Методическая разработка урока методом проектов по тем Технология обработки текстовой информации. Практическая работа: создание и оформление кроссворда по информатике
Тольяттинский техникум сервисных технологий и предпринимательства
Методическая разработка урока методом проектов.
Профессия: НПО 34.2 «Повар, кондитер»
Раздел: «Информационные технологии»
Тема: «Технология обработки текстовой информации. Практическая работа: создание и оформление кроссворда по информатике».
Преподаватель: Лещенко Е. А.
г.о. Тольятти
2011 г.
Введение.
Цели урока: обобщить, систематизировать и расширить знания по теме «Технология обработки текстовой информации», научить учащихся представлять свои работы на обсуждение и оценивать других.
Урок проводится в конце темы, когда учащиеся изучили тему и владеют навыками обработки информации в текстовом редакторе, а также обладают навыками работы с таблицами.
Тема проекта: «Создание кроссворда». Учащиеся должны определиться с предметом, по которому будет составлен кроссворд. За две недели до занятия, группа делится на 5 групп (методом жеребьевки). Группам дается задание – собрать материал. В начале занятия с учащимися проводится тест, для систематизации знаний, полученных на занятиях информатики. Во время практической части, каждая группа самостоятельно работает с материалом, который был заранее подготовлен, составляет вопросы, затем разрабатывает макет кроссворда в тетрадях, после чего оформляют его в программе MS Word. Каждая группа в конце занятия должна представить свой проект и защитить его. В конце урока подводятся итоги в форме рефлексии. Происходит обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность составления кроссворда. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
В процессе работы учащиеся обучают и помогают друг другу. Также можно дать задание «составить кроссворд по любому предмету», тогда в результате работы будет прослеживаться связь этого предмета и информатики.
Учащиеся свободно высказывают свое мнение и суждение в группах, перед товарищами, что позволяет им развивать коммуникабельность.
В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Лучшие работы можно использовать учителями-предметниками на уроках. Такие проекты позволяют получить оценки сразу по нескольким предметам. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретённых ими знаний.
Методическая разработка урока методом проектов.
Тема: «Технология обработки текстовой информации. Практическая работа: создание и оформление кроссворда по информатике».
Тип урока: практическое занятие.
Цели урока:
образовательная:
обобщить и систематизировать пройденные знания по теме «Технология обработки текстовой информации».
отражать навыки работы в текстовом редакторе
познакомиться с новыми возможностями текстового редактора
научить учащихся представлять свои работы на обсуждение и оценивать других
развивающая:
формирование интереса к предмету
расширить кругозор учащихся
развитие мышления, воображения
развитие умений и навыков самостоятельной работы
воспитательная:
воспитание самостоятельности
воспитание культуры интеллектуального труда
пояснение значимости данной темы и предмета в целом в современной жизни
Мотивация: актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся
Тип проекта: творческий, мини проект
Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре MS Word.
Цели проекта:
обучение навыкам систематизации и структуризации информации
развитие творческой и исследовательской инициативы
разработка проекта
отработка основных навыков работы с текстом
освоение технологии создания кроссвордов.
Предметно-содержательная область: информатика
Длительность: одна пара
Оборудование и материалы: бланки листов планирования на каждого учащегося, компьютер, текстовый редактор MS Word 2003/2007
План урока:
организационный момент (3 - 5 минут)
актуализация опорных знаний (тест) (5 минут)
создание проекта (70 минуты):
мотивация и организация деятельности учащихся на уроке (3 минуты)
определение темы вопросов для кроссворда (5 минут)
отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами (15 минут)
создание макета кроссворда на бумаге (10 минут)
создание кроссворда на ПК, при оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур; (15 минут)
запись вопросов и ответов к кроссворду (7 минут)
представление результатов работы преподавателю (15 минут)
заключительный момент (5 минут)
подведение итогов
постановка д/з.
рефлексия
Содержание урока:
организационный момент
Проверка присутствующих, запись темы урока на доске, оглашение её и целей данного занятия учащимся, объявление задания для учащихся во время урока.
актуализация опорных знаний (тест)
Тест на тему «WORD»
Вариант 1.
1. Укажите, какой из перечисленных программных продуктов является текстовым редактором, имеющим средства форматирования и включения графики:
Corel;
MuliEdit;
Microsoft Exsel;
WinWord;
Paint.
2. Что такое режим вставки:
Метод добавления текста в документ, при котором существующий текст сдвигается влево, освобождая место вводимому тексту.
Метод добавления текста в документ, при котором существующий текст сдвигается вниз, освобождая место вводимому тексту.
Метод добавления текста в документ, при котором существующий текст остается на месте.
Метод добавления текста в документ, при котором существующий текст сдвигается вправо, освобождая место вводимому тексту.
Метод добавления текста в документ, при котором существующий текст удаляется, освобождая место вводимому тексту.
3. Для чего предназначен буфер редактора Word?
Для длительного хранения нескольких фрагментов текста и рисунков.
Для временного хранения копии какого-либо блока или удаленного блока.
Для защиты информации от вирусов.
Для исправления ошибок при вводе команд.
Для передачи текста на печать.
4.Укажите номера эффектов для следующих начертаний:
H2O; 1. полужирный
Иванов3; 2. подчеркнутый
Текстовый редактор; 3. нижний индекс
Текстовый редактор; 4. верхний индекс
Текстовый редактор; 5. курсив
Какое действие с текстом можно выполнить:
Щелкнув правой кнопкой мыши и выбрав абзац ( или Формат/Абзац) 1. Изменить размеры полей документа
Щелкнув в меню Файл/Параметры страницы/Поля 2. Изменить отступы и размеры красной строки.
6. С помощью какой последовательности команд можно получить следующий вид надписи:
Правка/Специальная вставка…
Формат/Шрифт…
Вставка/Рисунок/Объект WordArt…
Формат/Стиль…
7. Для каких целей служит такое окно?
2540insideДля проведения несложных вычислений в таблицах.
Для ввода формул в текст.
Для вычислений на калькуляторе.
В редакторе Word такого окна нет.
Тест на тему «WORD»
Вариант 2.
1. Для чего предназначен помощник?
Для украшения окна документа.
Для получения быстрых советов или справок.
Для демонстрации анимационных возможностей Word.
Для вставки в текст документа анимации.
2. Укажите номера пиктограмм, выполняющих указанное действие:
Ввод документа с диска.
Печать документа.
Запись документа на диск.
Предварительный просмотр.
1 2 3 4
3. Укажите номера клавиш меню, выполняющих:
Изменение размеров букв.
1
Изменение начертания шрифта.
3
2
4
4. Если выполнить команду Формат/Границы и заливки, то можно сделать:
Обрезку текста всего документа и окраску.
Смену цвета текста в одном абзаце.
Обрамление страницы или абзаца и заливку фона.
5. Что такое колонтитул?
Элемент оформления страницы, куда можно ввести нужный текст, рисунок, номер страницы, дату и время.
Разбиение документа на несколько колонок.
Элемент оформления титульного листа документа.
6. Что такое форматирование таблицы?
Это изменение положения таблицы в документе.
Это изменение размера шрифта и положения надписей в ячейках.
Это изменение размеров ячеек, вставка и удаление строк и столбцов таблицы, объединение и разбивка ячеек.
7. Если по ходу работы нужно использовать несколько документов, то удобнее использовать возможность редактора:
Сделать выписку из документа, сохранить ее в буфере или в новом файле, загрузить другой документ и вставить в него выписку.
Сделать несколько окон и в каждом окне иметь по нужному тексту.
Тест на тему «WORD»
Вариант 3.
1. Для чего предназначена клавиша прокрутки?
Для изменения размеров документа.
Для выбора элементов меню.
Для быстрого перемещения по тексту.
Для оформления экрана.
2. С помощью какой команды можно изменить ориентацию текста на листе бумаги?
Файл/Параметры страницы/Поля.
Файл/Предварительный просмотр.
Файл/параметры станицы/Размер бумаги.
Формат/Границы и заливки.
Файл/Печать/Свойства.
Укажите номера клавиш, с помощью которых можно быстро перемещаться:
В начало стоки 1. [ PgUp]
В конец строки 2. [ Home]
На экран вверх 3. [ End]
На экран вниз 4. [ PgDn]
4. Выберите из приведенного перечня две команды, которые создают многоуровневые списки:
Выполнить Формат/Список/Многоуровневый
Выполнить Вставка/Символ
Выполнить Формат/Шрифт/Абзац
Щелкнуть правую кнопку мыши и Список/ Многоуровневый
5. Укажите номера функций данных клавиш:
Выравнивание по центру
1 2 3 4
выравнивание по ширине
выравнивание по левому краю
выравнивание по правому краю
Перечислите номера клавиш меню, с помощью которых можно поместить какую-либо таблицу в документ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 7. Перечислите, какую информацию можно получить, выполнив Файл/Свойства?
Название документа
Тип документа
Фамилию автора
Дату создания
Все перечисленное выше
Тест на тему «WORD»
Вариант 4.
1. С помощью какой пиктограммы можно запустить редактор Word?
-3492543815
2. Для чего служит клавиша Delete?
Для удаления символа перед курсором.
Для перехода к следующему абзацу.
Для отступа места.
Для сохранения текста.
Для удаления символа следующего за курсором.
Какая из перечисленных последовательностей действий выполняет:
Перемещение блока. Выделить блок.
Поместить его в буфер.
Вставить его в нужном месте
Вставить блок.
Копирование блока. Выделить блок.
Поместить его в буфер.
Затем передвинуть курсор туда, куда необходимо.
4. Какой из приведенных списков является маркированным?
1) 2)
зима
весна
лето
осень 1. зима
2. весна
3. лето
4. осень
5. Что такое абзац?
1) Абзац- это фрагмент текста, процесс ввода которого закончился нажатием клавиши Esc.
2) Абзац- это фрагмент текста, процесс ввода которого закончился нажатием клавиши Spase.
3) Абзац- это фрагмент текста, процесс ввода которого закончился нажатием клавиши Enter.
4) Абзац- это фрагмент текста, процесс ввода которого закончился нажатием клавиши Delete.
5) Абзац- это фрагмент текста, процесс ввода которого закончился нажатием клавиши Shift.
6. с помощью какой клавиши верхнего меню можно проверить правописание?
1
3
2
4
7. Выберите номера правильных ответов на вопрос: Стили применяются для:
Единообразного оформления документа;
Стандартного оформления фрагментов текста;
Вывода документа на печать;
Автоматического изменения оформления документа;
Вставки в документ готового рисунка.
Создание проекта (практическая работа учащихся)
Учащиеся самостоятельно работают в группах над проектом
Учащиеся выступают группами и представляют свои проекты. Остальные учащиеся оценивают работы. На занятии ощущается творческий подъем.
Учителю отводится роль организатора познавательной деятельности и активного наблюдателя.
Заключительный момент
Подводятся итоги урока, озвучивается домашнее задание и проводится рефлексия
Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…