, “Через холодный ручей”, “Петрушка на скамейке”,
Тема 7. (6 часов)
Подготовка и проведение соревновательных мероприятий. Развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции, чувства товарищества, ответственности, активности каждого ребенка.
Тематическое планирование с указанием количество часов, отводимых на освоение каждой темы:
2 класс
№п/п Наименование разделов, тем Количество часов по программе Уроки Контроль достижений
Раздел 1 Базовая часть 78 75 3
Тема 1 Знания о физической культуре 3 3 Тема 2 Способы физкультурной деятельности 3 3 Тема 3 Физическое совершенствование: Тема 3.1 гимнастика с основами акробатики 18 17 1
Тема 3.2 легкая атлетика 18 17 1
Тема 3.3 лыжные гонки 18 17 1
Тема 3.4 подвижные игры
18 18 Тема 3.5 общеразвивающие упражнения (в содержании соответствующих разделов программы) В процессе урока Раздел 2 Вариативная часть 24 Тема 4 Подвижные игры на основе баскетбола 6 6 Тема 5 Подвижные игры на основе мини-футбола 6 6 Тема 6 Подвижные игры и национальные виды спорта народов России 6 6 Тема 7 Подготовка и проведение соревновательных мероприятий 6 6 Всего 102 24